Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:07, реферат
С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.
Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема правовой несостоятельности (банкротства) является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но и даже «удержаться на плаву».
1. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
При расчете ликвидационной стоимости решающее значение имеет предполагаемый календарный график продажи имущества организации. Он разрабатывается с целью максимизировать выручку от продаж. График используется при составлении сметы расходов на ликвидацию и определении сроков и размера выплат кредиторам. Продажа различных видов имущества может быть произведена в различные сроки. Этот период зависит от вида деятельности предприятия, степени загрязнения и местонахождения земельного участка, технического состояния зданий и сооружений, инвестиционной активности отрасли, эффективности рекламной кампании. Сроки продажи объектов, подлежащих государственной регистрации, могут быть длительны из-за процедур оформления прав собственности.
Одним из вариантов, основанным на практике распродажи имущества в ходе конкурсного производства, может быть следующий график (в месяцах): недвижимость (здания, сооружения) - 18, оборудование, машины и механизмы - 10, производственные запасы, готовая продукция - 3, ценные бумаги - 2.
Одним из сложных моментов в оценке имущества несостоятельной организации является оценка дебиторской задолженности. Определение ее величины на конкретную дату требует сверки со всеми дебиторами. Условия заключения договоров и наличие документов, подтверждающих задолженность, судебных решений и исполнительных листов, платежеспособность контрагентов также оказывают влияние на стоимость задолженности. Цена дебиторской задолженности, подтвержденной судебными решениями, несомненно, выше, чем основанной на договорных обязательствах, поскольку выше вероятность взыскания.
Применение ликвидационной стоимости для оценки имущества в бухгалтерской отчетности не предусмотрено Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997, равно как и нормативными документами по бухгалтерскому учету. Исследователи проблем ликвидационных балансов, мнение которых автор разделяет, исходят из того, что процесс ликвидации организации предполагает отказ от одного из допущений, установленных ПБУ 1/98, - непрерывности деятельности организации [5]. К тому же ПБУ 4/99 и другие распространяют свое действие на годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность и не ориентированы на особые процедуры банкротства. Промежуточный ликвидационный баланс не является частью периодической отчетности. Вопросы его составления лишь кратко затронуты в Гражданском кодексе РФ. Оценка ликвидационной стоимости имущества, составляющего конкурсную массу, для отражения его в промежуточном ликвидационном балансе позволяет наиболее точно рассчитать будущие денежные поступления от его продажи и возможный размер удовлетворения требований кредиторов. Конкурсная масса в таком случае ожидаемая, предполагаемая величина. Ликвидационная стоимость конкурсной массы отличается от денежной суммы выручки, полученной от продажи имущества. Это происходит ввиду, во-первых, исключения расходов, связанных с продажей объектов при оценке ликвидационной стоимости; во-вторых, в связи с отклонением стоимости, зафиксированной в договорах в результате торгов, от предварительно оцененной ликвидационной стоимости.
В этой связи необходим термин, характеризующий фактические результаты работы конкурсного управляющего по формированию и продаже конкурсной массы. Предлагаем понятие “средства от продажи конкурсной массы”, которое представляет собой сумму денежных средств, полученных от продажи имущества и взыскания дебиторской задолженности ликвидируемой организации, которые могут быть направлены на расчеты с кредиторами. Сумма средств от продажи конкурсной массы определяется по данным бухгалтерского учета кассовым методом.
В настоящее
время данные об оценке конкурсной
массы являются достаточно закрытой
информацией. Они накапливаются
в арбитражных судах и не подвергаются
глубокому исследованию со стороны
экономистов. Это затрудняет развитие
методологии оценки конкурсной массы
и разработку предложений по совершенствованию
механизмов банкротства. Такие исследования
актуальны и необходимы в связи с неизбежностью
банкротств как неотъемлемого института
рыночной экономики.
Заключение
В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Правовой институт несостоятельности (банкротства) – институт комплексный, включающий в себя нормы гражданского права, трудового права, административного права и уголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этого института определяется тем, что его функционирование возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что банкротство есть неотъемлемая часть функционирования любой развитой экономики. Российский институт несостоятельности обладает большим набором правовых средств, действие которых направлено на оздоровление экономики. Каждому руководителю следует изучить рассматриваемый институт, разобраться в его сущности, причинах банкротства, проанализировать отечественный и зарубежный опыт.
Процедура банкротства является «санитаром» экономики, устраняя неэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Таким образом рождение института несостоятельности стало возможным в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям.
В данной работе были рассмотрены такие вопросы, как понятие, признаки института несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя и юридического лица, значение института банкротства, четыре процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство, а также общие положения, форма и содержание мирового соглашения.
Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод о том, что нормативная база регламентирующая правовое положение института банкротства достаточна полна и кодифицирована. Так, помимо общих положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» применяются нормы новопринятых законов регулирующих процедуры банкротства отдельных субъектов.
Кроме
того, в Российской Федерации проведена
в последнее время работа не только
по принятии нового законодательства
о банкротстве и его
Остается
только выработать практику, заставить
на 100% работать законы и эффективно применять
законодательную базу.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.I: федерал. закон: от 30.11.1994, №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
2. О
несостоятельности (
3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ // Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №12. – Ст. 193.
4. Беляева, О.П. Предпринимательское право России: курс лекций / О.П. Беляева. – М.: Юстицинформ, 2005. -234 с.
5. Дойников, И.В. Предпринимательское право: учеб. пособие для вузов: рекомендовано УС ИПКУ / И.В. Дойников. – М.: ПРИОР, 2002. – 464 с.
6. Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник для вузов / И.В. Ершовой. – М.: Юриспруденция, 2002. – 512 с.
7. Юн, Г.Б., Воронова, Ю.А. Конкурсное производство: учеб. – практ. пособие / Г.Б. Юн, Ю.А. Воронова. – М.: Дело, 2004. – 432 с.
Информация о работе Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности