Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право – одна из отраслей права, входящих в систему российского права. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира этот термин выделяется особо.

Содержание

1. Введение
2.Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.
3. Предмет, система, принципы и источники финансового права.
4. Перечень использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Контрольная работа

 

 по дисциплине  Финансовое право

 на тему : «Предмет, система и источники финансового права Российской

Федерации»

 

 

 

 

 

 План:

1. Введение

2.Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.

3.  Предмет, система, принципы и источники финансового права.

4.  Перечень использованной литературы.

 

                                                   

                                     

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 Финансовое право – одна  из отраслей права, входящих  в систему российского права.  Встретившись с выражением  «финансовое  право», сразу же предполагаешь  его обусловленность термином  «финансы», связью с денежными  отношениями. Однако в данном  случае имеются в виду не  любые, а особые отношения.  Ведь иначе и упомянутая отрасль  права могла бы называться, к  примеру, денежным, а не финансовым  правом. Это не случайность. И  на других языках мира этот  термин выделяется особо.

         Между тем  он широко используется в человеческом  общении, но всегда ли при  этом употребляется соответственно  своему содержанию? И являются  ли в действительности финансами,  как нередко о них говорят,  денежные средства, которые мы  используем из своего кошелька  для покупки продуктов, одежды  и т. д.?

         Не разобравшись  в этом вопросе нельзя составить  чёткое представление о финансовом  праве, его предмете, методах правового  регулирования, особенностях и  отличиях от других отраслей  права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.

         Финансы  – одна из экономических категорий,  развитие которой связано с  товарно-денежными отношениями и  существованием государства, использующего  эту категории для выполнения  своих задач.

         Государство  не может реализовывать свою  внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих  социально-экономических программ, функций обороны и безопасности  страны, не располагая финансовыми  ресурсами, не используя широкие  возможности воздействия на все  эти явления посредством финансового  механизма. Развитие  в стране  местного самоуправления, призванного  решать задачи местного значения, также требует соответствующего  финансового обеспечения, функционирования  финансов муниципальных образований.

         В современных государствах с различным общественно-политическим строем используется и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

         Переход  к рыночным отношениям требует  усиления роли экономических,  в том числе и финансовых, рычагов  в регулировании общественного  производства взамен административно-командных  методов управления. Развитие этих  отношений обусловлено общественным  разделением труда, наличием разных  форм собственности и основанных  на них организационно- правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма [1] определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

         Однако  финансы не охватывают всей  сферы денежных отношений. Их  содержанием являются те из  них, посредством которых образуются  денежные фонды государства, его  территориальных подразделений,  а также предприятий, организаций,  учреждений. Необходимость функционирования  финансов связана с существованием  государства и его потребностями  в финансовых ресурсах.

         По своему  материальному выражению финансы  представляют собой денежные  фонды государства, его территориальных  подразделений (субъектов РФ, муниципальных  образований), предприятий, учреждений, организаций, используемые для  потребностей общества и развития  производства. Точнее, это финансовые  ресурсы страны.

         Но такой  характеристики недостаточно, так  как сущность финансов как  экономической категории раскрывается  не в их количественной стороне,  хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функции. При таком подходе финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в прочесе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

         Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается из социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

         В результате  функционирования финансов создаются,  распределяются и используются  денежные фонды, обеспечивающие  различные потребности общества  и государства: расширенное воспроизводство,  экологическую безопасность, удовлетворение  социально-культурных и бытовых  нужд (образование, здравоохранение,  культура, содержание нетрудоспособных  и т.п.), обеспечение обороны страны  и др.

         Распределительная  функция финансов призвана способствовать  организации сбалансированного  и эффективного производства, развитие  всех его отраслей соответственно  потребностям общества в целях  наиболее полного удовлетворения  нужд людей. Таким образом,  финансы – важный рычаг регулирования  экономики с широкими возможностями  воздействия на неё.

         Активное  использование регулирующей роли  финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции – необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.[9]. К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность – в разных её проявлениях.

         Финансы  и деньги – различные экономические  категории. Несмотря на их близость  и определенное сходство внешнего  выражения, они имеют различия  в функциях и выполняемой роли  в общественной жизни. Если  деньги выступают как средство  платежа и обращения, мера стоимости  и т.д., то финансы выполняют  распределительную и контрольную  функции. Финансы не охватывают  всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих  в связи с куплей – продажей, оплатой труда и др., носящих  эквивалентный характер). Содержанием  финансовых отношений являются  только те из них, посредством  которых образуются денежные  фонды государства, его территориальных  подразделений, предприятий организаций,  учреждений. В то же время эти  категории взаимодействуют между  собой, переходят из одного  качества в другое.

 

                                 2.Финансовая система

 

         Финансы  как целостная экономическая  категории с присущими ей общими  свойствами вместе с тем имеют  и свою структуру, в которую  входят несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов), отличающихся  своими особенностями. Необходимость  их выделения обусловлена многообразием  потребностей общества, которые  обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.

         Совокупность  входящих в состав финансов  звеньев (институтов) в их взаимосвязи  образует финансовую систему  страны. В финансовой системе  Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). в результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в неё звеньев, их взаимодействие между собой.

         В современном  этапе в состав финансовой  системы Российской федерации  входят следующие звенья (институты):

         1. Бюджетная  система, состоящая из государственных  (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счёт налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

         2. Внебюджетные  целевые государственные и муниципальные  (местные) денежные фонды, создаваемые  соответствующими представительными  или исполнительными органами  власти и местного самоуправления. Они используются на определённые  цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требования законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счёт обязательных платежей юридических и физических лиц, та и за счёт поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распылённостью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводится политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.

         3. Финансы  предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства  как обособленные денежные фонды,  находящиеся в распоряжении соответствующих  субъектов (предприятий, министерств  и т.д.) и используемые ими для  выполнения своих функций и  задач. Для современных условий  характерно многообразие форм  собственности, на основе которых  функционируют финансы предприятий,  организаций и учреждений. Это  звено подразделяется на финансы  коммерческих и некоммерческих  организаций. Финансы предприятий  – исходное звено, основа всей  финансовой системы, так как  они непосредственно связаны  с материальным производством,  в процессе которого создаётся  доход, затем распределяемый и  перераспределяемый посредством  финансовой системы.

         4. Имущественное  и личное страхование обеспечивает  формирование страховых денежных  фондов, направляемых на возмещение  материального ущерба, причиненного  юридическим и физическим лицам  стихийными бедствиями, несчастными  случаями и различного рода  другими неблагоприятными событиями.  Средства таких фондов образуются  за счёт взносов юридических  и физических лиц, вступивших  в отношения по страхованию.  Однако законодательство предусматривает  случаи страхования за счёт  государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников  государственной налоговой службы  и т.д.). в связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

         5. Кредит  означает привлечение свободных  денежных средств различных субъектов,  аккумуляцию их денежные фонды,  именуемые кредитными ресурсами,  а также предоставление их  во временно использование на  началах за счёт привлечённых, но и собственных средств кредитора.

 

 

 

 

 

                                     Различают две формы кредита:

 

         1. Государственный  кредит выражается во временном  использовании денежных средств  юридических и физических лиц  государством при недостаточности  государственных (бюджетных) доходов  для осуществления намеченных  расходов. Государство в этих  отношениях выступает в качестве  заёмщика. В результате использования  такой формы кредита образуется  государственный долг, который может  быть внутренним (порядок его  образования и погашения урегулирован  законом) и внешним, регулируемым  международными договорами. В настоящее  время Россия активно использует  государственный кредит для покрытия  бюджетного дефицита.

Информация о работе Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации