Повышение эффективности управления государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:04, статья

Описание работы

В статье рассмотрена проблема эффективности управления государственным долгом РФ. Проведён обзор эффективности реализации государственных программ по управлению государственным долгом. Проведён анализ основных показателей государственного внешнего и внутреннего долга, на основе которого предложены меры поддержки и эффективного управления государственным долгом РФ.

Работа содержит 1 файл

повышение эффективности управления госдолгом.docx

— 29.47 Кб (Скачать)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ РФ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РФ

Заика Е.А., студентка 
АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» 
Краснодарский кооперативный институт (филиал)  

 

В статье рассмотрена проблема эффективности управления государственным долгом РФ. Проведён обзор эффективности реализации государственных программ по управлению государственным долгом. Проведён анализ основных показателей государственного внешнего и внутреннего долга, на основе которого предложены меры поддержки и эффективного управления государственным долгом РФ. 
Ключевые слова: Государственный долг, внешний долг, внутренний долг, эмиссия ценных бумаг, государственный кредит.

The article considers the problem of the effectiveness of government debt of the Russian Federation A review of the effectiveness of government programmes on public debt management has been carried out. The analysis of key indicators of public external and domestic debt has been implemented. On its basis, measures of support and effective management of public debt of the Russian Federation have been proposed.  

 

Key words: public debt, external debt, domestic debt, issuance of securities, state loan.

The article considers the problem of the effectiveness of government debt of the Russian Federation A review of the effectiveness of government programmes on public debt management has been carried out. The analysis of key indicators of public external and domestic debt has been implemented. On its basis, measures of support and effective management of public debt of the Russian Federation have been proposed. 
Key words: Government debt, external debt, domestic debt, issuance of securities, state loan.  

 

The article considers the problem of the effectiveness of government debt of the Russian Federation A review of the effectiveness of government programmes on public debt management has been carried out. The analysis of key indicators of public external and domestic debt has been implemented. On its basis, measures of support and effective management of public debt of the Russian Federation have been proposed.  

 

Key words: public debt, external debt, domestic debt, issuance of securities, state loan.  

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любой страны. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуры потребления  развития международного сотрудничества. 
В мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с проблемой государственного долга. Проблема долга важна для граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд. 
Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. [1] 
В России государственный долг может существовать в следующих формах:

  • а) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • б) государственные ценные бумаги, выпускаемых от имени РФ;
  • в) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • г) переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых законов;
  • д) соглашения и договоры (в том числе международные), заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. [1]

В настоящее  время государственный долг осуществляется в форме государственного кредита, соглашений и договоров, заключенных  от имени РФ, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств, в том числе долговые обязательства  третьих лиц в государственный  долг РФ на основе принятых законов. Совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн. руб., в том числе внутренний долг - 3,5 трлн. руб., внешний долг - 1,5 трлн. руб., 48,8 млрд. долл. Объем внешних обязательств РФ до 2014 г возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн. руб., а внутренних – возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн. руб. [2] 
Далее рассмотрим динамику основных показателей государственного внешнего долга РФ с 2001 по 2010 гг., которая представлена в таблице 1. 
Таблица 1 - Государственный внешний долг РФ (по состоянию на начало года)

Из приведенных  данных видно, что объем долга  за рассматриваемый период постоянно  снижался: от 139,3 млрд. долл. США в 2001 году до 37,5 млрд. долл. США в 2010. Проведенные  подсчеты показали, что, хотя сокращение объема внешних заимствований происходило  из года в год (базисные показатели абсолютного прироста постоянно  уменьшались), оно шло неравномерно: в период с 2001 по 2003 наблюдается увеличение абсолютного прироста объема долга  с -10 млрд. долл. США до -3. Начиная  с 2004 года темп роста начинает уменьшаться (с 97,5% в 2003 до 95,8% в 2004), а в 2005-2006гг. достигает своего минимума (67% и 68% соответственно). Соответствующим образом ведут себя и показатели абсолютного прироста. Как уже говорилось выше, в 2005г. Правительство РФ начинает использовать средства Стабилизационного фонда РФ для погашения внешнего государственного долга. Этим и объясняется столь значительное сокращение объема госдолга в этот период. С 2008г. и по сегодняшний день наблюдается стабилизация в значениях абсолютного прироста и темпа роста объема долга (в 2008г. объем долга сократился на 4,4 млрд. долл. США, в 2009 - на 3).

