Предмет и объект исследования: определения и взаимоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:42, реферат

Описание работы

С появлением финансовых ресурсов и при их распределении возникает основная проблема: эффективность использования финансовых ресурсов. И речь идет не о коррупции и хищениях. Даже действуя с благими намерениями, субъект хозяйствования может неэффективно использовать имеющиеся фонды, что приведет к различного рода перекосам. Когда мы говорим о государстве, то также должны обратить внимание на проблему использования имеющихся финансовых ресурсов. Ведь роль государства не только в выплате зарплат, но и в проведении бюджетно-налоговой политики для регулирования экономики на макроуровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

1 Понятие финансовых ресурсов ………………………………………………..4

2 Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов…………………………………………………………………………..6

3 Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов …..……...16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..25

Работа содержит 1 файл

Реферат ФИК.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 
 
1 Понятие финансовых ресурсов ………………………………………………..4 
 
2 Источники формирования централизованных и децентрализованных  финансовых ресурсов…………………………………………………………………………..6 
 
3 Проблемы эффективного использования финансовых ресурсов …..……...16 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
 
Финансовые ресурсы – понятие, которое характерно для любого государства. При этом данное понятие характерно как для самого государства в лице государственного бюджета, так и для субъектов хозяйствования в форме фондов накопления и распределения. Данные ресурсы необходимы для вышеперечисленных субъектов по многим причинам. Одна из основных – возможность финансирования различных целевых программ. Государство через систему налогов формирует бюджет, т.е. мобилизует средства в целях их расходования на различные цели. Это и социальные программы, и развитие инфраструктуры, и поддержка экономики. И это далеко не весь перечень.  

Когда мы говорим о финансовых ресурсах, мы должны, прежде всего, говорить об их источниках пополнения, так как это  исходит из самого определения финансовых ресурсов. Для предприятия вопрос финансовых ресурсов играет не меньшую  роль. Так, для нормального функционирования предприятие должно инвестировать в основные и оборотные средства. Это возможно только при наличии определенных ресурсов. 

С появлением финансовых ресурсов и  при их распределении возникает  основная проблема: эффективность использования финансовых ресурсов. И речь идет не о коррупции и хищениях. Даже действуя с благими намерениями, субъект хозяйствования может неэффективно использовать имеющиеся фонды, что приведет к различного рода перекосам. Когда мы говорим о государстве, то также должны обратить внимание на проблему использования имеющихся финансовых ресурсов. Ведь роль государства не только в выплате зарплат, но и в проведении бюджетно-налоговой политики для регулирования экономики на макроуровне. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 Понятие финансовых ресурсов  

Для того чтобы понять, что такое  финансовые ресурсы и, что не менее  важно, выявить их источники пополнения, необходимо дать определение финансовым ресурсам. Финансовые ресурсы —  это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Значение финансовых ресурсов неоценимо. Так государству ресурсы нужны для финансирования различных государственных расходов, таких как социальные расходы, поддержка экономики и многое другое. Чем эффективнее работают субъекты хозяйствования, тем больше ресурсов получает государство. И при эффективном использовании этих ресурсов в стране улучшается инфраструктура, качество жизни и т.д. Предприятия также должны иметь финансовые ресурсы прежде всего для инвестиционной деятельности.  

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта является основным источником формирования финансовых ресурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. [6, с. 31]  

Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируются:  
·     расширение оборотных средств;  
·     техническое перевооружение; 
·     капитальные вложения; 
·     мероприятия по охране природы и т.д. [6, с. 32]  
Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внутреннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на обеспечение социального обустройства работников, дополнительное материальное стимулирование и т.п. 
Благодаря имеющимся децентрализованным источникам предприятие имеет возможность для расширения производства и более эффективной деятельности на рынке. 
Второй но величине источник формирования децентрализовании финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производственных фондов. Долговременный характер замещения изношенных основных фондов накладывает отпечаток на амортизационные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осуществляется на принципиально новой технической основе. Назначение амортизационного фонда здесь не ограничивается ролью источника простого воспроизводства, поскольку простое замещение на прежней технико-технологической основе бессмысленно.

 

Наряду с чистым доходом амортизационные  отчисления наиважнейшие источники  децентрализованных источников. Эти  денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих основных фондов, приобретение более производительного оборудования и современных технологий. Долговременный характер замещения основных фондов предопределяет разрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материально-вещественным содержанием. Амортизационный фонд становится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Отметим, что в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса. 

Источниками формирования децентрализованных финансовых ресурсов являются процессы: 
·     мобилизации внутренних ресурсов в строительстве;  
·     прироста устойчивых пассивов;  
·     экономии от снижения стоимости строительно-монтажных работ;  
·     выполняемых хозяйственным способом;  
·     выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества и др. 
 

