Проблемы и перспективы развития денежного рынка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: финансы, деньги, банки, кредит сегодня являются важней¬шими атрибутами цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Финансы, деньги, кредит, банки – это сложные организмы, порождающие эконо¬мические связи, способные облегчить обмен иди создать опреде¬ленные преграды на пути движения продукта. Выбранная тема может дать общую характери¬стику сущности и роли в экономике финансов, денег, кредита и банкой

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ С.
Введение………………………………………………………………………...
1.экономическое значение денежного рынка………………………
1.1.Роль денег в экономике ………………………………………………………
1.2.Денежный рынок………………………………………
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА……………………………..........................................................................
Заключение……………………………………………………………............
СписоК использованной литературы………………………....................................................................
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………..
3
5
7
9
13
20
22
23

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы развития денежного рынка России.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     Данные  методы дали заметный антиинфляционный эффект, поскольку важным фактором снижения инфляции явилось постепенное  замедление темпов прироста денежного предложения. Так, в 1992—1996 гг. среднемесячные темпы прироста М2 снизились в 7.4 раза, тогда как темпы инфляции — более чем в 18 раз. В 2002 г. денежная масса возросла на 32%, а инфляция составила (в расчете декабрь 2001г.- декабрь 2002г.)-15,1%. Вместе с тем недостаточно гибкое использование монетаристских методов послужило одной из причин возникновения дефицита денег, последствия которого известны: углубление спада производства, рост неплатежей, наводнение экономики денежными суррогатами. Стимулирование экономического роста, а значит, и адекватного увеличения спроса требует определенной денежной эмиссии. Рост предложения денег при неполной занятости ресурсов, если он будет умело направлен в реальный сектор, не должен иметь ощутимых инфляционных последствий. Современная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, в целом соответствует данному подходу. С марта 1999 г. промышленное производство начато расти. Годовой показатель прироста денежной массы (М2) в 1999 г. значительно превысил показатели 1996—1998г. и составил 57,2%3. Данная тенденция продолжалась и в последующие годы. Объем денежной массы М2 за период с 1 июля 2003 г. по 1 июля 2003 г. возрос на 48,7% при росте потребительских цен на 13,9%. Поэтому данное увеличение не носило инфляционного характера. Денежный дефицит, имевший место в России, имел структурный характер. Не хватало полноценных отечественных денег, прежде всего для реального сектора. Иностранная валюта и денежные суррогаты ввиду особенностей и ограничений, накладываемых на их обращение, не в состоянии обеспечить полноценную замену нормальных национальных денежных единиц. Денежные суррогаты низколиквидны, конвертируемость их в нормальные платежные средства затруднена. Долларизация же экономики явилась следствием, общего кризисного ее состояния, в том числе нехватки надежных, высоколиквидных национальных денежных ресурсов. Коэффициент монетизации-это отношение объема денежной массы в обращении к номинальному объему ВВП. Понижение коэффициента монетизации может быть вызван проведением не только жесткой, но и мягкой денежно-кредитной политики, если последняя вызывает рост инфляции. Поскольку инфляция выступает в качестве налога на денежные остатки, хранение активов в виде денег становится убыточным, вследствие чего обладатели денег стремятся перевести их в другие активы, обеспечивающие максимальную доходность, т.е. в твердую валюту, товары, ценные бумаги и т.д. Спрос на реальные денежные остатки снижается, а скорость обращения денег возрастает, вследствие чего меньшее количество денег может обслуживать прежний объем трансакций. Снижение коэффициента монетизации происходит под воздействием и таких факторов, как либерализация цен, недоверие к национальной финансовой системе и национальной валюте, структурная сегментация экономики на сферы с различной степенью обеспеченности деньгами и т.д. В России коэффициент монетизации в 1991 — 1995 гг. сократился более чем в пять раз. За тот же период темп прироста потребительских цен в три с половиной раза опережал темп прироста денежной эмиссии, что свидетельствовало о сокращении реальной денежной массы. Правда, с 1.996 г. наметилась тенденция к увеличению реальной денежной массы. В 1999 г.прирост реальной денежной массы составил 7%. Реальная денежная масса М2 по состоянию на конец июля 2002 г. увеличилась в годовом исчислении на 15%. В России в течение реформационного периода темпы прироста М2,а также опережение темпов прироста М2 над темпами прироста реального ВВП значительно превышали данные показатели не только по странам развитым, но и по странам развивающимся. Причем российские показатели превышали соответствующие средние показатели даже по группе стран с переходной экономикой. Это дает основания считать денежно-кредитную политику в условиях периода реформирования относительно мягкой. К началу реформирования в отечественной экономике в результате тридцатилетнего накопления избыточной денежной массы при системе фиксированных цен образовался огромный денежный «навес» в виде вынужденных сбережений экономических субъектов. Либеризация цен, проводимая в начале реформирования, вызвала в условиях высокой степени монополизации экономики резкое повышение цен, значительно превышающее рост денежной массы, что привело к денежному дефициту в экономике. Гиперинфляция в тот период была главной причиной снижения уровня монетизации. Скачкообразный рост цен, финансовые манипуляции сбережениями породили устойчивое недоверие экономических субъектов к финансовой системе и национальной валюте, что вызвало всплеск спроса на иностранную валюту, а также на товары длительного пользования и первой необходимости. Этот фактор способствовал снижению коэффициента монетизации и создавал предпосылки для возникновения диспропорций в денежном обращении. Скорость обращения денег в сфере услуг и финансовой сфере значительно превышала скорость их обращения в реальном секторе. Непроизводственная сфера давала существенно больший прирост ВВП, чем производственная, которая в некоторых странах с переходной экономикой свертывалась и приходила в убыток. Сложилась ситуация, когда доходы выкачивались из производственной сферы и вкладывались в более прибыльную сферу обращения. Промышленность испытывала структурный денежный дефицит.

