Предприятия и кризисы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:12, лекция

Описание работы

Вопрос. 1. Сущность антикризисного управления.
Вопрос 2. Кризис и причины его возникновения.
Вопрос 3. Циклы развития
Вопрос 4. Кризисы в развитии организации.

Работа содержит 1 файл

Tema_1_pred-ya_i_ikh_krizisy.doc

— 121.00 Кб (Скачать)


Тема 1. Предприятия и  кризисы их развития.

Вопрос. 1. Сущность антикризисного управления.

Вопрос 2. Кризис и причины его  возникновения.

Вопрос 3. Циклы развития

Вопрос 4. Кризисы в развитии организации.

 

 

Процесс реализации антикризисных  процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

Как показывает мировой  опыт, антикризисный процесс в условиях рыночной экономики — это управляемый процесс.

Антикризисное управление — совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.

Всю совокупность процедур, применяемых к предприятиям-должникам, можно разделить на две основные группы: процедуры предупреждения банкротства и ликвидационные процедуры. К процедурам предупреждения банкротства относятся:

•  досудебная санация;

•  наблюдение;

•  внешнее управление.

Досудебная санация (оздоровление) — это процедура, когда собственник  предприятия, кредитор или другое заинтересованное лицо оказывает финансовую помощь предприятию-должнику.

Предоставление  финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Условия проведения досудебной санации  за счет федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

 

Главная цель проведения процедур предотвращения банкротства  – обеспечить вывод предприятия  из кризиса и его платежеспособность.

Условия проведения досудебной санации  за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих  внебюджетных фондов устанавливаются  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и иными законами.

Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа финансового состояния должника. При осуществлении наблюдения устанавливается также наличие признаков фиктивного либо преднамеренного банкротства. 

Под внешним управлением имуществом предприятия-должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на Основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Таким образом, основное отличие всех процедур предупреждения банкротства заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача здесь— обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и нормальное его функционирование.

 

Ликвидационные процедуры  направлены на прекращение деятельности предприятия.

 

К ликвидационным процедурам относятся:

1) принудительная ликвидация предприятия-должника  по решению арбитражного суда;

2) добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятий-должников осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется ликвидируемое имущество должника (конкурсная масса), распределяемое между кредиторами в порядке очередности.

В отличие от предупредительных  ликвидационные процедуры безусловно ведут к прекращению деятельности предприятий. Именно поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова, понимаемого только как ликвидация несостоятельных предприятий.

Совокупность процедур предупреждения и ликвидации представляет собой банкротство в широком смысле слова. Всю эту совокупность процедур банкротства в широком смысле слова целесообразно определить как антикризисные процедуры.                                            

Собственно процедуры банкротства  (банкротство в узком смысле слова) выступают составной частью антикризисных процедур.

      История становления и развития рыночной экономики во многих странах свидетельствует о том, что неравномерность процесса ее функционирования, колебания объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать как некую общую закономерность. Эта закономерность тесно увязана с определенным характером жизненного цикла предприятия. Взаимосвязь развития жизненного цикла предприятия с причинами возникновения кризисных ситуаций иллюстрирует рисунок

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.1. Жизненный цикл, кризисные ситуации и антикризисный процесс организации (предприятия)

 

Особенностью является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация .всей совокупности антикризисных процедур (банкротство в широком смысле слова) начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью Предприятия. В то же время меры антикризисного управления, находящиеся за рамками процедур банкротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим, процессам, так и  на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей являются исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе и антикризисном.

В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит  из следующих основных элементов (подсистем):

  1. Диагностика финансового состояния.
  2. Оценка бизнеса предприятия.
  3. Маркетинг.
  4. Организационно-производственный менеджмент.
  5. Управление персоналом.
  6. Финансовый менеджмент.
  7. Антикризисная инвестиционная политика.
  8. Антикризисное бизнес-планирование.
  9. Организация ликвидации предприятия.

Мероприятия по выходу из кризиса  можно подразделить на тактические  и стратегические.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта), так и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т.п.

Стратегические мероприятия заключаются  в анализе и оценке положения  предприятия, изучении производственного  потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

 

Вопрос 2. Кризис и причины его возникновения.

 

Социально-экономическая система  в любом своем виде и любой  форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет  две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование — это поддержание  жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность  в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим  образом взаимосвязаны. Функционирование сдерживает развитие и в тоже время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая  тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут  возникать и в самих процессах  функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

 

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на следующие группы:

  1. объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации,
  2. и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении,
  3. внешние, связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране,
  4. внутренние, связанные с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

 

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

 

В понимании кризиса  большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные  последствия: возможно обновление организации  или ее разрушение, оздоровление или  возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами.

Вообще последствия кризиса  теснейшим образом связаны с  двумя факторами: его причинами  и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести  к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса  определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности .

 

Практика показывает, что кризисы  неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой  своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

Кризисы делятся на следующие группы:

  1. По масштабам проявления кризисы делятся на общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее.
  2. По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

   Особенностью  кризиса является то, что он, будучи  даже локальным или микрокризисом,  как цепная реакция, может распространиться  на всю систему или всю проблематику  развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

Информация о работе Предприятия и кризисы их развития