Понятие бюджетного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением системы бюджетного права условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерация и правовым регулированием соответствующей деятельности финансовых органов Российской Федерации по его осуществлению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие бюджетного права…………………………………………………….5

1.1 Предмет бюджетного права в РФ……………………………………………5

1.2 Бюджетные правоотношения и полномочия………………………………..6

2. Нормы бюджетного права……………………………………………………..8

2.1 Бюджетные материальные нормы…………………………………………...8

2.2 Бюджетные процессуальные нормы…………………………………………9

3. Понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений………...10

3.1 Виды бюджетных правоотношений в РФ и полномочия…………………10

4. Мероприятия по совершенствованию развития бюджетной системы РФ..18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список Литературы……………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Копия курсовая работа по финансам доделанная.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие  бюджетного права…………………………………………………….5

1.1 Предмет  бюджетного права в РФ……………………………………………5

1.2 Бюджетные  правоотношения и полномочия………………………………..6

2. Нормы  бюджетного права……………………………………………………..8

2.1 Бюджетные  материальные нормы…………………………………………...8

2.2 Бюджетные  процессуальные нормы…………………………………………9

3. Понятие,  сущность и особенности бюджетных  правоотношений………...10

3.1 Виды  бюджетных правоотношений в РФ  и полномочия…………………10

4. Мероприятия  по совершенствованию развития бюджетной системы РФ..18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  Литературы……………………………………………………………...24

 

Введение

 

     Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением системы бюджетного права условиях реформирования бюджетной системы Российской Федерация и правовым регулированием соответствующей деятельности финансовых органов Российской Федерации по его осуществлению. 

     Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.

     В сфере экономической деятельности государства в настоящее время  нет актуальней проблемы, чем правовое регулирование отношений по созданию, распределению, перераспределению, использованию и контролю бюджетных средств. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, м. с. у. в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

     Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ и государственных  внебюджетных фондов; осуществления  государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

     К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают  они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

     Субъекты  данных правоотношений - это носители бюджетных прав и обязанностей в  области бюджета, а в узком  смысле - субъекты бюджетного права, реально  вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, Российская Федерация  и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления и пр.

     Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, урегулированные нормами бюджетного законодательства.

     Предмет исследования представляет собой законодательный институт, регулирующий бюджетные правоотношения.

     Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного права, а также бюджетных правоотношений, их особенности, нормы и виды. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

     - рассмотреть понятие бюджетного права и его предмет;

     - изучить особенности бюджетных правоотношений, полномочий ;

     -охарактеризовать нормы бюджетного права

     - изучить понятие, сущность и особенности бюджетных правоотношений и их виды.

     - исследовать мероприятия по совершенствованию развития\

     Структура курсовой работы состоит из введения, четырех глав, состоящих из пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1.Понятие бюджетного права

1.1 Предмет бюджетного  права в РФ 

   Бюджетное право России – это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства.

   Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно—территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально—экономического развития страны и других потребностей общества.

   Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).

1.2 Бюджетные правоотношения и полномочия 

   В процессе образования и расходования бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие название бюджетных правоотношений. 
Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой урегулированные нормами права отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней. Это — отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.

   Бюджетный кодекс РФ относит  к бюджетным правоотношениям  отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджетов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджета Российской Федерации, бюджетов ее субъектов, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения этих бюджетов, контроля за их исполнением. При этом БК РФ не дает общей характеристики или определения бюджетных правоотношений, а лишь ограничивается перечислением основных их видов. 

   Бюджетные правоотношения можно  разделить на три  группы:

   1) отношения, возникающие в 1) отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

   2) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом;

   3) отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

   Субъектами  бюджетных правоотношений являются:

   1) Российская Федерация, 1) Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом;

   2) представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

   3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения) – получатели бюджетных средств.

   Негосударственные организации, а также граждане субъектами бюджетных правоотношений не являются. Исключения составляют негосударственные организации, имеющие в соответствии с нормативными правовыми актами право на получение бюджетных средств. 

 

Глава 2. Нормы бюджетного права

2.1 Бюджетные материальные нормы 

   Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

   Нормы бюджетного права устанавливают:

1.основы бюджетного устройства;

2.структуру бюджетной системы Российской Федерации;

3.роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;

4.объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях;

5.перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;

6.правовое положение субъектов бюджетного права.

   Кроме того, данные нормы определяют бюджетный процесс, а именно — порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Таким образом, бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система, состоящая из множества институтов — групп правовых норм.

   В рамках бюджетного права можно также выделить материальные нормы и процессуальные нормы.

   Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной

системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.

   Материальные нормы имеют денежное содержание. В качестве примера можно привести ежегодно принимаемые законы (решения) о бюджетах, большинство норм которых являются материальными 
 
 
 

2.2 Бюджетные процессуальные  нормы 

     Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

   К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности.

   Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований — финансовые процедуры, порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, финансовую юрисдикцию, участие финансово-кредитных органов и т. д. Таковы, например, нормы, содержащиеся в части третьей БК РФ, регулирующие бюджетный процесс.

   Бюджетно-процессуальные нормы направлены на обеспечение реализации материальных норм исключительно бюджетного права. Упорядочивающее действие бюджетно-процессуальных норм не выходит за пределы своей подотрасли. Этим они отличаются от гражданских процессуальных, арбитражных процессуальных норм.

   Основные отличия бюджетно-процессуальных норм от материальных норм бюджетного права касаются: 1) предмета правового регулирования, который закреплен сейчас в абз. 3 п. 1 ст. 1 БК РФ; 2) служебной роли бюджетно-процессуальных норм по отношению к материальным и 3) особого содержания бюджетно-процессуальных правил.

Информация о работе Понятие бюджетного права