Перспективы развития рубля как резервной валюты

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:55, доклад

Описание работы

Экспертное сообщество дает высокую оценку денежно-кредитной политики России в критической ситуации 2007– 2009 гг. Успешной ее считают 23,5 % экспертов (третье место в мире). Для сравнения: антикризисную политику США успешной назвали 25,5 % (второе место), а Китая – 49,0 % (первое место).
Россия входит в семерку ведущих мировых держав и в десятку крупнейших экспортеров. На ее долю приходится 90 % ВВП стран ЕврАзЭС. При этом ВВП России за пять лет (2004–2009 гг.) вырос в 2,3 раза. Снижается объем внешней задолженности России: за 2004–2009 гг. он уменьшился в 2,8 раза, таким образом, государственная внешняя задолженность снизилась с 37 % ВВП на начало 2005 г. до 6 % к началу 2010 г.

Работа содержит 1 файл

Доклад для Куликовой ПЕРСПЕКТИВЫ РУБЛЯ КАК РЕЗЕРВНОЙ ВАЛЮТЫ.docx

— 22.99 Кб (Скачать)

ПЕРСПЕКТИВЫ РУБЛЯ  КАК РЕЗЕРВНОЙ ВАЛЮТЫ

Потенциал рубля как мировой резервной валюты

Экспертное сообщество дает высокую оценку денежно-кредитной  политики России в критической ситуации 2007– 2009 гг. Успешной ее считают 23,5 % экспертов (третье место в мире). Для сравнения: антикризисную политику США успешной назвали 25,5 % (второе место), а Китая  – 49,0 % (первое место).

Россия входит в семерку  ведущих мировых держав и в  десятку крупнейших экспортеров. На ее долю приходится 90 % ВВП стран ЕврАзЭС. При этом ВВП России за пять лет (2004–2009 гг.) вырос в 2,3 раза. Снижается объем внешней задолженности России: за 2004–2009 гг. он уменьшился в 2,8 раза, таким образом, государственная внешняя задолженность снизилась с 37 % ВВП на начало 2005 г. до 6 % к началу 2010 г.

По отклонению паритета (принцип равного представительства сторон) покупательной способности к номинальному валютному курсу рубль приближается к ведущим валютам. Россия снизила отклонения номинального курса от покупательной способности с 204 до 73 % за 2003–2006 гг, а в период 2006–2007 гг. с 73 до 62 %. Как показывает мировая практика, темпы снижения данного показателя значительно падают по мере движения к нулю.

Как положительный момент в данной позиции можно отметить ревальвацию рубля. По оценке экспертов, рубль ревальвируется к доллару в реальном выражении на 6–8 % в год. Но ревальвацию рубля как тенденцию определять пока рано. С середины 2008 г. по середину 2010 г. курс рубля относительно долл. США понизился примерно на 35 % и относительно евро – на 18 %.

Как отрицательный фактор можно отметить падающий рейтинг  влиятельности России, составленный на основе макроэкономических и финансовых показателей: 45-е место в 2007 г., 68-е  – в 2010 г.

Понятность и  подконтрольность механизма эмиссии  рубля

Валютный курс рубля определяют, прежде всего, внешние факторы – мировые цены на углеводороды, прежде всего на нефть. Эти факторы неподконтрольны Центральному банку, и, поскольку их цену сложно прогнозировать достоверно, постольку необходимо иметь постоянно несколько сценариев нефтяных цен и быть готовыми к любому из них. По критерию стабильности валютного курса российский рубль уступает другим мировым валютам.

К негативным факторам эксперты относят то, что многие годы эмиссия рублей производится, по существу, против внешних заимствований и под приток валюты от экспортных поступлений. На практике нет рублевого рефинансирования Банка России коммерческих банков в качестве канала денежной эмиссии.

Ставка рефинансирования Банка России не имеет серьезного значения. Двузначный рыночный процент  сочетается с волатильностью (изменчивостью) финансового рынка, одной из самых высоких в мире.

