Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:36, реферат
В процессе деятельности по осуществлению государственных доходов и расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.
Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами — прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся прежде всего приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными социальными внебюджетными фондами.
В сфере
финансов субъектов хозяйствования
правовые основы управления финансами
регулируются нормами Гражданского
кодекса РФ, определяющими правила
организации финансово-
Совокупность всех финансовых правовых актов, источников финансового права, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, изображена на рис.1.
Рис.1 Источники финансового права
Эффективность
управления финансами во многом зависит
от качества действующих финансово-правовых
актов, регулирующих финансовые отношения
во всех сферах финансовой системы
государства. Поэтому во всех странах
правовым вопросам регулирования экономики
государства уделяется
Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:
Решение
указанных проблем в области
финансового права позволит обеспечить
стабильность развития экономики нашего
государства, повысить финансовую устойчивость
субъектов хозяйствования, усилить
действенность финансового
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Россия в очередной
раз переживает тяжелейшие моменты
в своем развитии на пути к построению
экономически развитого и социально
справедливого государства. Россия
находится в состоянии
Усилия многих политиков, экономистов, юристов направлены на решение данных проблем и поиск путей выхода из создавшегося положения. Однако, все попытки по выводу страны из кризиса будут обречены на поражение без создания хорошо функционирующей нормативной базы, без придания экономическим отношениям правовой опосредованности, без регулирования данных отношений правом. Новые явления в экономике, новые пути ее развития и преобразования требуют активного использования технико-юридических инструментов финансового механизма. И именно здесь, и именно сегодня призвано сыграть свою немаловажную роль бурно развивающееся и динамично формирующееся финансовое право Российской Федерации. Сегодня финансовое право Российской Федерации - это новое явление, призванное сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала и укреплении финансов.
Знание, изучение и развитие финансового права позволит создать такую финансовую систему на территории Российской Федерации, нормальное функционирование которой приведет к финансовой стабилизации, что в свою очередь подразумевает постоянный рост объема производства за счет вливания в него свободного капитала в виде инвестиций, реальный доход населения, снижение темпов инфляции, и в конечном итоге экономическую и политическую стабильность общества.
На современном этапе развития финансового права перед ней стоит ряд задач, от практического разрешения которых и плодотворной работы над которыми зависит дальнейшая судьба Российского финансового права. Сегодня можно выделить следующие основные задачи:
1. Повышение роли финансовой
системы в период развития
рыночных отношений и
2. Совершенствование
финансового контроля, в том числе
укрепление вертикального
3. Совершенствование финансового законодательства:
устранение пробелов, приведение
законодательства в стройную
и понятную систему. Упрощение
(в пределах возможного и
совершенствование
налогового законодательства, стимулирующее
рост и увеличивающее
отказаться от практики, при которой отдельные регионы пользуются налоговыми и иными льготами в ущерб всем остальным;
совершенствование
бюджетного законодательства. Нужно
такое законодательство, которое
бы жестко регулировало
4. Совершенствование понятийного аппарата, который включает в себя:
уточнение и углубление имеющихся категорий;
исключение устаревших;
формирование новых и реабилитация старых, от которых отказались в конце 20-х - начале 30-х годов.
5. Совершенствование
межбюджетных отношений и
6. Повышение эффективности
полномочий государственных
7. Разрешение вопросов организационного порядка:
развитие форм
научных контактов с учеными
других стран (в области
перевод иностранной
литературы по финансовому
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Правовые основы управления финансами в РФ