Понятие, цели, принципы и направления валютного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 22.

Работа содержит 1 файл

Валютный контроль.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

    Понятие, цели, принципы и  направления валютного  контроля

    Валютный  контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 22.

    Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

    Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг.

    Контроль  за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействие с ЦБ РФ.

    Реализация  валютной политики государства, валютное регу-лирование, обеспечение режима, установленного для проведе-ния валютных операций, невозможны без осуществления кон-троля за применением валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. В теории права соответст-вующий вид контроля получил название валютный контроль.

    В самом общем виде валютный контроль можно охарактери-зовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения ва-лютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано А. С. Селивановским как «особый вид деятельности государства и некоторых негосударственных организаций, уполномоченных и обязанных выполнять на тер-ритории РФ контрольные функции при осуществлении опера-ций, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в РФ, вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей, а также операций не-резидентов в валюте Российской Федерации».

    Исходя  из изложенного, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций. Эта цель ранее была закреплена в ч. 1 ст. 10 Закона РФ № 3615-1, однако в Федеральном законе № 173-ФЗ цель валют-ного контроля прямо не указана.

    Принципы  валютного контроля в Федеральном  законе № 173-ФЗ также прямо не закреплены (ст. 3 содержит единые принци-пы, распространяющиеся в равной степени, как на валютное ре-гулирование, так и на валютный контроль). Однако путем толко-вания его норм можно выделить следующие принципы:

    · законность -- состоит в требовании неукоснительного со-блюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий;

    · обязательность -- заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валют-ного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резиден-тов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установ-ленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23);

    · обеспечение коммерческой, банковской и служебной тайны -- закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банков-скую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществ-лении их полномочий;

    · институционалъностъ -- заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нару-шении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным орга-ном валютного контроля, передают органу валютного контро-ля, имеющему право применять санкции к данному лицу, ин-формацию, указанную в ч. 9 ст. 23;

    · разграничение компетенции -- проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного , .контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разгра-ничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22). По сравнению с Законом № 3615-1 в Федеральном законе № 173-ФЗ направления валютного контроля упомянуты только в самой общей форме. Ими являются (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23): про-верка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валют-ного законодательства РФ и актов органов валютного регулиро-вания; проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

    Нельзя  не отметить, что в п. 1 ч. 1 ст. 23 ничего не сказано об актах органов валютного контроля. Получается, что издавать соответствующие акты эти органы вправе, а проверять их ис-полнение -- нет. Полагаем, что указанную норму следует толко-вать в совокупности с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ и включать в валютный контроль также проверку исполнения актов органов валютного контроля.

    Кроме того, первое направление валютного  контроля требует конкретизации  с учетом требований, предъявляемых  Федераль-ным законом № 173-ФЗ к  валютным операциям резидентов и нерезидентов. В нем можно выделить проверку соблюдения:

    · требований правовых режимов совершения валютных опера-ций между резидентами (ст. 9), между нерезидентами (ст. 10), а  также между резидентами и  нерезидентами (ст. 6);

    · порядка открытия резидентами банковских счетов и банков-ских вкладов в иностранной валюте (ч. 1--3 ст. 14) и нерези-дентами банковских счетов и банковских вкладов в иностран-ной валюте и валюте Российской Федерации (ч. 1--4 ст. 13) в уполномоченных банках и совершения операций по ним;

    · порядка открытия резидентами счетов и вкладов в ино-странной валюте в банках, расположенных за пределами  терри-тории РФ (ст. 12).

    Помимо  названных можно также выделить следующие на-правления валютного  контроля:

    · проверка исполнения резидентами обязанности по репат-риации иностранной валюты и валюты Российской Федерации

    · (ст. 19);

    · проверка соблюдения порядка купли-продажи  иностранной валюты и чеков (в  том числе дорожных чеков), номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте (ст. И);

    · проверка соблюдения порядка ввоза и пересылки в Россий-скую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федера-ции валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).

    Таким образом, валютному контролю подлежат все валют-ные операции независимо от того, осуществляются они свобод-но либо применительно к ним установлены валютные ограни-чения. Это объясняется тем, что даже свободное совершение валютных операций, «как правило, связано с выполнением ря-да формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за про-ведением любых валютных операций, накапливать информа-цию о движении валютных потоков и при необходимости кор-ректировать валютную политику государства».

    Следовательно, валютные операции являются предметом валютного контроля. Объектом валютного контроля выступают Резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций. Субъекты валютного контроля -- это «те государственные органы, а в ряде случаев -- негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить ме-роприятия по проверке соблюдения валютного законодатель-ства».


Информация о работе Понятие, цели, принципы и направления валютного контроля