Понятие субъекта коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Субъект права — физическое лицо или юридические лица, которые наделены способностью иметь юридические права и обязанности (т.е. наделены правоспособностью).
Содержание гражданской правоспособности физических лиц раскрывает ст. 18 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой граждане (физические лица) могут:
иметь имущество на праве собственности;
наследовать и завещать имущество;

Работа содержит 1 файл

контрол. коммерч право.docx

— 31.17 Кб (Скачать)

2.1.Понятие субъекта  коммерческой деятельности

Субъект права —  физическое лицо или юридические  лица, которые наделены способностью иметь юридические права и обязанности (т.е. наделены правоспособностью).

Содержание гражданской  правоспособности физических лиц раскрывает ст. 18 Гражданского кодекса РФ. В  соответствии с указанной нормой граждане (физические лица) могут:

иметь имущество  на праве собственности;

наследовать и завещать имущество;

заниматься предпринимательской  и любой иной не запрещенной законом  деятельностью;

создавать юридические  лица самостоятельно или совместно  с другими гражданами и юридическими лицами;

совершать любые  не противоречащие закону сделки и  участвовать в обязательствах;

избирать место  жительства;

иметь права авторов  произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом  результатов интеллектуальной деятельности;

иметь иные имущественные  и личные неимущественные права.

Юридическое лицо —  это организация, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Содержание гражданской  правоспособности юридических лиц  раскрывает ст. 49 ГК РФ. В соответствии с ней юридическое лицо может  иметь гражданские права, соответствующие  целям деятельности, предусмотренным  в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью  обязанности. Юридические лица, кроме  учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Но следует отметить, что круг субъектов коммерческого  права не совпадает с общим  составом субъектов гражданского права. Отличия начинаются с того, что  в торговом обороте не могут участвовать  любые субъекты гражданского права. Так, физические лица, граждане не являются субъектами торгового права.

Отдельный гражданин  может стать участником коммерческой деятельности, лишь если он получит  статус индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. К предпринимательской  деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических  лиц, являющихся коммерческими организациями. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Для получения статуса  индивидуального предпринимателя  гражданину необходимо:

подать заявление  по установленной форме в регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба РФ);

уплатить государственную  пошлину;

получить свидетельство  о государственной регистрации  индивидуального предпринимателя;

встать на налоговый  учет;

в случаях, предусмотренных  законом, — получить лицензию на торговлю соответствующими видами товаров (ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001 г).

Юридическое лицо также  подлежит государственной регистрации  в уполномоченном государственном  органе (Федеральная налоговая служба). Данные государственной регистрации  включаются в единый государственный  реестр юридических лиц, открытый для  всеобщего ознакомления. Юридическое  лицо считается созданным со дня  внесения соответствующей записи в  Единый государственный реестр юридических  лиц.

Порядок государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, субъектами коммерческой деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические  лица, занимающиеся торговлей.

Юридические лица, осуществляющие торговлю, называются в торговом обороте  торговым предприятием. Торговое предприятие  — это имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи  товаров и оказания услуг торговли. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания.

Виды торговых предприятий

Предприятие оптовой  торговли — это предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью  их последующей перепродажи, а также  оказывающее услуги по организации  оптового оборота товаров. Структурным  подразделением торгового предприятия  может выступать товарный склад  — организация, обеспечивающая и/или  осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров  оптовым покупателям. Различают  универсальные и специализированные товарные склады.

Предприятие розничной  торговли — это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг  покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения  хозяйственной деятельности розничные  торговые предприятия используют магазины (универсальные, специализированные, с комбинированным и смешанным ассортиментом товаров), павильоны, киоски и палатки.

Виды предприятий  розничной торговли

Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное  для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями  для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Универсальный магазин  — предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент  продовольственных и/или непродовольственных  товаров.

Специализированный  магазин — предприятие розничной  торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

Магазин с комбинированным  ассортиментом товаров — предприятие  розничной торговли, реализующее  несколько групп товаров, связанных  общностью спроса и удовлетворяющих  отдельные потребности.