Тенденцию сокращения объема внешних заимствований можно  проследить и при анализе темпов прироста и абсолютных значений 1% прироста. Максимальный темп прироста был в 2001г. (-7,2%) ему соответствовало максимальное абсолютное значение 1% прироста (1,393 млрд долл. США). Аналогично, в 2009г. темп прироста был минимальным (-73,1%) ему соответствовало минимальное абсолютное значение 1% прироста (0,405 млрд. долл. США).

Одним из критериев  оценки долговой устойчивости является анализ размеров и темпов роста ВВП  в сопоставлении с государственным  долгом. Условной границей начала опасного состояния внешнего долга принято  считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. За последние годы удельный вес госдолга в объеме ВВП имеет  устойчивую тенденцию к снижению. Важно отметить, что валютная составляющая госдолга для бюджетной системы  страны наиболее опасна, так как  возможная девальвация валюты приведет к удорожанию самого долга и его  обслуживания. Подводя итог, отметим, что снижается общий объем  внешнего долга (с 2001 по 2010гг. объем  долга существенно уменьшился от 139,3 млрд.долл. США в 2001г. до 37.5 млрд. долл. США. В 2010г), повышается доля рыночных инструментов (еврооблигационные займы, ОВГВЗ), снижается долговая нагрузка на экономику, при благоприятной внешней и внутренней конъюнктуре тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в будущем.

Рассмотрим динамику основных показателей государственного внутреннего долга РФ с 2001 по 2010гг. в таблице 2.

Таблица 2 Государственный  внутренний долг РФ, выраженный

в государственных  ценных бумагах (по состоянию на начало года)

Оценив динамику приведенных данных можно сделать  вывод, что за период с 2001 по 2002 гг. объем  долга уменьшился на 20,7 млрд.руб. (об этом свидетельствует базисный показатель абсолютного прироста) или на 3.9% и по состоянию на 1 января 2002г. составил 511,1 млрд.руб. За период с 2003г. по 2006г. объем госдолга увеличился на 196,5 млрд.руб. или на 30% и по состоянию на 1 января 2006г. составил 851,2 млрд.руб. За период с 2007г. по 2010гг. объем внутреннего долга существенно увеличился на 809,1 млрд.руб. или на 78.6% и по состоянию на 1 января 2010 г. составил 1837,2 млрд.руб. Нужно сказать, что общий объем государственного внутреннего долга с 2001г. по 2010 существенно увеличился на 1306,2 млрд.руб. с 531,8 млрд.руб. до 1837,2 млрд.руб.

 
Таким образом, можно сделать вывод, что структура современного внутреннего  долга включает государственные  бескупонные краткосрочные облигации  и облигации федерального займа  с переменным купоном, с постоянным купонным доходом, с фиксированным  купоном, с амортизацией и долга. Эмиссия ГКО осуществляется в  форме отдельных выпусков на срок 3,6, 9, 12 месяцев, а срок обращения  ОФЗ от 1 до 5 лет. Следует отметить, что на долю облигаций федерального займа приходится около 85% государственного внутреннего долга, а на государственные сберегательные облигации приходится чуть больше 15%.  Планируется, что государственный долг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6% ВВП в 2011 г до 17,4% ВВП в 2013 г. Для современного обеспечения качественным управление государственного долга следует решить еще немало серьезных задач. Достаточно вспомнить, что Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены значительные изменения, в том числе и в ст. 6, в которую были добавлены новые определения. Одно из них публичные обязательства, при этом Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяя в ст. 6, что публичными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации), не содержит какого-либо перечня этих обязательств и не конкретизирует в дальнейшем это понятие в отличие от бюджетной классификации, расходов бюджета, бюджетной росписи и многих других [3].

