Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа
Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и “ноу-хау” на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.
Разные формы кредита (просто получение, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее.
Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9) позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть “отоварена” конкретным продуктом ( предприятия, промысла и т.д.) получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.
Однако если при получении кредитов оплата завершается при погашении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, то выплата прибыли иностранному инвестору, которую или часть из которой он может вывозить из страны, осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами.
Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.
Есть общие цели, которые
с помощью привлечения
Это - совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.
В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечения дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и “ноу-хау”, приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.
Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизации действующих предприятий, но и
о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
о создании новых экспортоориентированных
и импортозамещающих
о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала;
об ускоренном развитии менее развитых территорий;
о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.
С учетом этих целей и должен расширяться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны.
В то же время, когда речь идет о
необходимости привлечения
Попытка создать свободные экономические зоны в масштабе целых краев и областей, начатая в 1990 - 1991 годах, оказалась неудачной. В подготовленном правительством проекте закона Российской Федерации “ О свободных экономических зонах” имеется в виду пойти по пути создания небольших по территории зон экспортного производства и свободных таможенных зон. Для такого рода зон намечено установление льготного режима (по сравнению с общим) хозяйственной, в том числе и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Конкретные виды и размеры льгот, предоставляемых в установленном порядке иностранным инвесторам, будут устанавливаться в положениях по конкретным зонам.
Таким образом, для
Иностранные инвестиции в Российской Федерации
Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать «легкие» деньги, рискуя при этом минимально.
Соответственно, это повлекло за собой значительное сокращение средств, направляемых в прямое инвестирование. Так, если в 1995 году структура иностранного капитала, привлеченного в Россию из-за рубежа, по данным Госкомстата выглядела следующим образом: прямые инвестиции – 67,7 %, портфельные – 1,3 % и прочие – 31 %, то по уже итогам 1998 года это соотношение составило: прямые – 28,6 %, портфельные – 1,6 %, прочие –69,8 %, а в 2004 г. соотношение стало следующим: прямые – 23,3 %, портфельные – 0,8 %, прочие –75,9 %.
Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.
И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию. Общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 1999 г., что связано с финансовым кризисом августа 1998г.
Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2003-2004 гг. В 2003 г. рост иностранных инвестиций, по сравнению с 2002 г., составил 150,1%. В 2004 г. в экономику России поступило 40,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2003 году.
Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2004г., по видам
2004 г. |
2003 г. в % к | ||||
млн. долл. США |
в % к |
||||
2003 г. |
итогу |
2002 г. |
итогу | ||
Инвестиции, всего |
40509 |
136,4 |
100 |
150,1 |
100 |
из них |
|||||
прямые инвестиции |
9420 |
138,9 |
23,3 |
169,4 |
22,8 |
в том числе: |
|||||
взносы в капитал |
7307 |
в 3,3р. |
18,0 |
131,0 |
7,5 |
лизинг |
23 |
117,4 |
0,1 |
70,2 |
0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
1695 |
80,5 |
4,2 |
161,9 |
7,1 |
прочие прямые инвестиции |
395 |
16,4 |
1,0 |
в 2,5 р. |
8,1 |
портфельные инвестиции |
333 |
83,0 |
0,8 |
84,9 |
1,4 |
в том числе: |
|||||
акции и паи |
302 |
81,8 |
0,7 |
130,5 |
1,2 |
долговые ценные бумаги организаций |
31 |
96,7 |
0,1 |
24,6 |
0,1 |
прочие инвестиции |
30756 |
136,6 |
75,9 |
147,1 |
75,8 |
в том числе: |
|||||
торговые кредиты |
3848 |
129,4 |
9,5 |
132,6 |
10,0 |
прочие кредиты |
26416 |
137,4 |
65,2 |
148,7 |
64,7 |
из них: |
|||||
на срок до 180 дней |
3790 |
95,0 |
9,3 |
105,8 |
13,4 |
на срок свыше 180 дней |
22626 |
148,6 |
55,9 |
166,3 |
51,3 |
прочее |
492 |
151,5 |
1,2 |
в 2,4 р. |
1,1 |
Ситуация 1997 г. показала, что ко всякого рода оптимистическим прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине можно выразить ряд сомнений в устойчивости и «прогрессивности» инвестиционного роста.
Наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ, по сравнению с другими формами инвестирования, состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау.
В России преобладают
«прочие инвестиции», в состав которых
входят разного рода кредиты, чья
меньшая привлекательность
Кредиты от зарубежных организаций в последние годы имеют устойчивую тенденцию к повышению. Увеличение иностранных инвестиций по этой статье можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций – это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Таким образом, внутрь статьи «прочие прямые инвестиции» как бы встроен механизм, действующий в направлении повышения показателей. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Достаточно сказать, что разница между депозитными и кредитными ставками в российских банках варьируется в пределах 12-15 % против зарубежных 5-7 %.
Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности.
Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.