Проблемы и направления совершенствования работы органов государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 07:28, доклад

Описание работы

Для упорядочения бюджетного процесса особенно в части планирования и выполнения расходной части бюджетов всех уровней, прежде всего необходимо усовершенствовать государственный финансовый контроль, который осуществляется как на уровне государства, так и на уровне соответствующих регионов. Однако действующий ныне институт финансового контроля не м

Работа содержит 1 файл

Проблемы и направления совершенствования работы органов государственного финансового контроля.docx

— 18.56 Кб (Скачать)

Проблемы  и направления  совершенствования  работы органов государственного финансового контроля

Для упорядочения бюджетного процесса особенно в части планирования и выполнения расходной части бюджетов всех уровней, прежде всего необходимо усовершенствовать государственный финансовый контроль, который осуществляется как на уровне государства, так и на уровне соответствующих регионов. Однако действующий ныне институт финансового контроля не может в полной мере предотвратить разбазаривании бюджетных средств, злоупотреблений и манипуляций с финансовыми и материальными ресурсами государства и отдельных регионов, а, следовательно, способствовать оптимизации бюджетного процесса и поступательному развитию социально-экономических отношений. 
 
Несмотря на усиление отдельных этапов финансового контроля, следует констатировать, что количество финансовых нарушений из года в год не уменьшается. Результаты деятельности Государственной контрольно-ревизионной службы свидетельствуют о динамике роста сумм выявленных убытков и финансовых нарушений в целом. 
Эффективность финансового контроля за экономным и целевым расходованием бюджетных средств, состоянием сохранности государственного и коммунального имущества зависит от комплексности его осуществления, своевременности и полноты реализации мероприятий для возмещения нанесенных государству убытков, устранения причин, которые привели к финансовым потерям. Большинство из этих функций возложено на Государственную контрольно-ревизионную службу.  
 
Однако, в своей деятельности органы государственной контрольно-ревизионной службы сталкиваются с рядом проблем по эффективной организации финансового контроля. Так, одной из важных проблем можно считать дублирования контрольно-ревизионных действий между органами, на которые возложено осуществление контрольных функций. 
К этим органам относятся: Государственная контрольно-ревизионная служба, Счетная палата, органы государственной налоговой службы, Государственного казначейства Украины, финансовые управления при Государственных администрациях, контролирующие подразделения Пенсионного фонда и т.д. 
 
Для решения этой группы проблем целесообразно провести ряд мероприятий, среди которых: 
во-первых, четко регламентировать функции, права и ответственность финансовых органов при согласовании смет расходов и штатных расписаний, внесении изменений к ним; 
 
во-вторых, внедрить новые и усовершенствовать действующие нормативы по планированию расходов и использования бюджетных средств и материальных ценностей; 
в-третьих, определить предмет и объем финансового контроля, который относительно бюджетных средств должны осуществлять главные распорядители бюджетных средств, подразделения ведомственного контроля, финансовые органы и органы Государственного казначейства, установить ответственность должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение этих функций.

Существует  также проблема отсутствия системности  контроля, т.е. соответствия предварительного, текущего и последующего контроля. Ныне финансовый контроль со стороны  органов государственной контрольно-ревизионной  службы носит карательный и воспитательный характер, но не имеет превентивного  характера по предупреждению нарушений  бюджетной дисциплины и предотвращения злоупотреблений в финансово-бюджетной  сфере. Учитывая это одним из направлений совершенствования финансового контроля является повышение действенности текущего контроля со стороны органов казначейства в координации с органами исполнительной власти и государственной налоговой администрации. Эффективность превентивных, а не дальнейших мероприятий трудно переоценить. Целесообразно было бы привлекать органы ГКРС к осуществление предварительного контроля на стадии формирования смет доходов и расходов бюджетных учреждений, или уполномочить финансовые органы и органы Государственного казначейства осуществлять кроме текущего еще и предварительный контроль за формированием финансовых ресурсов бюджетных учреждений и организаций. 
В осуществлении своих контрольных функций перед органами ГКРС возникает проблема отсутствия единой информационной системы контроля, то есть доступа к базам данных других финансовых контролирующих органов. Для установления действенного контроля за всеми направлениями расходования бюджетных средств от расходов на содержание учреждений и организаций к их расходования на социальное важные цели крайне необходимым является установление систематического обмена информацией между всеми финансовыми и контролирующими органами, которые обеспечивают выполнение бюджета. То есть необходима единая информационная база. Чтобы решить эту проблему целесообразно компьютеризировать систему финансового контроля в Украине с доступом к локальных и глобальных сетей передачи информации, что позволит сэкономить рабочее время и не беспокоить указанные органы постоянными письменными запросами. 
 
