Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:28, доклад
Переход агарной экономики на интенсивный путь развития в новой системе экономических отношений неизмеримо повышает роль цен как активного инструмента экономического механизма хозяйствования. Гибкая и сбалансированная система ценообразования составляет основу экономического механизма хозяйствования и обеспечивает эффективное развитие производства.
УДК 338.51:338.432
Проблемы ценообразования на продукцию аграрного производства
Переход агарной экономики на интенсивный путь развития в новой системе экономических отношений неизмеримо повышает роль цен как активного инструмента экономического механизма хозяйствования. Гибкая и сбалансированная система ценообразования составляет основу экономического механизма хозяйствования и обеспечивает эффективное развитие производства. Непоследовательность в проведении экономических реформ повлекла за собой спад и снижение эффективности производства, падение платежеспособного спроса и ухудшение качества жизни населения, в особой мере это отразилось на аграрном производстве.
Ценообразование в сельском хозяйстве имеет довольно сложный механизм, поскольку построено на общих законах экономики и специфике сельского хозяйства. Особенности формирования цены на сельскохозяйственную продукцию обусловлены тем, что составной авансированного капитала в аграрную сферу является земельный ресурс как главное средство производства. Определение эквивалентной цены за арендную плату на землю свидетельствует о реальной незавершенности земельной реформы. При такой модели эквивалентной цены крестьянин не является собственником земли и дохода от нее. При ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию в состав авансированного капитала следует включать всю стоимость сельскохозяйственных угодий как свидетельство их признания собственностью аграриев.
Важным фактором формирования цены на сельскохозяйственную продукцию являются фондообразовательный фактор.
Острейшей сейчас стала проблема ценообразования. При существенном росте цен на материально-технические ресурсы, потребляемые в процессе аграрного производства, цены на сельскохозяйственную продукцию остаются на уровне, который не обеспечивает возмещение потребленных ресурсов. Так, за 2000-2008 годы цены на сельскохозяйственную продукцию выросли примерно в два раза (на 97,1%), тогда как на потребляемые в сельском хозяйстве материально-технические ресурсы промышленного происхождения - почти в три раза (на 188,9%). Такие тенденции обусловливают необходимость урегулирования этих процессов через соответствующие рычаги ценовой политики.
В Концепции ценообразования на сельскохозяйственную продукцию предложена модель эквивалентной цены. По формуле эквивалентной цены отмечается, что данная модель не противоречит принципам бухгалтерского учета. В основе модели эквивалентной цены лежат два основных показателя: себестоимость и капиталоемкость сельскохозяйственной продукции, а именно ее земле -, фондо -, трудо - и материалоемкость. Экономически обоснованный показатель себестоимости сельскохозяйственной продукции обеспечивает простое воспроизводство потребленных ресурсов аграрного производства, а показатель капиталоемкости - их расширенное воспроизводство. Поэтому формирование эквивалентной цены на сельскохозяйственную продукцию требует правильного определения ее составляющих: себестоимости и инвестированного капитала в производство.
Среди аграрно-экономического научного сообщества и особенно в среде руководителей агропромышленного производства широко употребляется и настойчиво пропагандируется, так называемый, агробизнес. По нашему убеждению, агробизнес следует рассматривать как сложную, поливекторную систему предпринимательских взаимоотношений в рамках аграрного рынка. Речь о предпринимательской деятельности, которая непосредственно связана с участием аграрного сектора, как в сфере производства, так и инфраструктурного и институционального обеспечения.
Важно отметить, что, во-первых, все партнеры аграрного сектора по организации предпринимательской деятельности занимают, как правило, активную позицию, прежде всего в сфере формирования цен (тарифов) и условий коммерческих отношений. Во-вторых, аграрный сектор способен в таком окружении активно влиять на экономические взаимоотношения, а потому он вынужден принимать те условия, которые ему диктуют. В-третьих, данная система взаимоотношений, несомненно, сохраняется и функционирует именно потому, что аграрный сектор стал экономическим донором для всех других структур, формирующих агропромышленное производство.
Если руководствоваться положением, что агробизнес - это новый тип экономических отношений участников аграрного рынка, то, анализируя фактическое состояние дел, можно констатировать:
1. Этот новый тип сформирован в интересах преимущественно посредников аграрного рынка, которые к производству продукции никакого отношения не имеют, их участие на аграрном рынке определяется алгоритмом: купил дешевле - продал дороже.
2. Государство потеряло всякое влияние на функционирование аграрного рынка, а потому часто само вынуждено покупать аграрную продукцию не у производителя, а у посредника по делам, которые он определяет.
Приведенные выше рассуждения приводят к единому мнению - пока государство не изменит свою политику относительно функционирования аграрного рынка, тогда сельское хозяйство останется донором посреднических структур, что, в конце концов, может привести к резкому сокращению аграрного производства, предоставления ему характера самообеспечения в форме натурального производств. Отсюда следует, что аграрный сектор должен стать главной фигурой на аграрном рынке: прямо влиять на ценообразование, как на промышленную, так и на аграрную продукцию.
Чтобы вывести аграрный сектор из состояния затяжного кризиса, нужно рыночные отношения строить не в определенном направлении, а наоборот: импульс экономического интереса должно идти от того, кто стоит на первой позиции «продуктивной цепи», то есть по алгоритму - «выработал аграрную продукцию - продал ее - получил прибыль ».
Подтверждением этого является следующее:
1. Аграрное предприятие в любом случае еще не было реальным субъектом рынка, т.е. таким, который свою продукцию сбывает конечному потребителю. Речь идет о классическом принципе «производитель - потребитель».
По построению рыночных отношений на основе этого принципа цена на продукцию сельского хозяйства полностью зависит, и определяться объемом продаж (предложением), в котором примут участие исключительно аграрные предприятия. Такая цена будет достаточной, чтобы возместить издержки производства и получить прибыль.
2. В реальных условиях Украины через непродуманную аграрную политику, которая создала деформированную систему рыночных отношений, аграрное производство, оставаясь твердо на первой позиции, никак не может влиять на ценообразование на производимую им продукцию. А потому движение аграрной продукции осуществляется по таким направлениям: аграрное предприятие - посредник - конечный потребитель. Цена, сформированная таким образом, практически не обеспечивающей прибыли аграрию, и производство становится убыточным.
Итак, рыночный механизм принимает такую форму: аграрное предприятие - убыток; посредник - сверхприбыль; предприятие, которое перерабатывает - прибыль; конечный потребитель.
Самым
эффективным путем является стимулирование
государством создания агропромышленных
формирований завершенного технологически-
Список литературы
Информация о работе Проблемы ценообразования на продукцию аграрного производства