Понятия финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:33, реферат

Описание работы

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

Работа содержит 1 файл

фин сис.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

     В последние годы наметились положительные  тенденции в экономическом состоянии  России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности и сократить ее общий объем, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.

     В ближайшей перспективе наиболее актуальными экономическими задачами являются:

  • обеспечение дальнейшего роста производства и объема доходов в хозяйстве с целью достижения их докризисного уровня (1988-1990гг.) и возможного превышения. Этому должно способствовать и принятое решение об удвоении ВВП к 2010 г.;
  • сохранения положительного сальдо внешней торговли и улучшение платежного баланса;
  • дальнейшее развитие системы образования, науки и научных исследований на перспективных направлениях;
  • существенное улучшение социального обслуживания населения.

     В соответствии с этим основными направлениями  финансовой политики на макроуровне  должны стать:

  • создание условий для активации инвестирования свободных финансовых ресурсов в материальное производство;
  • регулирование уровня инфляции и ставок процента таким образом, чтобы содействовать росту рентабельности реального сектора;
  • проведение налоговой реформы, призванной стимулировать все экономические субъекты к расширению производства, увеличению доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной деятельности;
  • существенная реструктуризация финансовых потоков в хозяйстве, сокращение дотационных платежей из бюджета, реформа пенсионного дела; жилищно-коммунального хозяйства и др.;
  • обеспечение устойчивого равновесия доходов и расходов бюджета;
  • регулярные платежи по внешнему долгу, дальнейшее существенное сокращение общего объема государственной задолженности.

     С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления:

     1 – денежно-кредитная политика;

     2 – налогово-бюджетная политика.

     В условиях России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является Центральный банк и Правительство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирование объема денежной массы, установление уровня процента и воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, то есть ограничение по возможности роста цен, а также валютный курс и формирование валютных резервов.

     В сферу налогово-бюджетной политики, естественно, входит формирование налоговой  системы (ставок налогов и условий  их взимания), сбор налогов и, конечно  же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными принципами, возникновение дефицита или профицита бюджета. Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.

     Оба направления финансовой политики тесно  взаимодействуют и должны быть согласованы  между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит и от денежной, и от бюджетной  политики, то же самое относится  к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использования всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития.

     Следует отметить, что в условиях современной России государственная финансовая политика одной из своих главных целей имеет создание цивилизованного рынка. Пятнадцатилетие реформы, к сожалению, не привели к образованию нормального (по мировым стандартам) рынка, и сложившаяся экономическая система нуждается в значительном усовершенствовании.

     Главная цель очевидна и всем понятна –  подъем производства, известен и главный  ответственный за достижение этой цели – государство. Но государство после  всех прошедших преобразований может воздействовать на экономический рост в основном через свою финансовую политику, именно она и оказывается главным средством обеспечения роста экономики. Поэтому государственная финансовая система как решающее звено всех финансовых отношений общества должна стимулировать развитие хозяйства и рост уровня жизни населения. Общеэкономические задачи в современных условиях выступают прежде всего как финансовые проблемы.

     Таким образом, именно финансовая политика государства  является в нынешних условиях главным фактором и выходом из кризиса, и организации экономического развития, именно оная совершенствует наши рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов. Финансовая политика обычно ориентируется на определенный круг показателей, характеризующих как экономическое, так и финансовое состояние общества. Число этих показателей очень большое, они различаются в зависимости от тех объектов, которым они присущи. Можно рассматривать макроэкономический уровень хозяйства, можно анализировать положение отдельных отраслей регионов, предприятий или групп населения. Поскольку для государственных финансов в первую очередь важно общее положение народного хозяйства, то и для государственной финансовой политики наиболее существенны глобальные финансовые характеристики экономического и социального положения общества.

     В условиях рыночного хозяйства финансы  очень четко характеризуют экономическое  положение. Хорошая экономика имеет  хорошие финансы, и наоборот. Общая  характеристика экономического положения, с точки зрения финансов, называется финансовым состоянием хозяйства. Понятие финансового состояния включает в себя не только экономические, но и чисто финансовые проблемы, например государственный долг.

     Применительно к макроуровню, то есть для всего народного хозяйства, рассматриваемого как единое целое, обычно выделяют следующие показатели для характеристики его финансового состояния:

  • доходы и расходы государства, дефицит или профицит бюджета;
  • государственный долг;
  • сальдо платежного баланса;
  • уровень инфляции;
  • уровень процентных ставок;
  • валютный курс;
  • объем денежной массы;
  • курс ценных бумаг;
  • объем доходов и расходов, сбережений и долгов укрупненных экономических субъектов;
  • валютные резервы.

     Помимо  этого имеется близкие к финансовым, обычно называемые экономическими, показатели, также очень важные для финансового состояния. Это объемы производства, инвестиций, основных доходов, уровень запасов, численность безработных.

     За  всеми этими индикаторами идет систематическое  наблюдение, и они регулярно публикуются. Доступность финансовой информации всем желающим с ней познакомиться – важный признак демократического общества.

     Очень важно, что все экономические  проблемы (и трудности, и успехи) получают четкую количественную характеристику в финансовых показателях, что и  создает предпосылку для принятия определенных решений, соответствующих данной ситуации и поставленной цели. Экономическая деятельность очень часто связана со значительным риском, финансы, конечно, не могут его устранить, но с помощью денежных (финансовых) показателей можно оценить последствия рискованных решений, вероятность их наступления, а также смягчить результаты возможных неудач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

     Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались  как часть политической, социальной и экономической системы государства.

      Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной  и нормативной деятельностью  финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

          Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

    Таким образом, ознакомившись с общими вопросами устройства финансовой системы  РФ можно сказать, что финансы - это  денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансов проявляется в его функциях:  распределительной, контрольной и регулирующей. важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.  
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

  1. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (учебное пособие), Томск 2000г,-83с.
  2. Финансы: Учебное пособие/ под ред. Ковалева В.В.,  «Финансы и статистика», М., 1998.
  3. Финансы. Учебник./ ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- Санкт-Петербург: 2000г.- 520с.
  4. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред.проф. Л.А.Дробозиной.-М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.
  5. Финансы: Учебник/ под ред. Ковалева В.В.,  «Проспект», М., 2001.

Информация о работе Понятия финансовой системы