Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Особенности функционирования финансов субъектов хозяй

Автор: i********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого предпринимательства.

Работа содержит 1 файл

Кафедра.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

2.В целях пресечения  случаев необоснованного вмешательства  в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

Принятые и  реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки МСБ были преимущественно  ориентированы на стимулирование роста  числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение  доступности для них финансовых ресурсов. В то же время среди описанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства в России. 

Глава 2. Перспективы развития форм государственной  поддержки малого бизнеса  

2.1 Современное состояние  малого предпринимательства  

На фоне резкого  изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

Анализ распределения  числа зарегистрированных малых  предприятий по видам экономической  деятельности показывает, что в промышленности (разделы C+D+E) в I квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью.

В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.

Очевидно, что  снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике  объемов строительства на 19,3% , оборота  розничной торговли на 1,1% и оптовой  торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

2.2 Проблемы малого  предпринимательства

Финансирование

Развитие малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:

1.Профессиональные  инвесторы не могут финансировать  в малый бизнес, так как стоимость  транзакции по финансированию  предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;

2. Масштабы малого  бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;

3. Банковское  финансирование недоступно для  подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;

4. Лизинг технологического  оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 

Заключение

На сегодняшний  день в нашей стране продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Развитие малого бизнеса благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП и общего благосостояния людей.

Важнейшие социальные факторы:

1.развитие малого  бизнеса способствует постепенному  созданию широкого слоя мелких  собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

2.занятие малым  бизнесом является не только  источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

3.объективно  неизбежная реструктуризация экономики  вынуждает все большее число  граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью.

4.сектор малого  бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Информация о работе Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Особенности функционирования финансов субъектов хозяй