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операций с другими ценными бумагами, и др.).  
Осуществление перечисленных затрат за счет использования децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами процесс расширенного воспроизводства на микроуровне. Такой порядок объективен, он не зависит от форм собственности. [6, с. 33]  
В условиях рыночных отношений пропорции распределения финансовых ресурсов должны определять сами хозяйствующие субъекты. В дореформенный период в Республике Беларусь порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.). 
Другая часть чистого дохода в соответствии с сущностью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов, которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных потребностей, отражающих макроэкономический

уровень. 

В то время как децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. 

Источники, за счет которых формируются  централизованные фонды финансовых ресурсов, - это также отчисления хозяйствующих субъектов органам государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд занятости и др.). 

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального  богатства, вовлекаемая в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносителей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресурсов составляют поступления от населения (налоги, сборы, доходы от займов и лотерей и др.). 

Каким же образом распределяются в  итоге централизованные финансовые ресурсы? Централизованные финансовые ресурсы посредством перераспределительных  процессов (налогов, отчислений и т.д.) сосредоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджетных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них формируются путем перераспределения стоимости необходимой» продукта в виде отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений по социальному страхованию и других денежных поступлений от населения. 

Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в централизованном фонде финансовых ресурсов государства  — государственном бюджете. Концентрация крупных денежных средств в бюджете способствует ведению единой финансовой политики, обеспечивает возможность финансирования важнейших общегосударственных программ. Финансовые ресурсы направляются на развитие реального сектора экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение, на финансирование обороны, правоохранительных органов и государственного управления, выплату страховых сумм по всем видам имущественного и личного страхования и др. 

Формирование как децентрализованных, так и централизованных фондов финансовых ресурсов государства является результатом расщепления и последующего распределения чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства. Корни и истоки формирования этих групп фондов едины — чистый доход, его первичное распределение и последующее перераспределение. 

Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности  хозяйствующих субъектов и соответствующего увеличения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении; с другой стороны, коренная перестройка экономики вызывает необходимость централизации финансовых ресурсов и направления их в приоритетные отрасли, нуждающиеся в существенной государственной финансовой поддержке. 

Сбалансированными можно считать такие финансовые отношения, которые обеспечивают бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе — рост доходов бюджета. В настоящее время налоговая нагрузка на экономику остается достаточно высокой, но в перспективе за 2006—2010 гг. она будет постепенно сокращаться. Баланс интересов может наступить при установлении налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты в размере не более 30 % ВВП. 

При рассмотрении состава и  объема финансовых ресурсов логично вспомнить об учете ресурсов, аккумулируемых банковскими и страховыми органами.

 

 К ним относятся: 

1) кредитные ресурсы как государственный  денежный резерв, закрепленный за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей, поступающих в бюджет; 
2) суммы превышения доходов бюджета над расходами, рассматриваемые как элемент финансовых ресурсов банка, за пользование которыми банк должен выплачивать дивиденды государству; 
3) денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц, участвующие в процессе кругооборота основных и оборотных фондов; 
4) денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления. 

Безусловно, образование финансовых ресурсов более тесно связано  с созданием ВВП и его первичным  распределением. Ресурсы банковских учреждений формируются путем перераспределения первичных финансовых ресурсов и некоторых других денежных средств.  
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что финансовые ресурсы играют огромную роль в хозяйственной жизни как государства в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов. Централизованные фонды как правило подразумевают концентрацию капитала в государственном бюджете, а децентрализованные – в фондах предприятия. 
 
 
 

  1. Источники формирования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов  
     
    Итак мы уже определили, что основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов является чистый доход, то есть разница между выручкой и затратами. Основным источником централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов является чистый доход хозяйствующих субъектов, основной формой выражения которого является прибыль. Она выступает важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство, и участвует в формировании доходной базы бюджета. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Она наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на размеры, будут способствовать укреплению финансов. 

На прибыль влияет комплекс факторов, не одинаковых по экономической сущности, значимости и степени детализации, действующих в разные годы и взаимно  помогающих друг другу. Необходимо постоянно держать под контролем факторы, воздействующие на прибыль на уровне предприятий. [7, с. 36]  
Как многофакторный показатель прибыль неоднородна по своему составу. Она представляет собой результат производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Прибыль претерпевает глубокие изменения на разных стадиях производства и реализации продукции. Конечным результатом производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является общая прибыль, включающая прибыль от реализации продукции (работ, услуг), от операционных результатов, а также превышение внереализационных доходов над внереализационными расходами. 

Информация о работе Предмет и объект исследования: определения и взаимоотношения