Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 19:29, реферат

Описание работы

В условиях, когда возможности поддержки производства из средств государственного и регионального бюджета крайне ограничены, а физический и моральный износ оборудования большинства предприятий народного хозяйства достигает критической отметки, встает задача рационального взаимодействия банковского и промышленного капиталов в рамках ФПГ. Финансово-промышленные группы структурно объединяют организации и предприятия, интеграция которых обеспечивает возможность замкнуть финансовый поток, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции, быстро развернуть внешнеторговые операции и гарантировать возврат валютной выручки.

Работа содержит 1 файл

Предпосылки ФПГ.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

5. Добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав групп, предполагающая, как правило, собственную инициативу  предприятий в разработке проекта ФПГ и подбор участников совместной деятельности с учетом экономических интересов всех сторон.

Исключением могут быть случаи формирования ФПГ по решению Правительства РФ.

6. Юридически взаимоотношения между  ФПГ и государством должны  регулироваться различными видами  договоров, определяющих взаимные  обязательства, гарантии и ответственность ФПГ, с одной стороны, и Правительства Российской Федерации или по его представлению федерального органа исполнительной власти, с другой.

7. Включение представителей органов  государственного управления в  структуру управления ФПГ.

Обладая повышенными инвестиционными возможностями и идя, в частности, по пути диверсификации производства, ФПГ могут достигнуть высоких результатов в его структурных преобразованиях и придать большую устойчивость и динамизм своим составным частям.

Образование ФПГ, кроме того, открывает возможности для участия в данном процессе отечественных и иностранных коммерческих структур, что позволит решить одну из проблем – инвестиционную.

ФПГ должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:

  • способствовать повышению эффективности производства;
  • не допускать снижения уровня конкуренции.

При этом как ФПГ, так и их составляющие предприятия (организации) должны быть свободными товаропроизводителями, действующими в рамках законности. Они должны самостоятельно определять свои инвестиции, объем и номенклатуру производства, устанавливать контрактные связи и т. д. По отношению к ФПГ, в которых участвуют госпредприятия, государство, независимо от размеров участия, должно выполнять обычные функции одного акционера.

Процесс формирования ФПГ включает следующие основные этапы:

1. Проведение предварительных организационных  работ по формированию ФПГ, выявление актуальности и целесообразности создания ФПГ.

2. Определение целей объединения  предприятий.

3. Предварительное определение  основного круга участников ФПГ.

4. Получение сведений о научном, производственном и кадровом  потенциале предполагаемых участников ФПГ.

5. Проведение анализа предварительного  состава предполагаемых участников ФПГ.

6. Рассмотрение новых программ  деятельности на 2-3-х летний период, предлагаемых участниками, по направлению деятельности ФПГ, а также проектов, позволяющих расширить сферы деятельности ФПГ.

7. Анализ соответствия проектируемой  номенклатуры продукции текущим и перспективным потребностям отечественных и зарубежных рынков с учетом требований государственной антимонопольной политики.

8. Разработка общего проекта  создания ФПГ.

9. Согласование разработанного  проекта формируемой ФПГ с  Минэкономики РФ.

10. Подготовка полного комплекта  документов.

Участие банка в создании ФПГ начинается с разработки технического задания, содержащего цель создания и предполагаемый состав группы, распределение работ по стадиям создания, задание на проектирование финансово-расчетного центра и депозитарного комплекса. Далее проводится анкетирование предполагаемых участников и комплексный анализ финансово-экономического состояния каждого из них. Если банк предполагает участие в ФПГ, то разработку финансового механизма ее деятельности он должен взять на себя. Обязательное участие банк принимает в рассмотрении технологической цепочки группы, поскольку ему предстоит организовать рациональное кредитование конечного потребителя продукции и определение потребности в платежных средствах изготовителей продукции.

Анализ результатов исследований позволяет представить процесс взаимодействия коммерческих банков с участниками ФПГ в виде двух этапов (рис. 9).

В ФПГ могут входить предприятия различных форм собственности. При наличии среди участников акционерных обществ возникает проблема работы с ценными бумагами и, прежде всего, с акциями этих фирм. Для проведения в рамках ФПГ единой политики в этой области необходимо создание единого депозитарного комплекса на наиболее важных направлениях работы на фондовом рынке. Функции регистратора акций каждого АО могут оставаться за организациями, обслуживавшими их ранее. Однако роль координатора деятельности должна быть закреплена за депозитарием ФПГ.

