Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением системы бюджетного права условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерация и правовым регулированием соответствующей деятельности финансовых органов Российской Федерации по его осуществлению.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие бюджетного права…………………………………………………….5
1.1 Предмет бюджетного права в РФ……………………………………………5
1.2 Бюджетные правоотношения и полномочия………………………………..6
2. Нормы бюджетного права……………………………………………………..8
2.1 Бюджетные материальные нормы…………………………………………...8
2.2 Бюджетные процессуальные нормы…………………………………………9
3. Понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений………...10
3.1 Виды бюджетных правоотношений в РФ и полномочия…………………10
4. Мероприятия по совершенствованию развития бюджетной системы РФ..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список Литературы……………………………………………………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие
бюджетного права……………………………………
1.1 Предмет
бюджетного права в РФ………………………
1.2 Бюджетные
правоотношения и полномочия………
2. Нормы
бюджетного права……………………………………
2.1 Бюджетные
материальные нормы………………………………
2.2 Бюджетные
процессуальные нормы…………………………
3. Понятие,
сущность и особенности
3.1 Виды бюджетных правоотношений в РФ и полномочия…………………10
4. Мероприятия по совершенствованию развития бюджетной системы РФ..18
Заключение……………………………………………………
Список
Литературы……………………………………………………
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением системы бюджетного права условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерация и правовым регулированием соответствующей деятельности финансовых органов Российской Федерации по его осуществлению.
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства.
Предмет исследования представляет собой законодательный институт, регулирующий бюджетные правоотношения.
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного права, а также бюджетных правоотношений, их особенности, нормы и виды. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть понятие бюджетного права и его предмет;
- изучить особенности бюджетных правоотношений, полномочий ;
-охарактеризовать нормы бюджетного права
- изучить понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений и их виды.
- исследовать мероприятия по совершенствованию развития\
Структура курсовой работы состоит из введения, четырех глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Понятие бюджетного права
1.1
Предмет бюджетного
права в РФ
Бюджетное право России – это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства.
Бюджетное
право России также включает в себя перечень
доходов и расходов бюджета, порядок распределения
доходов и расходов между различными видами
бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно—
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).
1.2
Бюджетные правоотношения
и полномочия
В
процессе образования и расходования
бюджетных средств у государства, субъектов
Федерации, органов местного самоуправления
с физическими и юридическими лицами складываются
определенные финансовые отношения, получившие
название бюджетных правоотношений.
Бюджетные правоотношения реализуются
в процессе бюджетной деятельности субъектов
и представляют собой урегулированные
нормами права отношения между субъектами
по поводу формирования бюджетных доходов,
последующего распределения и расходования
средств из бюджетов, а также внебюджетных
фондов федерального, регионального и
муниципального уровней. Это — отношения
по поводу функционирования всей бюджетной
системы, определения бюджетного устройства,
установления порядка взаимоотношения
между бюджетами различных уровней, а
также бюджетного процесса и контроля
за исполнением бюджета. Они относятся
к категории ежегодно возобновляемых,
поскольку реализуются в рамках финансового
года вместе с бюджетом.
Бюджетный
кодекс РФ относит
к бюджетным правоотношениям
отношения, которые возникают в процессе
формирования доходов и осуществления
расходов бюджета РФ, бюджетов субъектов
РФ, бюджетов муниципальных образований
и бюджетов государственных целевых бюджетных
и внебюджетных фондов, осуществления
государственных и муниципальных заимствований,
регулирования государственного и муниципального
долга, а также отношения, возникающие
в процессе составления и рассмотрения
проектов бюджета Российской Федерации,
бюджетов ее субъектов, бюджетов муниципальных
образований, утверждения и исполнения
этих бюджетов, контроля за их исполнением.
При этом БК РФ не дает общей характеристики
или определения бюджетных правоотношений,
а лишь ограничивается перечислением
основных их видов.
Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:
1) отношения, возникающие в 1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом;
3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
1) Российская Федерация, 1) Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом;
2) представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения) – получатели бюджетных средств.
Негосударственные
организации, а также граждане субъектами
бюджетных правоотношений не являются.
Исключения составляют негосударственные
организации, имеющие в соответствии с
нормативными правовыми актами право
на получение бюджетных средств.
Глава 2. Нормы бюджетного права
2.1
Бюджетные материальные
нормы
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы бюджетного права устанавливают:
1.основы бюджетного устройства;
2.структуру бюджетной системы Российской Федерации;
3.роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;
4.объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях;
5.перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;
6.правовое положение субъектов бюджетного права.
Кроме того, данные нормы определяют бюджетный процесс, а именно — порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Таким образом, бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система, состоящая из множества институтов — групп правовых норм.
В рамках бюджетного права можно также выделить материальные нормы и процессуальные нормы.
Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной
системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.
Материальные
нормы имеют денежное содержание. В качестве
примера можно привести ежегодно принимаемые
законы (решения) о бюджетах, большинство
норм которых являются материальными.
2.2
Бюджетные процессуальные
нормы
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности.
Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований — финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, финансовую юрисдикцию, участие финансово-кредитных органов и т. д. Таковы, например, нормы, содержащиеся в части третьей БК РФ, регулирующие бюджетный процесс.
Бюджетно-процессуальные нормы направлены на обеспечение реализации материальных норм исключительно бюджетного права. Упорядочивающее действие бюджетно-процессуальных норм не выходит за пределы своей подотрасли. Этим они отличаются от гражданских процессуальных, арбитражных процессуальных норм.
Основные отличия бюджетно-процессуальных норм от материальных норм бюджетного права касаются: 1) предмета правового регулирования, который закреплен сейчас в абз. 3 п. 1 ст. 1 БК РФ; 2) служебной роли бюджетно-процессуальных норм по отношению к материальным и 3) особого содержания бюджетно-процессуальных правил.