Также не в пользу рубля  говорит факт, что инфляция в России находится на недопустимом для эмитента резервной валюты уровне. В 2005–2009 гг. она составляла соответственно 8,8 %, 13,2 %, 11,9 %, 9,0 %, 10,4 %.

Независимость спроса и предложения рублей от внутренних условий России

Важный момент – солидный размер международных резервов, резервного и фондов национального благосостояния Российской Федерации. Международные  резервы на 01.08.2010 составили 478 млрд долл., фонд национального благосостояния – 88 млрд долл. (2664 млрд руб.), резервный – 41 млрд дол. (1225 млрд руб.). Но размер национальных фондов хотя и стабилизировался в настоящее время, но тем не менее значительно уменьшился: международные резервы – на 21 % (со своего максимального значения 597 млрд долл. на 01.08.2008 до 478 млрд), резервный фонд – на 71 % (с 143 млрд долл. на 01.09.2008 до 41 млрд на 01.08.2010), фонд национального благосостояния – на 5 % (с 93 млрд долл. на 01.11.2009 до 88 млрд на 01.08.2010).

Абсолютная ликвидность  рубля за счет представления на всех валютных и рынках деривативов (производственный финансовый документ). На мировом валютном рынке на рубль приходится 0,8 % в объеме сделок. Это является весьма высоким показателем, учитывая, что на все валюты стран Центральной и Восточной Европы приходится всего 2,2 % оборота, а на все валюты стран Латинской Америки – около 1,8 % оборота. Среднедневной оборот валютного рынка в России составляет около 100 млрд долл., что сопоставимо с показателями Германии, Дании и Канады. На мировом рынке финансовых инструментов доля рубля достаточно мала. Рублевые инструменты в обращении на мировом денежном рынке занимают только 0,06%.

Однако сам факт начала эмиссии международных ценных бумаг  в рублях следует признать чрезвычайно  позитивным фактором.

При этом только начинает обретать свои очертания российский кредитный, фондовый и рынок производных  финансовых инструментов. Кредитный  потенциал в форме «длинных»  денег (долгосрочные займы) формируется большей частью за счет привлеченных из-за рубежа ресурсов. Число инвесторов на фондовом рынке составляет около 700 тыс. граждан, тогда как в США аналогичный показатель равен примерно 100 млн. Рынок деривативов даже не превратился в макроэкономические заметную величину. Отечественный банковский сектор по своим размерам и международному авторитету отстает от банковских систем развитых государств.

Общемировое признание рубля  и желание его иметь в резервах и использовать во внешней торговле и на финансовых рынках. Количество рублевых расчетов на территории постсоветского пространства растет: в валютной структуре платежей доля рубля в расчетах с Казахстаном составила 59 %, Белоруссией – 57 %, Таджикистаном – 31 %, Киргизией – 25 %. Также растут расчеты в рублях между бывшими советскими республиками без участия России: между Белоруссией и Казахстаном доля рублевых платежей составляет 33 %. Однако, несмотря на рост рублевой составляющей в расчетах между странами постсоветского пространства, расчеты в долларах и евро по-прежнему преобладают (например, дола доллара составляла примерно 99 % в расчетах между Казахстаном и Таджикистаном).

Международные расчеты в  рублях требуют развития не только систем передачи финансовой информации и электронного документооборота, но и приближения к международным  стандартам порядка их осуществления. Порядок расчетов по аккредитиву  и инкассо в Российской Федерации  не соответствует международным  унифицированным правилам и обычаям.

Стандарты электронных расчетов в России, в частности «Система банковских электронных срочных  платежей» (БЭСП), введенная в действие Банком России в 2007 г., ориентированы, прежде всего, на российские, а не на международные правила перевода средств.

Не все участники финансового  рынка России используют систему  Система передачи финансовых данных (SWIFT) для платежей и расчетов, что осложняет проведение расчетов в сроки, принятые в мировых финансовых центрах.

Авторитет рубля  и его соответствие мировому денежному стандарту

Россия является региональной державой, очень авторитетной для  всех постсоветских стран. Московским Институтом посткризисного мира в 2009 г. составлен рейтинг влияния стран по переустройству финансовой системы. Потенциал России как нового международного финансового центра в целом и потенциал рубля как региональной резервной валюты в частности положительно оценивается 65 % экспертов (28 % безусловно и 37 % при определенных условиях). Рейтинг влияния России – 4,4 %, самый высокий из всех стран постсоветского пространства, остальные даже не вошли в топ-10.

(Для сравнения: рейтинг  влияния США – 70,4 %; Китая –  53,3 %; ЕС – 31,9 %.) Из развивающихся  стран, не входящих в БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), эксперты из  развивающихся стран отдали второе  место по влиянию Казахстану, а замыкает десятку влияния  развивающихся стран Украина. 

 

Потенциал рубля  как региональной резервной валюты

Потенциал рубля как региональной резервной валюты (возможность образования  оптимальной валютной зоны на постсоветском  пространстве). К проблеме оценки перспектив рубля как резервной валюты необходимо подходить с другой стороны. Успехи европейской валютной политики и введение евро вызвали волну теоретических исследований в области оптимальных валютных зон – формализация критериев, которые создают фундамент для единой валюты для группы государств.

О единой валюте для нескольких стран можно говорить, только если они соответствуют критериям  оптимальной валютной зоны. Так, можно говорить о несоответствии постсоветского пространства критериям оптимальной валютной зоны. Торговля со странами СНГ не преобладает в общей внешнеторговой деятельности Российской Федерации и составляет только 15%. В совокупном объеме торговли внутри СНГ преобладают не высокотехнологичные, а сырьевые товары, на долю последних приходится более 60 % .

От внешних кризисных  сценариев отечественная экономика  в настоящее время также не застрахована. В качестве примера  можно привести рекордный нетто-отток (чистый отток) капиталов из России в 2008 г. (более 20 млрд долл.) против рекордного нетто-притока в 2007 г. как реакцию на потрясения мирового финансового рынка. Гораздо худшие реакции ждут российскую экономику от внешних шоков, связанных с падением цен на нефть. Такой шок и произошел в сентябре 2008 г. под воздействием временного падения мировых цен на нефть до 100 долл. за баррель. Он выразился в резком падении курсов акций на российском фондовом рынке и резком ухудшении состояния ликвидности отечественных коммерческих банков.

О недостаточной роли макроэкономической стабильности в экономических показателях  можно судить по поручениям, которые  Российская Федерация получила как  член «Двадцатки» по итогам встречи  лидеров в ноябре 2010 г. в Сеуле.

В частности, в 2011–2013 гг. России необходимо способствовать восстановлению макроэкономического баланса, сокращая бюджетный дефицит, прежде всего  за счет уменьшения бюджетных обязательств нефтегазовому сектору, в течение 2012 г. разработать правительственную программу повышения эффективности бюджетных расходов и в целом в 2013 г. уменьшить бюджетный дефицит на половину по сравнению с кризисным 2009 г.

В области монетарной и  валютной политики – уменьшить инфляцию до 9–10 % в 2010 г. и 5–7 % к 2012 г. и в дальнейшем поддерживать ее на уровне, обеспечивающем в долгосрочной перспективе стабильный экономический рост. Банку России сконцентрироваться на мерах по уменьшению волатильности рубля относительно ведущих мировых валют и ограничить прямое влияние на курс рубля. Кроме того, рекомендованы меры по повышению эффективности финансового сектора, проведению социальных и пенсионной реформ, участие в программах «Большой восьмерки», развивать инновационный тип экономики. Кроме того, улучшить регулирование и надзор в финансовом секторе в соответствии с международными стандартами, повысить его емкость, транспарентность (прозрачность), эффективность инфраструктуры финансового рынка, сформировать благоприятный налоговый климат для участников финансового рынка.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве могут  говорить о схожести показателей  экономического развития и принципов  построения финансовой системы. В рамках ЕврАзЭС Казахстан проявляет конструктивный подход к валютной интеграции.

