Проблемы формирования и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:40, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. В переходной экономике, в СНГ, такая функция ценных бумаг складывается не сразу. При высокой инфляции, свойственной начальным этапам перехода к рынку, доходы на ценные бумаги не компенсируют инфляционных потерь. Деньги инвесторов охотнее вкладываются в операции с иностранной валютой. Даже в условиях существования валютного коридора и паден

Содержание

Введение.
1. Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка.
1.1 Место и роль рынка ценных бумаг в рыночной экономике.
1.2 Структура и участники рынка ценных бумаг.
2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг.
2.1. Ценные бумаги и их виды.
2.2. Система управления рынком ценных бумаг.
2.3. Фондовая биржа и ее структура.
3.Современное состояние казахстанского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.
3.1.Проблемы формирования и функционирования рынка ценных бумаг в Казахстане.
3.2. Перспективы развития казахстанского рынка ценных бумаг.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Проблемы_формирования_и_развития__РЦБ_в_РК.doc

— 682.00 Кб (Скачать)

      Цена спроса – цена, предлагаемая покупателем.

      Цена предложения – цена, предлагаемая продавцом.

      Спрэд – разрыв между минимальной и максимальной ценой.

      Маржа – страховочный платеж, либо сумма фиксированного вознаграждения посреднику.

Авторитет биржи зависит от объема сделок, которые заключаются в ее системе. В свою очередь, объем сделок зависит от количества на бирже ценных бумаг. Эти два показателя – объем и количество торгуемых бумаг – являются своеобразными индикаторами, ориентирующими инвестора при выборе торговой площадки.

Фондовые биржи могут быть универсальными или специализированными. Специализированные характеризуются тем, что в структуре их оборота преобладают ценные бумаги одного вида. Многие фондовые биржи являются универсальными, так как торгуют различными ценными бумагами.

Основными участниками биржевых торгов являются:

      Дилеры – торгуют на свой страх и риск;

      Брокеры – по поручению клиента за вознаграждение;

      Специалисты – занимаются анализом и консультациями;

      Маклеры – играют на бирже;

      Организаторы торгов – обеспечивают процесс;

      Руководители биржи – отвечают за соблюдение законов и правил работы биржи;

      Сотрудники аппарата биржи – технически сопровождают биржевую деятельность.

Биржевые сделки – это взаимосогласованные действия участников торгов, направленные на установление, прекращение или изменение их прав и обязанностей в отношении биржевых товаров. Эти сделки заключаются на товары и фондовые активы, допущенные к котировке и обращению на бирже. Различают правовую, экономическую, организационную и этическую сторону биржевых сделок. Сформировалось четыре их типа:

      Сделки с предъявлением товара;

      Индивидуальные форвардные сделки;

      Фьючерсные (стандартные) сделки;

      Опционные сделки

Регламент заключения сделки определяется биржей. К общим требованиям регламента биржевых сделок относится требование заключения сделок в письменной форме. В заявке на биржевую операцию должно быть указано:

      Точное наименование товара

      Род сделки

      Количество товара

      Цена сделки

      Срок сделки

      Вид сделки

Различают кассовые и срочные сделки. Кассовые сделки – это требующие немедленного исполнения. Они могут быть простыми или сделками с маржей. На казахстанском фондовом рынке кассовой считается сделка, расчет по которой производится в день ее заключения или в период двух  банковских дней. По обычной сделке расчеты производятся не позднее 90 дней со дня заключения договора. Срочные сделки – имеют фиксированные сроки расчета, заключения и установления цены. Они подразделяются по следующим признакам:

      По сроку расчета – конец месяца, к примеру

      По моменту установления цены – на день реализации, на конкретную дату.

      По механизму заключения – простые или твердые, условные, пролонгационные

Биржевые сделки с ценными бумагами подлежат регистрации. К регистрации принимаются сделки только с теми бумагами, которые прошли государственную регистрацию. Регистрация производится на основании договора или иного документа, подтверждающего совершение сделки в специальных учетных регистрах. На договоре регистрирующий орган делает отметку о дате и месте регистрации, указывает порядковый регистрационный номер.