     В современных условиях в России существует проблема соотношения денежной массы  М» и ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации. Проблема заключается в том, что Россия имеет один из самых низких в мире уровень насыщенности хозяйственного оборота деньгами. В среднем по странам «большой семёрки» уровень монетизации экономики составляет 55-100%, по развивающимся странам-40-60%. В России в начале 90-х годов уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г.-24%, в 1996 г. опустился до 12-16% и составляет в настоящее время около 20%. Это является, прежде всего, следствием проводимой политики дефляции, которая в целях борьбы с инфляцией предусматривает снижение денежного спроса через денежно-кредитную и налогово-бюджетную системы путём ограничения денежной массы, повышения процентных ставок, усиления налогового бремени, снижения государственных расходов. Как правило, подобная политика в целом, ведет к замедлению экономического роста. Всё стало характерным для российской действительности, особенно в 90-е годы. В результате, несмотря на очень большую норму валового сбережения, в России из-за боязни инфляции (а она всё ещё велика) слабо работает механизм обеспечения экономики денежной массой, необходимой для быстрого развития, в том числе фактически не действует система рефинансирования коммерческих банков.

     Тем не менее, денежная масса продолжает быстро расти, причиной чего является большой приток иностранной валюты из-за высоких цен на нефть. В результате российский экспорт значительно превышает российский импорт, что приводит к очень большому положительному сальдо платёжного баланса. Обменивая на рубли экспортные доходы в иностранной валюте, в оставшейся от её продажи импортерам и от вывоза капитала, экспортёры автоматически заставляют Центральный банк эмитировать рубль под покупаемую им валюту. Это является главной причиной ежегодного роста денежной массы в России (в полтора раза в 2003 г.) и быстрого роста золотовалютных резервов страны (смотри таблицу 1)

     Таблица 1. Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2007 года (млрд. долларов США)

     Как взаимосвязаны платежный баланс и денежный рынок?

     Таблица оформлена не верно!

  январь-сентябрь 2007 г. (оценка) Справочно:
январь-сентябрь 2006 г. январь-июнь 2007 г. январь-июнь 2006 г.
Счет  текущих операций 57,1 79,7 39,0 55,5
  Торговый баланс
 
94,1 111,2 60,8 74,1
  Экспорт
 
248,8 223,8 156,3 143,9
  сырая нефть
 
84,6 78,7 52,3 50,8
  нефтепродукты
 
36,4 34,2 21,8 21,6
  природный газ
 
30,5 32,5 20,4 22,3
  прочие
 
97,2 78,4 61,8 49,1
  Импорт
 
-154,6 -112,6 -95,5 -69,8
  Баланс услуг
 
-14,0 -9,9 -7,9 -5,4
  Экспорт
 
27,6 22,2 16,8 13,5
  Импорт
 
-41,6 -32,1 -24,7 -18,9
  Баланс оплаты труда
 
-5,3 -3,3 -2,7 -1,7
  Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды)
 
