Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все выше перечисленные задачи.

Содержание

1.Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи. ……………………3
2.Изменение финансовой политики на различных этапах развития экономики страны………………………………………………………………..6
3.Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 36.80 Кб (Скачать)

Содержание

1.Понятие  финансовой политики. Ее цели  и задачи. ……………………3

2.Изменение  финансовой политики на различных  этапах развития экономики страны………………………………………………………………..6

3.Анализ  финансовой политики Российской  Федерации на современном этапе………………………………………………………………10

Список  литературы………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  финансовой политики. Ее цели  и задачи.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций.

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определённых целей.

Финансы - это особая форма экономических  отношений по поводу образования  и распределения денежных доходов, накоплений предприятий, участвующих  в производстве и реализации продукции (работ и услуг), централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы в государстве есть политическая форма совокупной экономической  категории, которая воплощает себе всеобщность существования денег, бюджета, налогов и кредита на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Финансы - связывающее звено между  созданием и использованием национального  дохода. Они носят объективных  характер, выражают определенную сферу  производственных отношений и относятся  к базисной категории. По своему материальному  содержанию финансы - это целевые  фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Они имеют свое характеризующее свойство, отличающее их от других экономических категорий. Оно состоит в том, что финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости. Еще финансы во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных  бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика как предмет  призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических  и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и  задач; как изменить экономическую  структуру общества в рамках действующих  финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться  финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому  финансовая политика призвана создать  благоприятные условия для активизации  предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия  доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения  в формировании финансовых ресурсов.

Цели финансового управления на уровне государства делятся на бюджетные и внебюджетные. Бюджетные цели связаны с формированием и использованием бюджетов всех звеньев бюджетной системы, а также бюджетных фондов, входящих в состав бюджета государства. Внебюджетные цели имеют ярко выраженную социальную направленность, или связаны с процессами создания и развития инфраструктуры экономики.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной  бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных;

3) ресурсы, используемые самими  предприятиями (прибыль предприятий  и амортизация).

Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования  максимально возможных финансовых  ресурсов;

2) установление рационального с  точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и  стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии  с изменяющимися целями и задачами  стратегии;

5) создание эффективной системы  управления финансами.

В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера  деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области деятельности.

Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности  использования финансовых ресурсов путём их распределения между  сферами общественного производства, а также их концентрация на главных  направлениях экономического и социального  развития общества. В процессе выработки  финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить  все выше перечисленные задачи.

Следует различать финансовую политику и экономическую политику. Финансовая политика - самостоятельная сфера  деятельности государства в области  финансовых отношений. Тем не менее, она является формой экономической  политики и призвана присущими её специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика распространяет своё воздействие на экономическую  политику. В то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой  общественной деятельности, например, социальной сфере или международных  отношениях.

При выработки и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях  финансовой системы страны, путём  их ориентации на выполнение основной задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи  между финансовой политикой и  основными составными частями экономической  политики - кредитной, в области ценообразования, заработной платы.

 

2.Изменение  финансовой политики на различных  этапах развития экономики страны.

 

Развитие государства связано  с изменением финансовой политики. Использование того или иного  типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп  и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический  и политический курс государства. Все  это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве  системы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить ее 4 основных типа:

1.Классическая финансовая  политика.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А.Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо (1772 – 1823 гг.) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате  процентов по государственному долгу  и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление  средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно простыми и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве финансов (казначействе).

2. Регулирующая финансовая  политика.

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами  еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро  встал вопрос об этом в конце 20-х  годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства  государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход  к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского  ученого экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946 гг.) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами вмешательства  в экономику становятся государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог  обеспечивает изъятие у экономических  субъектов доходов, используемых в  виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов. Большое  внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает  применение долгосрочных и среднесрочных  займов. Рынок ссудных капиталов  становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета  используется для регулирования  экономики. В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. Неоконсервативная стратегия.

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные  разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому  одинаковые или похожие инструменты  финансового механизма применяются  в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово - директивная  финансовая политика.

Планово – директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Управление финансами осуществляется из единого центра - Министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово – директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства ( в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.д.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

3. Анализ финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

Информация о работе Понятие финансовой политики. Ее цели и задачи