Магазин со смешанным  ассортиментом товаров — предприятие  розничной торговли, реализующее  отдельные виды продовольственных  и непродовольственных товаров.

Торговый комплекс — совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент  товаров и оказывающих широкий  набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Под функциями  хозяйственного обслуживания понимаются:

инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи);

ремонт здания торгового  комплекса;

уборка мусора;

охрана территории торгового комплекса;

организация питания  работников торгового комплекса.

Торговый центр  — совокупность торговых предприятий  и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент  товаров и услуг, расположенных  на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как  единое целое и предоставляющих  в границах своей территории стоянку  для автомашин.

Павильон — оборудованное  строение, имеющее торговый зал и  помещения для хранения товарного  запаса, рассчитанное на одно или несколько  рабочих мест.

Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений  для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка — легко  возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового  зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько  рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

Виды предприятий  мелкорозничной торговли

Предприятия мелкорозничной торговли — это павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, фургоны, корзины.

Регулирование мелкорозничной торговли осуществляется Примерными правилами  работы предприятия розничной торговли, утвержденными Комитетом РФ по торговле 17.03.1994 г. Каждое предприятие мелкорозничной торговли открывается с разрешения органа исполнительной власти и в  отведенном им месте. Через мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных  и непродовольственных товаров (кроме  товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий — примерки), продукции  массового питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды). Запрещается  продажа через мелкорозничную сеть скоропортящихся продуктов при  отсутствии средств охлаждения. Предприятия  стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны иметь вывеску, в которой  указывается их наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма, юридический  адрес. На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность. 

Классификация субъектов  коммерческой деятельности

 В правовой  теории под субъектом права  принято понимать лицо или  организацию, которые наделены  способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т.е. правоспособностью) [1]. Исходя из сложившегося понимания субъекта права, субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу. Так, например, в одних изданиях субъекты коммерческого права делятся на:

- индивидуальных  предпринимателей;

- полные и коммандитные  товарищества;

- общества с ограниченной  и дополнительной ответственностью;

- акционерные общества;

- производственные  кооперативы;

- государственные  и муниципальные предприятия;

- некоммерческие  организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность[2].

 В других изданиях  основное внимание при классификации  субъектов коммерческого права  уделяется определению не столько  юридического (организационно-правовой  формы), сколько функционального  вида предпринимателя, определяемого  его местом в торговом обороте  и основным содержанием деятельности[3].

 Классификация  субъектов коммерческой деятельности  по функциональным признакам  такова:

- производители  продукции, реализующие продукцию  как самостоятельно, так и через  представителей;

- представители  производителей, поставщиков и торговые  посредники;

- потребители;

- субъекты, осуществляющие  регулирование торговой деятельности  и контроль за ней.

 Первая группа  граждан, зарегистрированные индивидуальными  предпринимателями, и коммерческие  организации, изготавливающие продукцию  и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и  некоммерческие организации, осуществляющие  коммерческую деятельность. Осуществляя  такую деятельность, они вступают  в торговые отношения, действуют  как субъекты коммерческого права. 

 Вторая группа  субъектов коммерческого права  – представители и торговые  посредники. В роли посредников  могут выступать индивидуальные  предприниматели и коммерческие  организации. 

 Из некоммерческих  организаций посредниками могут  быть только те, в уставе которых  зафиксирована возможность заниматься  торговой деятельностью. 

 Третья группа  субъектов коммерческого права  – потребители. В правовом  регулировании потребители в  свою очередь подразделяются  на следующие категории:

- производственные  потребители, использующие приобретенные  товары, сырье для своей предпринимательской  деятельности;

- непроизводственные  потребители, использующие приобретенные  товары для хозяйственной непредпринимательской  деятельности (некоммерческие организации);

- граждане, приобретающие  товары для личных, семейных, домашних  и иных подобных нужд.

 В зависимости  от принадлежности потребителей  к той или иной категории  может устанавливаться, например, предел ответственности поставщика (продавца) либо применяться условие  наличия вины сторон при неисполнении  или ненадлежащем исполнении  договора.

Информация о работе Понятие субъекта коммерческой деятельности