Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 09:33, реферат
Расходы бюджета — денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.
Расходы бюджета
— денежные средства, предоставляемые
из бюджета на выполнение органами
государственной власти и местного
самоуправления возложенных на них
функций и задач.
Основное назначение расходов бюджета
проявляется в использовании бюджетных
средств органами государственной власти
и местного самоуправления в ходе их деятельности
по управлению экономикой, регулированию
социальной сферы, стимулированию научно-технического
прогресса, обеспечению обороноспособности
и правопорядка в государстве и т. п.
На величину и структуру расходов бюджетов
оказывают влияние: объем валового внутреннего
продукта как основного источника государственных
и муниципальных финансовых ресурсов;
особенности исторического развития государства
(например, в периоды военных действий
возникает объективная необходимость
в наращивании объема бюджетных ресурсов,
направляемых на военные цели); социально-экономические
задачи (например, проводимая в Российской
Федерации судебная реформа обусловливает
рост бюджетных расходов на судебную власть
в связи с увеличением численности судей,
расширением состава судебных участков,
повышением должностных окладов судей
и работников аппарата судов и др.); функции,
выполняемые органами государственной
власти и местного самоуправления.
В соответствии с принципом самостоятельности
бюджетов, установленным в Бюджетном кодексе
РФ (ст. 28, 31 БК РФ), органы государственной
власти РФ, субъектов РФ и органы местного
самоуправления самостоятельно определяют
направления расходования средств соответствующих
бюджетов. Многообразие видов расходов
бюджетов предусматривает необходимость
их группировки по функциональному и экономическому
назначению, а также ведомственной принадлежности.
Функциональный состав расходов отражает
распределение бюджетных средств по основным
направлениям деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления в различных
сферах жизни общества:
• осуществление правотворческой, судебной,
управленческой, правоохранительной деятельности;
• реализация социальных прав граждан,
устанавливаемых Конституцией РФ, включая
права на образование, охрану здоровья
и медицинскую помощь, социальное обеспечение,
защиту материнства и детства, на жилище;
• обеспечение внутренней и внешней безопасности
государства, международное сотрудничество;
• государственное регулирование и стимулирование
экономики, научно-технического прогресса;
• формирование государственных (муниципальных)
запасов и резервов;
• управление государственным (муниципальным)
долгом и др.
Функциональная структура расходов позволяет
раскрыть роль государства в управлении
экономикой и социальной сферой общества.
За счет средств федерального бюджета
обеспечивается реализация полномочий
органов государственной власти РФ по
предметам ведения Российской Федерации
и совместного ведения Российской Федерации
и субъектов РФ. Средства бюджетов субъектов
РФ используются на финансирование полномочий
органов государственной власти субъектов
РФ вне пределов ведения Российской Федерации
и полномочий Российской Федерации по
предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ. Местные бюджеты
обеспечивают реализацию полномочий органов
местного самоуправления по решению вопросов
местного значения.
Иными словами, принцип разграничения
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов
РФ, установленный в ст. 5 Конституции РФ,
а также самостоятельность местного самоуправления,
гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции
РФ, лежат в основе разграничения расходных
полномочий между уровнями власти в Российской
Федерации. Основная задача таких разграничений
— закрепление за органами государственной
власти различного уровня и органами местного
самоуправления прав и обязанностей по
использованию бюджетных средств в объеме,
достаточном для реализации возложенных
функций и задач. Объем расходных полномочий,
закрепляемых за органом государственной
власти либо местного самоуправления,
должен соответствовать объему финансовых
ресурсов, предоставляемых в его распоряжение.
В настоящее
время решение задачи разграничения
расходных полномочий между органами
государственной власти и местного
самоуправления осложнено существенным
разрывом между суммарным объемом
действующих расходных
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ
(ст. 83 БК РФ) в законе (решении) о бюджете
может утверждаться перечень законодательных
и иных нормативных актов, действие которых
приостанавливается на очередной финансовый
год в связи с отсутствием средств на их
реализацию. В перспективе исполнение
расходных обязательств связывается с
их разделением на действующие и вновь
принимаемые, что необходимо для выделения
ассигнований на новые расходные обязательства
в пределах доходов над величиной действующих
расходных обязательств.
Таким образом, по основным направлениям
расходов привлекаются средства бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ.
Участие органов государственной власти
и местного самоуправления в совместном
финансировании расходов определяется
наличием полномочий по предметам совместного
ведения.
Совместное финансирование расходов предполагает
распределение между органами государственной
власти и органами местного самоуправления
полномочий по нормативно-правовому регулированию
бюджетных расходов, по их финансированию,
а также полномочий по организации производства
общественных благ. Например, в соответствии
с федеральным законодательством на федеральные
органы государственной власти возложены
полномочия по нормативно-правовому регулированию
и финансированию расходов на содержание
мировых судей (в том числе по выплате
денежного содержания мировых судей и
работников их аппаратов; оплате социальных
льгот и денежных компенсаций мировым
судьям; страхованию их жизни, здоровья
и имущества). В свою очередь организация
деятельности по осуществлению правосудия
мировыми судьями (в том числе наделение
служебным помещением, обеспечение техническими
средствами, приобретение служебного
обмундирования и др.) осуществляется
органами государственной власти субъектов
РФ за счет соответствующих бюджетов.
Исполнение расходных обязательств, нормативно-правовое
регулирование которых проводятся вышестоящим
органом государственной власти либо
местного самоуправления, предусматривает
необходимость возмещения дополнительных
расходов. В частности, финансовое обеспечение
прав граждан на получение бесплатного
общего образования по основным образовательным
программам в муниципальных образовательных
учреждениях осуществляется органами
местного самоуправления за счет средств
местных бюджетов с правом возмещения
части расходов (на оплату труда, приобретение
учебных пособий и технических средств
обучения и др.) в виде субвенций из бюджетов
субъектов РФ.
Из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ финансируются следующие виды расходов:
• государственная поддержка приоритетных отраслей национальной экономики (в том числе сельского хозяйства, отдельных видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов);
• обеспечение правоохранительной деятельности;
• финансирование общего образования по основным образовательным программам;
• обеспечение социальной защиты населения;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов;
• иные виды расходов,
связанные с реализацией