Нынешние условия экономического развития государства требуют внедрения в жизнь новых направлений и методов осуществления контрольных функций, одной из которых является аналитическая работа по проведению анализа эффективности использования бюджетных средств на предмет выявления основных факторов, которые приводят к неэффективному использованию финансовых ресурсов. Низким остается уровень аналитической работы в низовых звеньях государственной контрольно-ревизионной службы, вследствие чего не полностью определяются причины нарушений и, соответственно, не принимаются меры по их устранению. Серьезным препятствием для осуществления анализа материалов ревизий и проверок является отсутствие единой методологической базы. 

Поэтому нужно разработать обоснованную методологию анализа материалов ревизий и проверок, которая бы дала возможность работникам ГКРС проводить  обобщение и анализ материалов ревизий  за последние 2-3 года. Это позволило бы определять основные причины нарушений и предотвращать в будущем. В дальнейшем данные анализа нижестоящих звеньев контрольно-ревизионной службы целесообразно использовать вышестоящим (контрольно-ревизионными управлениями) и группировать и обобщать их на уровне Главкру. 
Важным направлением совершенствования контрольно-ревизионной и аналитической работы является внедрение автоматизации проведения ревизий и проверок с помощью персональных ЭВМ. Для этого нужно: 
 
во-первых, привлечь к работе над программным обеспечением контрольно-ревизионного процесса специалистов-программистов со знаниями дисциплины ревизии, контроля и учета; 
во-вторых, на экономических учениях в контрольно-ревизионных отделах набираться практических навыков работы с персональными электронно-вычислительными машинами.  
 
Важными являются также кадровые вопросы органы ГКРС, где в связи с экономией бюджетных средств наблюдается неукомплектованность ревизионного аппарата, ненадлежащее материальное стимулирование работников ГКРС, что приводит к чрезмерной перегрузки контролеров-ревизоров, повышение текучести кадров.  
Перспективы совершенствования финансового контроля зависят от его качества на всех его этапах и своевременности адекватного реагирования финансовых органов, главных распорядителей кредитов и органов власти на результаты последующего контроля, то есть на выявлены факты нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств путем принятия мер для возмещения незаконных расходов, регулирования объемов финансирования и приведения в соответствие с нормативно-правовыми актами, регулирующих бюджетный процесс.  
 
Согласно Указу Президента Украины "О мерах по повышению эффективности контрольно-ревизионной работы" от 27 августа 2000 года № 1031/2000 пунктом 6 обязывает Кабинет Министров Украины ускорить подготовку проектов законов Украины: 
- о финансовом контроле в Украине, который бы определял идеологию финансового контроля в Украине; 
 
- о государственном контроле в сфере деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц. 
Проект Закона Украины "О финансовом контроле в Украине" призван четко разграничить функции органов и субъектов финансового контроля и предусматривает урегулирование таких вопросов:

- определение  вопросы финансового контроля, его  объектов и субъектов, финансовой  дисциплины и финансового правонарушения, а также структуры системы  финансового контроля, основных  принципов его методологического  и методического обеспечения; 
- определение статуса Кабинета Министров и Премьер-Министра Украины в осуществлении руководства системой государственного финансового контроля в Украине; 
 
- создание целостной системы специализированного государственного финансового контроля в системе исполнительной власти, закрепление за Министерством финансов статуса главного органа финансового контроля в системе исполнительной власти, который направляет и координирует деятельность по осуществлению финансового контроля органами государственного специализированного финансового контроля в системе исполнительной власти, а также органами внутреннего ведомственного финансового контроля; 
- создание системы специального государственного финансового контроля за законностью деятельности органов местного самоуправления в финансовой сфере, что, в частности, предусматривает создание региональных контрольных органов, которые не будут иметь вертикального подчинения и руководители которых будут назначаться Президентом Украины по представлению премьер-министра; 
 
- устранение дублирования в системе органов государственного контроля путем определения и четкого разграничения их функций; 
Принятие указанного законопроекта завершило бы создание правовых основ функционирования целостной системы финансового контроля в Украине, в целом способствовало бы укреплению государственной власти, местного самоуправления и стабильности финансовой системы, становлению эффективной системы государственного контроля и росту роли государства в регулировании социально-экономического развития государства.

Информация о работе Проблемы и направления совершенствования работы органов государственного финансового контроля