Контрольная работа
по дисциплине Финансовое право
на тему : «Предмет, система и источники финансового
права Российской
Федерации»
План:
1. Введение
2.Финансы, финансовая система Российской
Федерации. Финансовая деятельность государства.
3. Предмет, система, принципы и источники
финансового права.
4. Перечень использованной литературы.
1. Введение
Финансовое право – одна
из отраслей права, входящих
в систему российского права.
Встретившись с выражением «финансовое
право», сразу же предполагаешь
его обусловленность термином
«финансы», связью с денежными
отношениями. Однако в данном
случае имеются в виду не
любые, а особые отношения.
Ведь иначе и упомянутая отрасль
права могла бы называться, к
примеру, денежным, а не финансовым
правом. Это не случайность. И
на других языках мира этот
термин выделяется особо.
Между тем
он широко используется в человеческом
общении, но всегда ли при
этом употребляется соответственно
своему содержанию? И являются
ли в действительности финансами,
как нередко о них говорят,
денежные средства, которые мы
используем из своего кошелька
для покупки продуктов, одежды
и т. д.?
Не разобравшись
в этом вопросе нельзя составить
чёткое представление о финансовом
праве, его предмете, методах правового
регулирования, особенностях и
отличиях от других отраслей
права, что имеет важное значение
для формирования эффективного законодательства
и правильного его применения.
Финансы
– одна из экономических категорий,
развитие которой связано с
товарно-денежными отношениями и
существованием государства, использующего
эту категории для выполнения
своих задач.
Государство
не может реализовывать свою
внутреннюю и внешнюю политику,
обеспечить выполнение своих
социально-экономических программ,
функций обороны и безопасности
страны, не располагая финансовыми
ресурсами, не используя широкие
возможности воздействия на все
эти явления посредством финансового
механизма. Развитие в стране
местного самоуправления, призванного
решать задачи местного значения,
также требует соответствующего
финансового обеспечения, функционирования
финансов муниципальных образований.
В современных
государствах с различным общественно-политическим
строем используется и другие экономические
категории – деньги, прибыль, себестоимость
и др. каждая из них выполняет свои функции
(выражение стоимости или цены товаров,
средство обращения, определение меры
труда и меры потребления, стимулирование
производства, оценка результатов деятельности
предприятий и т.д.), в которых выражаются
сущность и значение этих категорий в
развитии общества. Финансы отличаются
от всех них своими специфическими функциями.
Переход
к рыночным отношениям требует
усиления роли экономических,
в том числе и финансовых, рычагов
в регулировании общественного
производства взамен административно-командных
методов управления. Развитие этих
отношений обусловлено общественным
разделением труда, наличием разных
форм собственности и основанных
на них организационно- правовых
форм хозяйственной деятельности, экономической
обособленностью и равноправием их субъектов,
внешнеэкономическими связями. В результате
распределение общественного продукта
и национального дохода происходит в денежной
форме. Конституционное и законодательное
закрепление разнообразия форм собственности
и развития рыночного механизма [1] определяет
перспективы расширения и углубления
товарно-денежных отношений в Российской
Федерации.
Однако
финансы не охватывают всей
сферы денежных отношений. Их
содержанием являются те из
них, посредством которых образуются
денежные фонды государства, его
территориальных подразделений,
а также предприятий, организаций,
учреждений. Необходимость функционирования
финансов связана с существованием
государства и его потребностями
в финансовых ресурсах.
По своему
материальному выражению финансы
представляют собой денежные
фонды государства, его территориальных
подразделений (субъектов РФ, муниципальных
образований), предприятий, учреждений,
организаций, используемые для
потребностей общества и развития
производства. Точнее, это финансовые
ресурсы страны.
Но такой
характеристики недостаточно, так
как сущность финансов как
экономической категории раскрывается
не в их количественной стороне,
хотя она и является важной, а в содержании
тех общественных отношений, которые возникают
при функционировании этой категории,
выполнении свойственных именно ей функции.