Рассматривая вопросы взаимодействия коммерческих банков и ФПГ, следует отметить, что у разных банков используется принципиально разный подход к группам вообще и роли банков в них. В частности, большая часть банков признает единственно возможным способом управлять – через участие в собственности, которое создает благоприятные экономические предпосылки для этого. Для осуществления функций финансового менеджмента банк не обязательно должен юридически быть участником группы или компании, с которыми он работает, но фактически он может исполнять функции основного финансового института данной группы.

ФПГ может включать ряд как промышленных и торговых предприятий, образующих собой единую технологическую цепочку, так и ряд банков, выполняющих различные функции в зависимости от специализации. В этом случае необходимо определить схему организационного взаимодействия банка в составе группы. Одновременно с выполнением специализированных функций каждый банк может осуществлять по отношении к участникам группы и традиционные функции банковского обслуживания.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Этапы взаимодействия коммерческого банка и участников

ФПГ

При этом возникает специфическая форма межбанковского объединения, основанная на договорных началах, предусматривающих единые условия обслуживания клиентов в ФПГ и распределение специализированных функций (экспертиза инвестиционных проектов, управление их продвижением и долевое финансирование, краткосрочное кредитование, работа на фондовом рынке и т. п.).

В этом случае один из банков определяется как головной, на базе которого создается финансово-расчетный центр (ФРЦ), являющийся инструментом налаживания финансовой работы.

Основными задачами ФРЦ являются:

  • сбор воедино аккумулируемых ресурсов и ведение непрерывного мониторинга их использования;
  • все расчетные операции;
  • руководство централизованными фондами, в которые отчисляется часть доходов участников группы;
  • установление единых норм финансовой политики ФПГ.

Головной банк осуществляет функции финансового мониторинга и управления совокупными средствами ФПГ, контролирует создание и использование централизованных фондов, установление единых норм финансовой политики внутри группы.

Механизм функционирования ФПГ основан на том, что члены группы открывают в головном банке расчетные счета, которые касаются их взаимодействия.

После создания ФРЦ банки могут организовать вексельный центр и эмитировать свои векселя для обслуживания взаимных поставок между участниками ФПГ при встречном кредитовании.

Векселя являются эффективным элементом при наличии в группе замкнутого производственного цикла, в который вовлечены энергоресурсы, транспортные средства, средства связи и др. Когда будет отлажено обращение банковского векселя в ФПГ, можно эмитировать векселя группы. Но при этом необходимо соблюдать осторожность, особенно во вновь создаваемых ФПГ, где еще недостаточна интеграция капитала, низки внутренние производственные обороты, слабы головная компания и кооперация. К этому добавляются большие опасности, обусловленные п. 14 Закона о ФПГ о солидарной ответственности.

Если головная компания выпускает вексель, то возникает ответственность всех предприятий ФПГ, включая и банк, независимо от того, является он авалистом или нет. Поэтому банки весьма осторожны по отношению к эмиссии и обращению векселей. Не способствует улучшению ситуации и правовой вакуум относительно консолидированного баланса ФПГ. Но так как этот механизм юридически не прописан, банки стараются не авалировать подобные долговые обязательства. Как показала практика, кредитный институт должен иметь общий для ФПГ депозитарий для работы с ценными бумагами, управления крупными пакетами акций АО, осуществления операций на фондовом рынке.

Депозитарий позволяет банку сконцентрировать эту деятельность в своих руках, проводить единую политику, включая привлечение инвесторов. Часть регистраторских функций может сохраняться и за депозитариями, обслуживавшими членов ФПГ ранее, но при координаторской роли головного банка или его дочерней структуры. Для эффективного депозитарного обслуживания необходима разветвленная сеть головных банков по регионам, где акции предприятий и ФПГ трудно продавать. Раньше депозитарий можно было создавать на основании Закона “О банках и банковской деятельности”, теперь, по указанию ФКЦБ, их нужно выводить из состава кредитных институтов, хотя у вновь создаваемых специализированных структур собственные активы в сотни, тысячи раз меньше объема обслуживаемых ими ценных бумаг. Это создает большой риск в непредсказуемых нынешних условиях.

