Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 07:28, доклад
Для упорядочения бюджетного процесса особенно в части планирования и выполнения расходной части бюджетов всех уровней, прежде всего необходимо усовершенствовать государственный финансовый контроль, который осуществляется как на уровне государства, так и на уровне соответствующих регионов. Однако действующий ныне институт финансового контроля не м
Проблемы и направления совершенствования работы органов государственного финансового контроля
Для
упорядочения бюджетного процесса особенно
в части планирования и выполнения
расходной части бюджетов всех уровней,
прежде всего необходимо усовершенствовать
государственный финансовый контроль,
который осуществляется как на уровне
государства, так и на уровне соответствующих
регионов. Однако действующий ныне институт
финансового контроля не может в полной
мере предотвратить разбазаривании бюджетных
средств, злоупотреблений и манипуляций
с финансовыми и материальными ресурсами
государства и отдельных регионов, а, следовательно,
способствовать оптимизации бюджетного
процесса и поступательному развитию
социально-экономических отношений.
Несмотря на усиление отдельных этапов
финансового контроля, следует констатировать,
что количество финансовых нарушений
из года в год не уменьшается. Результаты
деятельности Государственной контрольно-ревизионной
службы свидетельствуют о динамике роста
сумм выявленных убытков и финансовых
нарушений в целом.
Эффективность финансового контроля за
экономным и целевым расходованием бюджетных
средств, состоянием сохранности государственного
и коммунального имущества зависит от
комплексности его осуществления, своевременности
и полноты реализации мероприятий для
возмещения нанесенных государству убытков,
устранения причин, которые привели к
финансовым потерям. Большинство из этих
функций возложено на Государственную
контрольно-ревизионную службу.
Однако, в своей деятельности органы государственной
контрольно-ревизионной службы сталкиваются
с рядом проблем по эффективной организации
финансового контроля. Так, одной из важных
проблем можно считать дублирования контрольно-ревизионных
действий между органами, на которые возложено
осуществление контрольных функций.
К этим органам относятся: Государственная
контрольно-ревизионная служба, Счетная
палата, органы государственной налоговой
службы, Государственного казначейства
Украины, финансовые управления при Государственных
администрациях, контролирующие подразделения
Пенсионного фонда и т.д.
Для решения этой группы проблем целесообразно
провести ряд мероприятий, среди которых:
во-первых, четко регламентировать функции,
права и ответственность финансовых органов
при согласовании смет расходов и штатных
расписаний, внесении изменений к ним;
во-вторых, внедрить новые и усовершенствовать
действующие нормативы по планированию
расходов и использования бюджетных средств
и материальных ценностей;
в-третьих, определить предмет и объем
финансового контроля, который относительно
бюджетных средств должны осуществлять
главные распорядители бюджетных средств,
подразделения ведомственного контроля,
финансовые органы и органы Государственного
казначейства, установить ответственность
должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее
выполнение этих функций.
Существует
также проблема отсутствия системности
контроля, т.е. соответствия предварительного,
текущего и последующего контроля.
Ныне финансовый контроль со стороны
органов государственной
В осуществлении своих контрольных функций
перед органами ГКРС возникает проблема
отсутствия единой информационной системы
контроля, то есть доступа к базам данных
других финансовых контролирующих органов.
Для установления действенного контроля
за всеми направлениями расходования
бюджетных средств от расходов на содержание
учреждений и организаций к их расходования
на социальное важные цели крайне необходимым
является установление систематического
обмена информацией между всеми финансовыми
и контролирующими органами, которые обеспечивают
выполнение бюджета. То есть необходима
единая информационная база. Чтобы решить
эту проблему целесообразно компьютеризировать
систему финансового контроля в Украине
с доступом к локальных и глобальных сетей
передачи информации, что позволит сэкономить
рабочее время и не беспокоить указанные
органы постоянными письменными запросами.