При таком подходе финансы – это экономические
денежные отношения по формированию, распределению
и использованию фондов денежных средств
государства, его территориальных подразделений,
а также предприятий, организаций учреждений,
необходимых для обеспечения расширенного
воспроизводства и социальных нужд, в
прочесе осуществления которых происходит
распределение и перераспределение общественного
продукта и контроль за удовлетворением
потребностей общества.
Финансам
свойственны распределительная и контрольная
функции, в реализации которых и выражается
из социально-экономическая роль в жизни
общества и государства. При посредстве
финансов происходит распределение совокупного
общественного продукта и национального
дохода, а также контроль за производством
и распределением материальных и социальных
благ в стране.
В результате
функционирования финансов создаются,
распределяются и используются
денежные фонды, обеспечивающие
различные потребности общества
и государства: расширенное воспроизводство,
экологическую безопасность, удовлетворение
социально-культурных и бытовых
нужд (образование, здравоохранение,
культура, содержание нетрудоспособных
и т.п.), обеспечение обороны страны
и др.
Распределительная
функция финансов призвана способствовать
организации сбалансированного
и эффективного производства, развитие
всех его отраслей соответственно
потребностям общества в целях
наиболее полного удовлетворения
нужд людей. Таким образом,
финансы – важный рычаг регулирования
экономики с широкими возможностями
воздействия на неё.
Активное
использование регулирующей роли
финансов, осуществляемой экономическими
методами воздействия, а также их контрольной
функции – необходимое условие функционирования
рыночной экономики. Однако эффективной
реализации этой роли препятствуют кризисные
явления в экономике страны. В сфере финансов
и денежного обращения они выражаются
в бюджетном дефиците (превышением расходов
бюджета над его доходами), несобираемостью
налогов в намеченных суммах, росте задолженности
по внешнему и внутреннему государственному
долгу, падении покупательной способности
рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне
финансовых вложений в развитие производства,
социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах
в хозяйственном обороте, задержках выплат
заработной платы и социальных пособий,
неэффективности налогового и кредитного
механизма как стимуляторов производственной
деятельности и др.[9]. К этому ряду следует
добавить и политическую нестабильность
– в разных её проявлениях.
Финансы
и деньги – различные экономические
категории. Несмотря на их близость
и определенное сходство внешнего
выражения, они имеют различия
в функциях и выполняемой роли
в общественной жизни. Если
деньги выступают как средство
платежа и обращения, мера стоимости
и т.д., то финансы выполняют
распределительную и контрольную
функции. Финансы не охватывают
всех денежных отношений (например,
денежных отношений, возникающих
в связи с куплей – продажей,
оплатой труда и др., носящих
эквивалентный характер). Содержанием
финансовых отношений являются
только те из них, посредством
которых образуются денежные
фонды государства, его территориальных
подразделений, предприятий организаций,
учреждений. В то же время эти
категории взаимодействуют между
собой, переходят из одного
качества в другое.
2.Финансовая система
Финансы
как целостная экономическая
категории с присущими ей общими
свойствами вместе с тем имеют
и свою структуру, в которую
входят несколько взаимосвязанных
звеньев (институтов), отличающихся
своими особенностями. Необходимость
их выделения обусловлена многообразием
потребностей общества, которые
обслуживают финансы. Многозвенность
финансов способствует более эффективному
их воздействию на экономику страны и
социальную сферу.
Совокупность
входящих в состав финансов
звеньев (институтов) в их взаимосвязи
образует финансовую систему
страны. В финансовой системе
Российской Федерации в последние годы
произошли существенные изменения. Они
обусловлены преобразованиями в экономике
(переход к рыночным отношениям) и политическими
условиями распад СССР, изменения федеративных
отношений в РФ, становление местного
самоуправления и др.). в результате появились
новые институты в финансовой системе,
изменилось содержание вошедших в неё
звеньев, их взаимодействие между собой.
