Понятие государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

В данной работе рассматриваются некоторые проблемы, касающиеся бюджетной системы – проблему стабилизации бюджета, а также проблему нецелевого использования бюджетными организациями предоставляемых им средств вследствие несовершенства законодательства по этому вопросу.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
1. Понятие государственного бюджета …………………………………………4
2. Проблема стабилизации бюджета……………………………………………..8
3. Понятие нецелевого расходования…………………………………………...14
4. Практика проверок целевого использования бюджетных средств ………..18
5. Меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства………19
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

!!!Финансы.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….2

1. Понятие государственного бюджета …………………………………………4

2. Проблема стабилизации бюджета……………………………………………..8

3. Понятие нецелевого расходования…………………………………………...14

4. Практика проверок целевого использования бюджетных средств ………..18

5. Меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства………19

Заключение………………………………………………………………………..22

Список литературы ………………………………………………………………25 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет распределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В данной работе рассматриваются некоторые проблемы, касающиеся бюджетной системы – проблему стабилизации бюджета, а также проблему нецелевого использования бюджетными организациями предоставляемых им средств вследствие несовершенства законодательства по этому вопросу.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Практически во все времена не подвергался сомнению тот факт, что государственный  финансовый контроль (ГФК) - это один из важнейших составных элементов управления страной. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, а создание такой системы невозможно без организации государственного финансового контроля.

Вместе с  тем в стране пока отсутствует единая концепция государственного финансового контроля, не дано законодательное определение многих категорий и понятий, не достаточно четко разграничены функции субъектов контроля, что заметно затрудняет работу контрольных органов и снижает эффективность проводимых ими мероприятий

Поскольку контроль заключается в выявлении нарушений, то его действенность напрямую зависит  от четкости формулировок в нормативных  правовых актах содержания каждого  вида нарушений (что является нарушением) и установления в каждом нормативном правовом акте ответственности за его невыполнение с определением санкций, адекватных ущербу, нанесенному в результате неправомерных действий или бездействия должностных лиц. Если понятие нецелевого использования средств достаточно четко определено в ст.289 Бюджетного кодекса и нормативных актах Министерства финансов РФ, то вопрос о толковании понятий эффективности и рациональности до конца не решен.

 

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Согласно  учебника “Финансы, денежное обращение, кредит” под редакцией профессора члена – корреспондента РАЕН Л.А. Дробозиной на стр.199 можно встретить следующее определение бюджетной системы:

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет служит, прежде всего, целям  финансирования производства тех благ, которые либо в принципе не может производить рынок, либо он делает это в недостаточном — с точки зрения общественной выгоды — количестве. К первым обычно относятся оборонный комплекс, ко вторым — образование и здравоохранение. Кроме того, бюджет служит целям социального обеспечения, поддержки малоимущих, не способных заработать на жизнь в силу каких-то особых обстоятельств.

Государственный бюджет (госбюджет) - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти сдают отчет о результатах своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю над их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами — по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм — в отношении государственных заказов.

 

Бюджетная система Российской Федерации

 








 







 

Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.

Существуют  также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в ”общий котел” госбюджета, а расходовались строго по назначению - на строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.д. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета.

Табл. 1 

Структура  Государственного бюджета

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Расходная часть

Доходная часть

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Расходная часть

Доходная часть

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Расходная часть

Доходная часть

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев:

  • федерального бюджета РФ;
  • бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  • местных бюджетов.

Среди множества  бюджетных проблем следует, прежде всего, выделить четыре:

- формирование  доходов бюджетов всех уровней;

- вертикальная  несбалансированность бюджетной  системы;

- неопределенность  положения бюджетов местных органов власти;

- проблема  стабилизации бюджета

Существует  несколько подходов к проблеме сбалансированности государственного бюджета.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают  целесообразным для страны иметь  сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию. Неолиберальный и неоклассический подход преобладают в последние годы к США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.            

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются. Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг.). В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или/и увеличивает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию. Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов я увеличения налоговых ставок, И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета.

 

  1. Проблема стабилизации бюджета

 

Многим кажется, что чем больше государственные  расходы - тем лучше, тем богаче страна и граждане.

Классическое понятие государственного бюджета состоит не в объеме денежных средств, а в соответствии доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и в производимых ими расходов, а также в планировании конкретных направлений расходования средств и источников их поступления. Расходы всегда сопоставляются с доходами. Это естественно. Можно, конечно, допустить большое превышение расходов над доходами, но тогда придется покрывать значительную часть расходов выпуском новых денег (денежной эмиссией).  Номинально все станут богаче, а реально - беднее. Цены на все товары резко поднимутся, но инфляция перекроет прибавки к доходам.

За качество бюджета отвечает не только правительство  России. Принимает закон о федеральном бюджете Госдума. Поэтому ее депутаты также наравне с Правительством несут ответственность за успех или неуспех стабилизации.

Если подсчитать все расходы правительства и  сопоставить эту сумму с доходами, которые правительство получает в виде налоговых и иных поступлений  в государственную казну, получится некий итог, который позволит определить, превышают ли расходы или нет (иначе говоря, имеет место дефицит бюджета или нет) – бюджетный баланс.

Существуют  две основные статьи расходов. Большая  часть бюджетных средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр. Вторая статья правительственных расходов - выплаты процентов по имеющимся долгам. Занимает ли правительство у своих собственных граждан (выпуская государственные облигации) или за рубежом, оно обязано выплачивать проценты по этим займам.

Доходы правительство  получает в основном в виде налогов.

Как правительство  может профинансировать расходы  превышающие доходы? Первый способ принципиально ничем не отличается от того, который используют обычные семьи. Правительства прибегают к займам. Займы могут быть получены как внутри страны, так и на международном уровне.

Однако, в отличие  от граждан, правительство обладает еще одним источником покрытия бюджетного дефицита. Оно может “взять” деньги в Центральном банке, оформить это заимствование как кредит банка правительству (конкретно - министерству финансов). В этом случае общий объем денежной массы возрастает на сумму заимствования.

Увеличение  денежной массы влечет за собой инфляцию, поэтому такое покрытие бюджетного дефицита называется инфляционным. Если же правительство занимает деньги не у Центрального банка, а у населения и коммерческих организаций, то общий объем денежной массы не увеличивается. Правительство берет деньги, а отдает не деньги (долговые обязательства государства деньгами не являются). Получается, что погашение дефицита за счет увеличения долга не вызывает роста денежной массы и, следовательно, на инфляцию не влияет. Такой способ погашения дефицита называется неинфляционным.

Информация о работе Понятие государственного бюджета