Правовые основы финансовой деятельности государства

Автор: Анна Кошка, 24 Октября 2010 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

ПРАВОВЫЕ ОСНСВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Содержание

Введение
1. Понятие финансовой деятельности государства
2. Финансовая система
3. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1курс_ПРАВОВЫЕ ОСНСВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

ФГОУ  ВПО ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Экономический факультет 

                      Кафедра  
                       
                       
                       

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине:

на тему: «ПРАВОВЫЕ ОСНСВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА» 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила: Сарыглар С. А.

     студентка I курса, I группы

     экономического  факультета

     спец. 080502.65 

Проверила: Козуб Ю. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2008

 

      Содержание 

Введение..............................................................................................................3

1. Понятие финансовой  деятельности государства.........................................5

2. Финансовая  система.......................................................................................9

3. Государственные  органы, осуществляющие финансовую  деятельность.......................................................................................................13

Заключение.........................................................................................................21

Список использованной литературы...............................................................22 

 

      Введение 

     В любом государстве распределение  и перераспределение валового общественного  совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Понятие «финансы» происходит от фр. finance — совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

     По  своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

     Финансы непосредственно связаны с функционированием  общественных экономических отношений  в процессе аккумуляции, перераспределения  и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения no поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

     Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство, таким образом, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником. Наглядным примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности, оттоку кадров из указанных областей и другим негативным явлениям. Поправить существующее положение возможно, только направив на развитие этих областей необходимое, достаточное количество денежных средств.

 

      1. Понятие финансовой деятельности государства 

     Финансовая  деятельность государства — это  деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.

     Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции  доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве  до начала планируемого финансового  года должны быть выявлены все возможные источники доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из разных источников и по разным направлениям.

     Так, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже начинают планировать бюджетные доходы и расходы на следующий год. Расходы и доходы государства в течение года могут быть осуществлены только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды денежных средств в строго определенные, заранее установленные соответствующим финансовым планом сроки, от определенных плательщиков, в определенном объеме. Таким образом, финансовая деятельность государства это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане.

     Осуществляя финансовую деятельность, государство  занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при  формировании фондов денежных средств  как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной целью финансового  планирования является соответствие доходов расходам и, как идеальный результат, — получение по каждому фонду баланса доходов и расходов денежных средств.

     Все фонды денежных средств в государстве  подразделяются на централизованные и  децентрализованные, которые взаимно  увязаны и взаимно обусловлены.

     Финансы государства, как писал A.M. Бирман, это система сообщающихся сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к тому, что начинает лихорадить систему в целом. Так, в современных условиях становления рынка при существующем большом бюджетном дефиците (недостатке доходов в бюджетной системе) сокращается бюджетное финансирование, растут неплатежи, увеличивается инфляция, падает курс рубля и т.д. Это отрицательно сказывается на жизни общества. Совершенствование финансовой системы в целом поможет выходу из кризиса.

     К централизованным фондам денежных средств  или централизованным финансам относятся  денежные средства, поступающие в  распоряжение государства как властвующего субъекта. К ним относятся прежде всего все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование — имущественное и личное, кредит (государственный и банковский).

     К децентрализованным фондам денежных средств  относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.1

     В связи с переходом к рыночной экономике очень важно понять роль государства в регулировании, аккумуляции, перераспределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно  обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.

     В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование  выражается по-иному.

     Если  финансы предприятий федеральной  и муниципальной форм собственности  могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. В частности, французский ученый П.М. Годме писал: «…Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...». Он показал отличие частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:

  • государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;
  • государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;
  • частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, — это средства осуществления так называемого общего интереса;
  • размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица. «Этих различий, — писал П.М. Годме, — вполне достаточно, чтобы рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается от последних».2

     Однако  во взаимоотношении этих фондов с  государственными централизованными  и децентрализованными фондами  денежных средств осуществляются прямые и обратные связи по управлению производством, экономикой и социальными процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые фонды денежных средств, следует учитывать не только их связи с бюджетом, но и их связи между собой.

     Если  учитывать, что финансы связаны  с денежной системой, порождением  которой они в свою очередь  являются, то связь между всеми финансами государства, как централизованными, так и децентрализованными, становится еще более ясной.

     Любая финансовая деятельность в государстве  связана с аккумуляцией доходов  и проведением необходимых расходов. Расходы могут превышать реально имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном хозяйстве, и тогда государство начинает изыскивать дополнительные источники доходов для покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг, и в целом централизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются с бюджетным дефицитом. Именно финансы отражают в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, не только в области экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.

 

  1. Финансовая система
 

     Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных  институтов внутри финансовой системы  объясняется тем, что финансы  обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

     Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Информация о работе Правовые основы финансовой деятельности государства