-15,7 -17,6 -10,5 -11,7
  Доходы к  получению
 
30,0 20,5 18,5 10,8
  Доходы к  выплате
 
-45,7 -38,1 -29,0 -22,4
  Федеральные органы управления
 
-0,6 -1,8 -0,1 -0,7
  Доходы к  получению
 
1,2 1,3 1,1 1,2
  Доходы к  выплате
 
-1,8 -3,1 -1,2 -1,9
  Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате)
 
-0,0 -0,1 -0,0 -0,1
  Органы денежно-кредитного регулирования 
 
12,2 7,3 7,5 4,3
  Доходы к  получению
 
12,2 7,6 7,5 4,6
  Доходы к  выплате
 
0,0 -0,4 0,0 -0,3
  Банки
 
-3,6 -1,1 -2,1 -0,7
  Доходы к  получению
 
3,2 2,0 2,0 1,2
  Доходы к  выплате
 
-6,9 -3,1 -4,1 -1,9
  Прочие секторы
 
-23,7 -21,9 -15,8 -14,6
  Доходы к  получению
 
13,3 9,6 7,9 3,7
  Доходы к  выплате
 
-37,0 -31,5 -23,6 -18,3
  Баланс текущих  трансфертов
 
-2,0 -0,6 -0,7 0,2
Счет  операций с капиталом и финансовыми инструментами 59,5 -5,1 61,2 10,3
  Счет операций с капиталом (капитальные трансферты)
 
-0,8 0,1 -0,7 0,1
  Финансовый  счет (кроме резервных активов)
 
60,3 -5,2 61,9 10,2
  Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение)
 
143,6 38,5 106,7 38,8
  Федеральные органы управления
 
-5,1 -27,6 -3,9 -5,1
  Портфельные инвестиции (долговые ценные бумаги)
 
-3,4 -2,3 -2,6 -3,3
  выпуск
 
0,0 0,0 0,0 0,0
  погашение (график)
 
-4,4 -3,2 -3,2 -2,4
  корпусов
 
-2,7 -1,8 -2,3 -1,5
  купонов
 
-1,7 -1,5 -0,9 -0,9
  реинвестирование  доходов
 
1,4 1,4 1,0 0,9
  вторичный рынок
 
-0,4 -0,5 -0,4 -1,8
  Ссуды и займы
 
-1,8 -23,5 -1,3 0,0
  привлечение
 
0,2 0,4 0,1 0,2
  погашение (график)
 
-2,0 -25,6 -1,5 -1,9
  реструктуризация
 
0,0 1,7 0,0 1,7
  Просроченная задолженность
 
-0,0 -1,9 -0,0 -1,9
  Прочие обязательства
 
0,0 0,0 0,0 0,0
  Субъекты Российской Федерации
 
-0,1 -0,4 -0,1 -0,5
  Органы денежно-кредитного регулирования
 
0,2 -2,2 0,2 1,3
  Банки
 
57,0 27,8 37,9 16,0
  Прочие секторы
 
91,6 40,9 72,7 27,1
  Прямые инвестиции
 
36,7 25,8 24,3 16,6
  Портфельные инвестиции
 
-0,2 12,8 0,6 4,1
  Ссуды и займы
 
55,3 2,5 48,0 6,6
  Прочие обязательства
 
-0,2 -0,2 -0,2 -0,1
  Активы, кроме  резервных ('+' - снижение, '-' - рост)
 
-83,3 -43,6 -44,9 -28,6
  Органы государственного управления
 
-1,1 -1,3 -1,2 -1,5
  Ссуды и займы
 
0,8 -3,8 0,4 0,5
  Просроченная  задолженность
 
-1,7 3,0 -1,2 -1,4
  Прочие активы
 
-0,2 -0,4 -0,4 -0,6
  Органы денежно-кредитного регулирования 
 
-0,0 2,5 -0,0 -1,2
  Банки
 
-19,4 -12,1 -1,0 -9,1
  Прочие секторы
 
-62,8 -32,8 -42,6 -16,8
  Прямые и  портфельные инвестиции
 
-38,5 -15,2 -28,1 -7,0
  Наличная иностранная  валюта
 
11,6 8,4 6,9 4,9
  Торговые кредиты  и авансы
 
-4,2 -1,6 -1,2 -0,7
  Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений
 
-0,5 -1,0 -0,9 -0,4
  Своевременно  не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в  счет переводов денежных средств  по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными  бумагами
 
-19,3 -16,2 -13,3 -12,3
  Прочие активы
 
-11,8 -7,2 -5,9 -1,3
Чистые  ошибки и пропуски -10,2 1,5 -1,7 -3,5
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -106,4 -76,2 -98,5 -62,4
 
 

     Дата  последнего обновления: 3 октября 2007 года.