Нынешние условия экономического развития
государства требуют внедрения в жизнь
новых направлений и методов осуществления
контрольных функций, одной из которых
является аналитическая работа по проведению
анализа эффективности использования
бюджетных средств на предмет выявления
основных факторов, которые приводят к
неэффективному использованию финансовых
ресурсов. Низким остается уровень аналитической
работы в низовых звеньях государственной
контрольно-ревизионной службы, вследствие
чего не полностью определяются причины
нарушений и, соответственно, не принимаются
меры по их устранению. Серьезным препятствием
для осуществления анализа материалов
ревизий и проверок является отсутствие
единой методологической базы.
Поэтому
нужно разработать обоснованную
методологию анализа материалов
ревизий и проверок, которая бы
дала возможность работникам ГКРС проводить
обобщение и анализ материалов ревизий
за последние 2-3 года. Это позволило бы
определять основные причины нарушений
и предотвращать в будущем. В дальнейшем
данные анализа нижестоящих звеньев контрольно-ревизионной
службы целесообразно использовать вышестоящим
(контрольно-ревизионными управлениями)
и группировать и обобщать их на уровне
Главкру.
Важным направлением совершенствования
контрольно-ревизионной и аналитической
работы является внедрение автоматизации
проведения ревизий и проверок с помощью
персональных ЭВМ. Для этого нужно:
во-первых, привлечь к работе над программным
обеспечением контрольно-ревизионного
процесса специалистов-программистов
со знаниями дисциплины ревизии, контроля
и учета;
во-вторых, на экономических учениях в
контрольно-ревизионных отделах набираться
практических навыков работы с персональными
электронно-вычислительными машинами.
Важными являются также кадровые вопросы
органы ГКРС, где в связи с экономией бюджетных
средств наблюдается неукомплектованность
ревизионного аппарата, ненадлежащее
материальное стимулирование работников
ГКРС, что приводит к чрезмерной перегрузки
контролеров-ревизоров, повышение текучести
кадров.
Перспективы совершенствования финансового
контроля зависят от его качества на всех
его этапах и своевременности адекватного
реагирования финансовых органов, главных
распорядителей кредитов и органов власти
на результаты последующего контроля,
то есть на выявлены факты нецелевого
и неэффективного использования бюджетных
средств путем принятия мер для возмещения
незаконных расходов, регулирования объемов
финансирования и приведения в соответствие
с нормативно-правовыми актами, регулирующих
бюджетный процесс.
Согласно Указу Президента Украины "О
мерах по повышению эффективности контрольно-ревизионной
работы" от 27 августа 2000 года № 1031/2000
пунктом 6 обязывает Кабинет Министров
Украины ускорить подготовку проектов
законов Украины:
- о финансовом контроле в Украине, который
бы определял идеологию финансового контроля
в Украине;
- о государственном контроле в сфере деятельности
органов исполнительной власти и ее должностных
лиц.
Проект Закона Украины "О финансовом
контроле в Украине" призван четко разграничить
функции органов и субъектов финансового
контроля и предусматривает урегулирование
таких вопросов:
- определение
вопросы финансового контроля, его
объектов и субъектов,
- определение статуса Кабинета Министров
и Премьер-Министра Украины в осуществлении
руководства системой государственного
финансового контроля в Украине;
- создание целостной системы специализированного
государственного финансового контроля
в системе исполнительной власти, закрепление
за Министерством финансов статуса главного
органа финансового контроля в системе
исполнительной власти, который направляет
и координирует деятельность по осуществлению
финансового контроля органами государственного
специализированного финансового контроля
в системе исполнительной власти, а также
органами внутреннего ведомственного
финансового контроля;
- создание системы специального государственного
финансового контроля за законностью
деятельности органов местного самоуправления
в финансовой сфере, что, в частности, предусматривает
создание региональных контрольных органов,
которые не будут иметь вертикального
подчинения и руководители которых будут
назначаться Президентом Украины по представлению
премьер-министра;
- устранение дублирования в системе органов
государственного контроля путем определения
и четкого разграничения их функций;
Принятие указанного законопроекта завершило
бы создание правовых основ функционирования
целостной системы финансового контроля
в Украине, в целом способствовало бы укреплению
государственной власти, местного самоуправления
и стабильности финансовой системы, становлению
эффективной системы государственного
контроля и росту роли государства в регулировании
социально-экономического развития государства.