В современном
этапе в состав финансовой
системы Российской федерации
входят следующие звенья (институты):
1. Бюджетная
система, состоящая из государственных
(федерального и бюджетов субъектов Федерации)
и местных бюджетов. Это центральное звено
финансовой системы. Концентрируемые
в бюджетах денежные фонды используются
для решения общих задач соответствующей
территории. Средства бюджетной системы
в основном образуются за счёт налогов
и других обязательных платежей юридических
и физических лиц. Однако используется
привлечение средств и на возвратной основе
через внутренний и внешний кредит.
2. Внебюджетные
целевые государственные и муниципальные
(местные) денежные фонды, создаваемые
соответствующими представительными
или исполнительными органами
власти и местного самоуправления.
Они используются на определённые
цели соответственно своему предназначению.
Это новое, появившееся в начале
90-х гг., звено финансовой системы, при
создании которого использован зарубежный
опыт. К ним относятся такие социальные
фонды, как Пенсионный, Фонд государственного
социального страхования, Фонд занятости,
Фонд обязательного медицинского страхования,
сформированные во исполнение требования
законодательства. Появились и другие
внебюджетные фонды, в том числе на основании
актов Правительства РФ. Они образуются
как за счёт обязательных платежей юридических
и физических лиц, та и за счёт поступлений
добровольного характера. Однако в связи
с недостаточностью средств в бюджетной
системе (бюджетным дефицитом), распылённостью
государственных средств по многочисленным
фондам, фактами неэффективного использования
средств этими фондами начала проводится
политика включения их (консолидации)
в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете
консолидируются фонды: дорожный, экологический,
государственный фонд борьбы с преступностью,
фонд развития таможенной системы РФ и
др.
3. Финансы
предприятий, организаций, учреждений,
отраслей народного хозяйства
как обособленные денежные фонды,
находящиеся в распоряжении соответствующих
субъектов (предприятий, министерств
и т.д.) и используемые ими для
выполнения своих функций и
задач. Для современных условий
характерно многообразие форм
собственности, на основе которых
функционируют финансы предприятий,
организаций и учреждений. Это
звено подразделяется на финансы
коммерческих и некоммерческих
организаций. Финансы предприятий
– исходное звено, основа всей
финансовой системы, так как
они непосредственно связаны
с материальным производством,
в процессе которого создаётся
доход, затем распределяемый и
перераспределяемый посредством
финансовой системы.
4. Имущественное
и личное страхование обеспечивает
формирование страховых денежных
фондов, направляемых на возмещение
материального ущерба, причиненного
юридическим и физическим лицам
стихийными бедствиями, несчастными
случаями и различного рода
другими неблагоприятными событиями.
Средства таких фондов образуются
за счёт взносов юридических
и физических лиц, вступивших
в отношения по страхованию.
Однако законодательство предусматривает
случаи страхования за счёт
государственного бюджета (военнослужащих,
государственных служащих, работников
государственной налоговой службы
и т.д.). в связи с переходом к рыночной
экономике страхование перестало быть
государственной монополией. Наряду с
государственными в этой сфере действуют
в качестве предпринимательских негосударственные
страховые организации, находясь под надзором
государства.
5. Кредит
означает привлечение свободных
денежных средств различных субъектов,
аккумуляцию их денежные фонды,
именуемые кредитными ресурсами,
а также предоставление их
во временно использование на
началах за счёт привлечённых,
но и собственных средств кредитора.
Различают две формы кредита:
1. Государственный
кредит выражается во временном
использовании денежных средств
юридических и физических лиц
государством при недостаточности
государственных (бюджетных) доходов
для осуществления намеченных
расходов. Государство в этих
отношениях выступает в качестве
заёмщика. В результате использования
такой формы кредита образуется
государственный долг, который может
быть внутренним (порядок его
образования и погашения урегулирован
законом) и внешним, регулируемым
международными договорами. В настоящее
время Россия активно использует
государственный кредит для покрытия
бюджетного дефицита.