Биржевые торги могут быть организованы в различных формах. По форме проведения различают постоянные и сессионные, контактные и бесконтактные торги. По форме организации различают простой и двойной биржевой аукционы. Простой аукцион предполагает конкуренцию продавцов при недостаточном неплатежеспособном спросе или конкуренцию покупателей при избыточном спросе. Английский аукцион идет «по шагам» от минимальной цены к максимальной. Голландский аукцион организован по принципу «первого покупателя» - от высшей цены к низшей. Продажа проводится по минимальной цене или «цене отсечения». Заочный аукцион «втемную» осуществляется следующим образом: покупатели одновременно предлагают свои ставки. Приобретает товар тот покупатель, который предложил самую высокую цену. Такие аукционы проводились при денежной приватизации и акционировании предприятий в 1990-е годы.

Двойной аукцион основан на одновременной конкуренции продавца и покупателя. Непрерывный аукцион основан на записи устных заявок в книгу заказов или их фиксации на табло в зале. Онкольный аукцион характерен для неликвидного рынка, на котором сделки заключаются редко, имеется большой разрыв между ценой покупателя и ценой продавца. Этот аукцион также называют залповым, так как все сделки заключаются одновременно в момент достижения примерного баланса спроса и предложения. По форме осуществления можно выделить агентскую биржевую торговлю по доверенности и самостоятельные биржевые операции, а также комплексное обслуживание покупателей и продавцов.

Таким образом, развитие биржевой торговли возможно на основе использования нетрадиционных форм и методов. Например, система терминалов обслуживания способна заменить фондовые магазины, выступая посредником между частным инвестором и фондовой биржей. Новейшие банкоматы позволяют получать информацию об общем состоянии рынка, котировках тех или иных ценных бумаг. А также на месте оформить сделку. Опыт западных банков и бирж показывает, что формы взаимоотношений между ними и клиентами кардинально меняются. Необходимо вводить новые формы обслуживания клиентов (по телефону, через компьютерную сеть) и в Казахстане.


3.Современное состояние казахстанского рынка ценных бумаг и перспективы его развития.

3.1.Проблемы формирования и функционирования  рынка ценных бумаг в Казахстане.

 

Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК.  Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, что НБ РК необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым).

В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг первые профессиональные участники - юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3. К концу 1994 года такие разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что "юридическое лицо в любой организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами", а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий лицензию. 

Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии.

Объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

Фондовая биржа также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РК новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке ценных бумаг стал закон Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года, содержавший всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

Цель коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

20 марта 1994 года был принят указ Президента Республики Казахстан "О мерах по формированию рынка ценных бумаг" № 1613, в соответствии с которым была создана Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, Председатель и четыре члена которой первоначально осуществляли свои функции без отрыва от основной работы. Указом было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам и предусмотрено создание Центрального депозитария ценных бумаг Республики Казахстан в ведении Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года был признан утратившим силу.

11 января 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ "Вопросы Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам" № 2019, в соответствии с которым была исключена ранее действовавшая норма о том, что Председатель и члены Национальной комиссии по ценным бумагам осуществляют свои функции без отрыва от основной работы, и утвержден персональный состав Национальной комиссии.

21 апреля 1995 года Президент Республики Казахстан издал указ, имеющий силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже", который ликвидировал правовой вакуум в государственном регулировании рынка ценных бумаг, возникший после прекращения действия закона "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР" от 11 июня 1991 года. В данном указе:

Национальная комиссия по ценным бумагам была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также контроль за функционированием рынка и обеспечением (в рамках предоставленных ей полномочий) защиты прав и интересов его участников.

28 марта 1996 года постановлением Правительства № 370 было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. При этом несмотря на то, что указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 21 апреля 1995 года Национальная комиссия была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, вновь утвержденное Положение устанавливало статус Национальной комиссии как центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Это дало толчок к более быстрому и эффективному развитию рынка ценных бумаг в Казахстане.

Из всего сказанного выше необходимо сделать вывод об особенностях развития рынка ценных бумаг в Казахстане.

Информация о работе Проблемы формирования и развития