     Нет выводов. Раздел не раскрыт, тема, соответственно, тоже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ Требует корректировки!

     Видимое благополучие макроэкономических показателей  порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление  российской экономики и ее быстрый  рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.

     Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.

     С традициями радикализма укрепить доверие  экономических субъектов и всего  населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и  является главной задачей денежной политики в России.

     Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.

     При благоприятном развитии экономики  в ближайшем будущем Россия могла  бы попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вроде платежного союза и  придать рублю некоторые функции  международной валюты. Это послужило  бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой России. Шансы на повышение значимости рубля еще сохраняются, но реализовать их удастся только в случае достижения реальных успехов в денежной политике в ближайшие 2-3 года.

     Правительство России на заседании одобрило основные направления государственной денежно-кредитной  политики на 2008 год, разработанные Центробанком. Согласно документу, укрепление реального  эффективного курса рубля в 2008 году может составить около 3% при реализации базового варианта экономического развития страны (т.е. при среднегодовой цене на нефть марки Urals в $53 за баррель и росте ВВП в 6,1%).

     Чистый  приток иностранного капитала в частный  сектор в 2008 году может составить $30 млрд, в 2009 году - $35 млрд и в 2010 году - $45 млрд.

     Прирост золотовалютных резервов замедлится и  в 2008 году в зависимости от экономических  условий может колебаться от $48,3 до $71,3 млрд, в 2009 году - от $23,6 до $51,5 млрд и в 2010 году - от $14,4 до $25,5 млрд.

     Приток  инвестиций в основной капитал в 2008 году составит 11,9%, рост реальных располагаемых денежных доходов населения - 9,1%, экспорт товаров и услуг вырастет до $343,8 млрд, что позволит обеспечить положительное сальдо торгового баланса в размере $55 млрд. В зависимости от экономических условий темпы прироста денежной базы в 2008 году могут составить 19-25%, в 2009 году - 16-20% и в 2010 году - 13-17%. 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Нормативно-правовая база

    Источники оформлены не корректно! Нет дат  посл.изм. и доп. !

  1. О Центральном банке РФ (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.
  2. «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. с последующими дополнениями и изменениями
  3. Федеральный закон от 03.06.2009 N 102-ФЗ 
    "Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики" 
    (принят ГД ФС РФ 22.05.2009)
    [www.consultant.ru];
  4. Указ Президента РФ от 03.06.93 N 842 
    "О некоторых мерах по сдерживанию инфляции"
    [www.consultant.ru];
  5. Справочная информация: "Средний уровень базовых цен на проектные работы для строительства и инфляционный индекс на изыскательские работы для строительства" 
    (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
 

     Учебники  и учебные пособия

  1. Деньги, кредит, банки: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И.Лаврушина. – М.:КНОРУС, 2006. – 560 с.
  2. Деньги. Банки. Кредит.- М.: Финансы и статистика, 1998 г.
  3. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации//Деньги и Кредит.2003.-№5.-с.13.
 

        

     Периодическая литература

     Источники оформлены не корректно! Слабая подборка статей!

  1. «Известия» № 51, 23 марта 2004 г. Раздел финансов. Учредитель и издатель ОАО «Редакция газеты «Известия». М.,2004.
  2. «Известия» № 47, 18 марта 2004 г. Раздел финансов. Учредитель и издатель ОАО «Редакция газеты «Известия». М.,2004.
 

     Аналитические и статистические материалы

    Источники оформлены не корректно!

  1. Российский статистический сборник.2002:Статистический сборник. Госкомстат России. - М.,2002.
  2. http://www.rian.ru // РИА «Новости»
  3. Сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru
  4. «Деньги и кредит» журнал, 7/2007
 
 

 

Цель                   Проведенные                                             Выявленные                                                       Предложения       

                                     исследования                                результаты                                                   и    рекомендации

        

        

     

     

       

       

       

Информация о работе Проблемы и перспективы развития денежного рынка России