Для жесткого планирования движения денежных ресурсов и взаимозачетов в некоторых ФПГ банки организуют клиринговые центры. В настоящее время пока не удается создать достаточный уровень неснижаемых остатков на счетах членов ФПГ, поэтому банкам, обслуживающим клиринговые центры, приходится самим вкладывать в них необходимые ресурсы.

Одной из сложных задач, которую приходится решать после создания ФПГ является ведение консолидированного учета и отчетности. Постоянно ужесточаемые нормативы, налоговые требования заставляют банки совершенствовать финансовый менеджмент. Трудность заключается в том, что в России одновременно действуют четыре различные формы бухгалтерского учета: для кредитных институтов, предприятий, страховых компаний и инвестиционных фондов.

Правила этих учетов устанавливают ЦБ РФ, Минфин и Росстрахнадзор. Чтобы исключить двойной счет и видеть реальную картину, банку, управляющему группой, необходимы интегрированные показатели. Поскольку методологически и законодательно этот вопрос не решен, то каждый банк, входящий в ФПГ, решает его по-своему с учетом требований Постановления Правительства РФ от 09.01.1997 г. №24.

При этом отчетность финансово-промышленной группы:

  • не является отчетностью юридически самостоятельного хозяйствующего субъекта;
  • соединяет отчетность участников с различной организационно-правовой формой и участников, имеющих различные формы балансов (промышленные предприятия, страховая компания, банк, инвестиционный фонд);
  • исключает внутригрупповые финансово-хозяйственные операции, показывает лишь доходы от операций с третьими лицами;
  • используется для определения места и роли каждой ФПГ в экономике страны, соответствия деятельности группы декларированным целям;
  • является основанием для предоставления льгот, в том числе по налогообложению.

Консолидированный баланс ФПГ должен составляться центральной компанией на основании специальных балансов участников, разработанных ими по части активов, обособленной для деятельности в рамках ФПГ. На основании такой консолидированной отчетности можно определить долю участия и значимость вклада каждого предприятия в деятельности группы, а в конечном итоге и долю его дохода, полученную в результате совместной деятельности.

Ввиду того, что традиционные формы отчетности банков, промышленных предприятий, страховых компаний и инвестиционных фондов различны и при сведении в единую возникает необходимость проведения комплексного анализа, основанного на использовании соответствующего набора показателей, разбиваемых на три группы, характеризующие:

  • ресурсные возможности, капитал, движение основных и оборотных средств промышленных предприятий, обеспеченность собственными средствами и потребность в кредитных ресурсах;
  • производственные связи предприятий внутри и вне группы;
  • поступление финансовых средств, объем реализации продукции, неснижаемые остатки на счетах предприятий, объемы средств, предусмотренных для выплаты заработной платы, расчетов с контрагентами и т. п.;
  • данные о кредиторской и дебиторской задолженности.

Имея эту информацию, можно анализировать доходность предприятий – участников ФПГ, коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, т. е. их платежеспособность.

Можно рассчитать также коэффициенты, характеризующие долю нераспределенной прибыли в собственных средствах, маневренность (долю собственных оборотных средств во всех собственных средствах), отношение оборотных средств к заемному капиталу, отношение чистой прибыли, остающейся у предприятия, ко всем заемным средствам и др.

Самый простой подход к ведению консолидированного учета сводится к такой перегруппировке плана счетов второго порядка, чтобы было видно, какая часть ресурсов банка работает, а какая нет. При этом активы и пассивы разделяются соответственно на три и две части.

Активы:

1. Не приносящие  доход – денежные средства, корсчета, резервы в ЦБ, беспроцентные ссуды, капиталовложения в основные  средства, нематериальные активы и затраты по аренде, хозматериалы и расходы будущих периодов, а также прочие активы.

2. Приносящие  доход – ссуды, задолженность  по ссудам, межбанковские кредиты, факторинг, форфейтинг, лизинг, права  участия, государственные и негосударственные  ценные бумаги.

3. Иммобилизованные  активы, включая безнадежные долги.

Пассивы:

1. Собственные  средства-брутто, включающие уставный  и другие фонды, прибыль, нераспределенную прибыль прошедших лет, а также доходы, резервы, доходы будущих периодов, собственные средства в расчетах, средства от продажи ценных бумаг.

Информация о работе Предпосылки, проблемы и условия интеграции банковского и промышленного капиталов