Повышение рентабельности производства продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
В настоящее время в России в условиях после кризисного периода многие предприятия работают с низким показателем рентабельности производства, что означает убыточность многих организаций. Поэтому меня, как будущего специалиста, интересует в чём заключается сущность рентабельности, как она рассчитывается и каковы пути её повышения. Это круг вопросов я и хотел бы рассмотреть в данной теме курсовой работы.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия 4
1.1 Понятие рентабельности 4
1.2Виды рентабельности 6
1.3 Система показателей рентабельности. 10
2. Анализ рентабельности предприятия 14
2.1 Факторный анализ показателей рентабельности 20
2.2 Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности. 23
3. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности 27
3.1 Калькулирование по системе «Директ-костинг» 27
3.2 Расчет операционного рычага 27
3.3 Порог рентабельности и запас финансовой прочности 28
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Рентабильность 1.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

- фондоемкость продукции по внеоборотным активам;

 фондоемкость  продукции по оборотным активам  (коэффициент закрепления оборотных  активов).

Рентабельность активов тем  выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.

Трехфакторная модель анализа рентабельности

,

 где   - прибыль продукции

;

- фондоемкость ( капиталоемкость)  продукции по основному капиталу:

;

- оборачиваемость оборотных активов  (капиталоемкость по оборотному капиталу):

.

В данной модели фактор оборачиваемости  оборотных активов отражается величиной  , обратной среднему числу оборотов.

  • 2.2 Методы повышения рентабельности корпораций. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности.

 

Многообразие показателей  рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную  систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. Такие  показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:

Объем продукции в  стоимостном выражение (N)

 

 

=

 

 

Объем продукции в физических единицах(q)

 

 

 

 

Цена единицы продукции(Ц)

Затраты на производство в денежном выражение(S)

 

=

Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z)

 

 

 

Цена единицы ресурса(С)

Доходность

(N/S)

 

=

Производительность  ресурсов (q/z)

Возмещение затрат в  цене продукта (Ц/С)

Прибыль (N-S)

=

Объем продукции в  стоимостном выражении (q Ц)

 

-

Затраты на производство в денежном выражении(z C)


 

 Доходность производства  продукции рассматривается как  произведение коэффициента производительности  ресурсов и коэффициента соотношения  цен единицы продукта и единицы  ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью ( дефлятором ) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь  данных показателей в индексной  форме, то появиться возможность  обычным методами факторного анализа  дать количественную оценку влияния  промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем

или в развернутом  виде

 

,

 

где J- индекс роста соответствующего показателя;

1;0- означают что показатели  исчислены за отчетный и базисный  периоды соответственно.

 Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

 

,

 

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности

 

 В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями

.

 

Крупные предприятия  главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются  снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств ( машин, оборудования и т. д.)

 

Широко используемым методом управления предприятием (а  точнее его производственной деятельностью) является .анализ безубыточности. Целью  анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

  • Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?
  • На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?
  • Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?
  • И т.д.

Анализ безубыточности является одним  из наиболее важных направлений финансового  анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также  при формировании рентабельного  ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.

 

Итак, постараемся выделить  основные задачи финансового анализа применительно  к деятельности  российских и казахстанских предприятий:                                                     

•   Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно   погасить краткосрочные обязательства.

•  Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.

•   Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.

•    Оценка прибыльности   от производственной и физической деятельности.

•   Анализ эффективности использования имущества.

•  Оценка рискованности деятельности предприятия.

•  Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.

3. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности

  • 3.1 Калькулирование по системе «Директ-костинг»

 

В данном разделе  калькулирование себестоимости  ведется по системе «директ-костинг». Себестоимость планируется лишь в части переменных затрат, оставшуюся часть издержек в калькуляцию  не включают, а относят на финансовые результаты.

Переменные  затраты зависят от технологии и  организации производства. Их величина является переменной по отношению к  объему выпуска и реализации. Постоянные затраты подразделяются на административные и коммерческие. Они зависят не от объема производства и продажи, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики и др. факторов.

Расчет себестоимости  и финансовых результатов приводятся в таблице 4.1.

Таблица 4.1 Калькуляция  по системе «Директ-костинг»

Показатели

На годовую программу

1. Выручка от реализации  продукции (без НДС), руб.

1673260,3

2. Переменная часть  себестоимости продукции, руб.

1170931,3

3. Валовая маржа, руб.

502329

4. Рентабельность продукции 

0,43

5. Постоянные затраты,  руб.

167677,05

6. Прибыль, руб. 

334651,9

7. Программа выпуска  продукции, шт.

6700


  • 3.2 Расчет операционного рычага

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

 

 

 

Сила воздействия  операционного рычага указывает  на степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием. Чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Примечание: Это означает, что при возможном  увеличении выручки от реализации, скажем, на 2% прибыль возрастает на 2%х3=6%

При снижении выручки на 10% прибыль снизится на 10%х3=30%

  • 3.3 Порог рентабельности и запас финансовой прочности

 

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже  не имеет убытков, но еще не имеет  и прибылей. Валовой маржи в  точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

 

=

= 167677 = 558923 руб

0,3

Расчет порога рентабельности ведется по данным таблицы 4.3

Таблица 4.3

Исходные данные для определения порога рентабельности

Показатели

На 

годовую прогр., руб.

В % и в относительном  выражении (к выручке от реализации)

1. Выручка от реализации (без НДС)

1673260

100% или 1

2. Переменные затраты

1170931

70% или 0,7

3. Валовая маржа

502329

30% или 0,3

4. Постоянные затраты

167677

10% или 0,1

5. Прибыль

334651

20% или 0,2


 

Далее порог  рентабельности определяется графическими способами.

Второй графический  способ определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки  и суммарных затрат при достижении порога рентабельности.

Порогу рентабельности соответствует объем реализации и выручка от реализации. Именно при таком объеме реализации (в натуральном выражении) выручка в точности покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю.

 

  • Заключение

 

   Показатель рентабельности  производства имеет особенно  важное значение в современных,  рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

   Факторы, оказывающие  влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

   Как показали  практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает, прежде всего количество и качество товарной продукции.   В настоящее время большое количество предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что сильно ослабляет экономический рост в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М. Инфра-М, 2004 г.
  2. Звягинцев В.Б.Разработка маркетинговой стратегии предприятия и контроль над её реализацией – 2005 г.
  3. Ибрагимова Р. Маркетинговый анализ развития предприятия: глобальный подход. – 2004 г.
  4. Ляпицкая Л.М Организационное структурирование маркетинговой деятельности на предприятии – 2004 г.
  5. Муромцев С.В. Разработка маркетинговой стратегии промышленного предприятия 2004 г.
  6. Муромцев С.В. Маркетинг промышленного предприятия 2004 г.
  7. Романенко И.В. Экономика предприятии - 2002 г.
  8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия- 2004г.
  9. Слепов В.А., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании. – М. 2005 г.
  10. Экономика предприятия под ред. А.Е. Карлика- М. 2003 г. 



Информация о работе Повышение рентабельности производства продукции предприятия