Принципиально не возражает  против единого рублевого пространства Белоруссия. Другие страны СНГ, больше Армения, Молдавия, Узбекистан и Таджикистан, экономически привязаны к России по линии трудовой миграции. Учрежден Евразийский банк развития (ЕАБР), создан антикризисный фонд ЕврАзЭС. Действует с 1 января 2010 г. Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана.

В зависимости от статуса  в мировой финансовой системе  можно говорить о замкнутых, внутренних и международных валютах. Замкнутые, или неконвертируемые, валюты невозможно использовать в международных операциях по причине ограничений, наложенных властями. На более высокой ступени находятся валюты, которые могут быть частично или даже полностью конвертируемыми, но они не задействованы в международных операциях. Такие валюты можно считать внутренними, потому что спрос на них предъявляется преимущественно на внутреннем рынке.

Еще более высокий статус имеют международные валюты, выполняющие  денежные функции за пределами юрисдикции эмитирующего государства. В них  заключаются внешнеторговые контракты, а нерезиденты хранят в них  свои сбережения, однако объемы международных  операций в таких валютах остаются ограниченными.

Таким образом, страны постсоветского пространства пока не образуют оптимальной  валютной зоны. Это подтверждается скорее отрицательным, чем положительным  опытом образования валютного «рублевого»  союза. «Рублевая зона» действовала  в рамках СНГ в начале 1990-х гг., но это была временная мера, переходный период от рубля к национальным валютам, а не валютный союз. Общая валюта России и Беларуси должна была появиться в начале 2000-х гг., но ее введение постоянно откладывалось, и теперь срок даже не обозначается. Проект единой валюты в рамках ЕврАзЭС к 2005 г. также остался не реализован.

В качестве предложений по реализации потенциала рубля и становления  его как резервной валюты можно рекомендовать следующее.

Постепенно восстанавливать  макроэкономический баланс, сокращая бюджетный дефицит, прежде всего  за счет повышения эффективности  бюджетных расходов. Уменьшить инфляцию до 5–10 % – уровня, обеспечивающего  в долгосрочной перспективе стабильный экономический рост. 

Диверсифицировать (разнообразить) экономику путем снижения сырьевой зависимости, но, напротив, переводя расчеты за энергоносители в рубли. 

Банку России сконцентрироваться на мерах по уменьшению волатильности рубля относительно ведущих мировых валют, но ограничить прямое влияние на курс рубля. Большая гибкость и независимость валютного курса рубля поможет смягчать влияния внешних шоков, уменьшить волатильность ставок на межбанковском рынке.

Создать благоприятные условия  для международного капитала путем  формирования благоприятной бизнес-среды, в частности снижение коррупции, реформирование судебной системы. 

Совершенствовать, повысить эффективность финансового сектора, его регулирование и контроль. Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в финансовом секторе позволит улучшить стабильность в долгосрочной перспективе. Ближайшие перспективы становления рубля в качестве одной из мировых резервных валют скорее отрицательные. Но если развитие международной денежной системы пойдет по пути региональных валютных зон, у российской валюты достаточно серьезные перспективы стать региональной резервной валютой. Эти предположения позволяет выдвинуть экономический, исторический и организационный потенциал Российской Федерации. Денежные стандарты в нашей стране всегда не противоречили мировой денежной системе. Российский рубль во времена взвешенной денежно-кредитной политики играет не последнюю роль в мировых валютно-финансовых отношениях. Наша страна имеет опыт работы в сложных ситуациях, и принимаемые решения в финансовой сфере в целом успешны. Разработанные Россией решения, поддержанные Казахстаном и Украиной, будут иметь вес не только среди стран постсоветского пространства, но и в целом в мировом сообществе. Но при этом начинать процесс по формированию вокруг России валютного союза на основе рубля, по мнению экспертов, еще не время.

Информация о работе Перспективы развития рубля как резервной валюты