Правовые основы управления финансами в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:36, реферат

Описание работы

В процессе деятельности по осуществлению государственных доходов и расходов возникает круг отношений, регулируемых финансовым правом и другими отраслями права - гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях участвуют государственные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Работа содержит 1 файл

Реферат Правовые основы управления финансами в РФ.docx

— 178.36 Кб (Скачать)

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, поскольку  позволяют осуществлять государственное  правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями  и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию  подлежат все составляющие процесса управления финансами — прогнозирование  и планирование источников формирования и направлений использования  финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся прежде всего приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными социальными внебюджетными фондами.

В сфере  финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами  регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила  организации финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об акционерных обществах, государственных (муниципальных) унитарных  предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью; финансовым законодательством  и ведомственными нормативно-правовыми  актами, регулирующими отношения  по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

Совокупность  всех финансовых правовых актов, источников финансового права, которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, изображена на рис.1.

Рис.1 Источники  финансового права

Эффективность управления финансами во многом зависит  от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения  во всех сферах финансовой системы  государства. Поэтому во всех странах  правовым вопросам регулирования экономики  государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых  государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы — финансовая конституция. В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона.

Вместе  с тем многие действующие юридические  нормы, в том числе относящиеся  к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым  относятся:

  1. противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);
  2. противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;
  3. формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;
  4. наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;
  5. нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;
  6. сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;
  7. несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в области  финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить  действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня Россия в очередной  раз переживает тяжелейшие моменты  в своем развитии на пути к построению экономически развитого и социально  справедливого государства. Россия находится в состоянии глубочайшего экономического упадка, который, в свою очередь, подкрепляется кризисом банковской системы, инфляцией, несовершенством  налоговой системы, финансовым хаосом в стране. Все это также сопровождается периодическими кризисами политической власти.

Усилия многих политиков, экономистов, юристов направлены на решение данных проблем и поиск  путей выхода из создавшегося положения. Однако, все попытки по выводу страны из кризиса будут обречены на поражение без создания хорошо функционирующей нормативной базы, без придания экономическим отношениям правовой опосредованности, без регулирования данных отношений правом. Новые явления в экономике, новые пути ее развития и преобразования требуют активного использования технико-юридических инструментов финансового механизма. И именно здесь, и именно сегодня призвано сыграть свою немаловажную роль бурно развивающееся и динамично формирующееся финансовое право Российской Федерации. Сегодня финансовое право Российской Федерации - это новое явление, призванное сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала и укреплении финансов.

Знание, изучение и  развитие финансового права позволит создать такую финансовую систему  на территории Российской Федерации, нормальное функционирование которой приведет к финансовой стабилизации, что в свою очередь подразумевает постоянный рост объема производства за счет вливания в него свободного капитала в виде инвестиций, реальный доход населения, снижение темпов инфляции, и в конечном итоге экономическую и политическую стабильность общества.

На современном этапе  развития финансового права перед  ней стоит ряд задач, от практического  разрешения которых и плодотворной работы над которыми зависит дальнейшая судьба Российского финансового  права. Сегодня можно выделить следующие  основные задачи:

1. Повышение роли финансовой  системы в период развития  рыночных отношений и укрепление  государственной финансовой дисциплины, посредством разработки эффективных  мер, направленных на предупреждение, пресечение и выявление нарушений  в сфере финансового законодательства, а также принятие ряда законодательных решений по усилению дисциплины налогоплательщиков и добиться совершенствование мер по повышению собираемости налогов. В частности, необходимо установить ответственность собственников и управляющих предприятиями за неуплату налогов в бюджет.

2. Совершенствование  финансового контроля, в том числе  укрепление вертикального финансового  контроля в системе исполнительной  власти, ужесточение санкций за  незаконное и нецелевое использование  государственных средств.

3. Совершенствование  финансового законодательства:

 устранение пробелов, приведение  законодательства в стройную  и понятную систему. Упрощение  (в пределах возможного и допустимого)  нормативно-правовых актов в целях  доступности для понимания населением;

 совершенствование  налогового законодательства, стимулирующее  рост и увеличивающее поступления  в казну. Упрощение налоговой  системы на территории РФ, уменьшение  числа налогов, максимальное использование  тех налогов, которые бы не  сводили на нет мотивацию к  росту прибыли, личных доходов,  занятости. Принятие второй части  Налогового кодекса;

 отказаться от  практики, при которой отдельные  регионы пользуются налоговыми  и иными льготами в ущерб  всем остальным;

 совершенствование  бюджетного законодательства. Нужно  такое законодательство, которое  бы жестко регулировало отношения  в процессе составления бюджета  и в процессе его реализации. Бюджет, в юридическом смысле, - это  закон. Нарушая закон, государство  побуждает к этому и все  общество. Провести ревизию нормативно-правовой  базы с целью исключения бюджетных  расходов, не обеспеченных реальными  источниками финансирования. Добиться  сокращения дефицита федерального  бюджета.

4. Совершенствование  понятийного аппарата, который включает  в себя:

уточнение и углубление имеющихся  категорий;

исключение устаревших;

формирование новых  и реабилитация старых, от которых  отказались в конце 20-х - начале 30-х  годов.

5. Совершенствование  межбюджетных отношений и закрепление  принципа бюджетного федерализма.

6. Повышение эффективности  полномочий государственных органов  власти и управления в сфере  финансовой деятельности.

7. Разрешение вопросов  организационного порядка:

 развитие форм  научных контактов с учеными  других стран (в области финансов);

 перевод иностранной  литературы по финансовому праву  на русский язык, изучение передового  зарубежного опыта в сфере  финансовой деятельности, его заимствование  и реализация в современных  российских условиях к современным  российским проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации
  5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации
  6. Федеральный закон от 10 мая 1995 г. «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ»
  7. Федеральный закон от 18 ноября 1995 г. «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»
  8. Федеральный закон от 6 ноября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления»
  9. Федеральный закон от 9 октября 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  10. Годин А.М., Подпорина И.В. Финансовое право: Учеб. пособие. - М., 2004
  11. www.government.ru
  12. www.minfin.ru
  13. www.financenews.ru

 


Информация о работе Правовые основы управления финансами в РФ