 
Планируется, что государственный  долг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6% ВВП в 2011 г до 17,4% ВВП в 2013 г.

 
В соответствии с п. 4 ст. 75 Конституции  Российской Федерации государственные  займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. В соответствии со ст. 816 и 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда  государственные (муниципальные) заимствования  осуществляются путем выпуска и  размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, между заимодавцем (физическое или юридическое лицо) и заемщиком (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) заключается гражданский правовой договор [4].

 
 В то же время ст. 124 Гражданского кодекса  Российской Федерации прямо оговаривает, что к данным заемщикам, которые  являются публичными правовыми образованиями, применяются нормы, определяющие участие  юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или  особенностей данных субъектов правоотношений [4].

 
Статья 142 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной  формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление  или передача которых возможны только при его предъявлении. Федеральный  закон об эмиссии ценных бумаг  является законом, оговаривающим особенности  участия Российской федерации субъекта Российской Федерации, муниципального образования в вышеуказанных  гражданских правовых отношениях, регулируемых также вне зависимости от типа эмитента Федеральным законом от 22.04 1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [4].

 
Таким образом, обязательства по государственному долгу Российской Федерации обусловлены  целым рядом законодательных  актов, при этом ст. 3 закона об эмиссии  устанавливает, что государственные  ценные бумаги удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг, денежных средств, установленных процентов от номинальной  стоимости либо иных имущественных  прав в сроки, предусмотренные условиями  указанной эмиссии, что в свою очередь полностью соответствует  статьям 142, 143 и 144 Гражданского кодекса Российской Федерации. [4] На сегодняшний день является актуальным внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки. Однако любой инструмент стимулирования имеет свои границы эффективности, выйдя за которые, можно получить прямо противоположный результат. Важно отметить, что основным направлением эффективного управления государственным долгом станут заимствования как один из источников дефицитного финансирования государственных расходов, а возрастающий государственный долг должен стать одним из доминирующих инструментов стабилизирующей и одновременно стимулирующей политики государства.

 
Необходимо сказать, что состав публичных  обязательств остается достаточно неопределенным. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной  формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление  или передача которых возможны только при его предъявлении. Федеральный  закон об эмиссии ценных бумаг  является законом, оговаривающим особенности  участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в вышеуказанных  гражданских правовых отношениях. Номинал  эмиссионной ценной бумаги должен быть обязательно указан в условиях эмиссии  и обращения. Вместе с тем необходимо отметить, что обязательства Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, могут быть выражены не только в валюте Российской Федерации,  но и в иностранной валюте, а также в условных денежных единицах или драгоценных металлах, причем средством платежа по двум последним могут быть как валюта Российской Федерации, так и иностранная валюта. Однако, закон об эмиссии оговаривает, что государственные ценные бумаги Российской Федерации, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, должны быть выражены только в валюте Российской Федерации. Подводя итог, нужно сказать, что для обеспечения качественным управлением государственного долга необходимо усовершенствовать целый ряд законодательных актов. 
 
Литература: 
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ 
2. Электронный ресурс [http://www.prime-tass.ru/news
3.  Гражданский кодекс Российской Федерации (Г'К РФ) от 30.11.1994№51-ФЗ 
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 № 63 - ФЗ. 
5. Финансы: Учебное пособие / Балабанов А.И..-СПб.:Питер, 2000-192с. 
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие для студ. эконом. специальностей / под ред. А.П.Ковалева; МОРФ.-Ростов н/Д: Феникс,2001-480с. 
7. Финансы: Учебное пособие / под ред. проф. А.М.Ковалевой..-М.: Финансы и статистика, 2002-384с. 
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / под ред. Колпакова Г.М..- М.: Финансы и статистика, 2005-494с. 
9. Финансы на макроуровне: Учебное пособие для вузов / Самсонов И.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.Н..-М.: Высшая школа, 2000-192с. Ю.Финансы: Учебник / под ред. Л.А.Дробозиной; Е.В.Коломин; МОРФ.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003-528с.
 

Информация о работе Повышение эффективности управления государственным долгом РФ