Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:34, статья
В настоящее время Россия подошла к такому этапу развития, когда можно серьезно рассчитывать на довольно высокие темпы экономического роста. Если рост на рубеже, скажем 2000 г., был вызван девальвацией и повышенным спросом населения, то сейчас можно говорить о том, что в ближайшие годы двигателем роста будут инвестиции. С этой точки зрения развитие финансовых рынков в нашей стране представляется фактором фундаментальным, который может помочь добиться удвоения ВВП в ближайшие 10 лет. И хотя развитие финансового рынка — только одно из условий для решения этой задачи, условие это очень немаловажное..
Перспективы
развития финансовых
рынков в России
В настоящее время Россия подошла к такому этапу развития, когда можно серьезно рассчитывать на довольно высокие темпы экономического роста. Если рост на рубеже, скажем 2000 г., был вызван девальвацией и повышенным спросом населения, то сейчас можно говорить о том, что в ближайшие годы двигателем роста будут инвестиции. С этой точки зрения развитие финансовых рынков в нашей стране представляется фактором фундаментальным, который может помочь добиться удвоения ВВП в ближайшие 10 лет. И хотя развитие финансового рынка — только одно из условий для решения этой задачи, условие это очень немаловажное.
Основные резервы роста инвестиций и финансового рынка:
Во-первых, это сбережения населения. В сегодняшней России пропорции формирования инвестиций сильно сдвинуты в сторону предприятий (самофинансирование). Сбережения населения принимают в этом очень небольшое участие, в основном через Сбербанк. Но Сбербанк, как банк государственный (по принадлежности контрольного пакета акций), не способен эффективно трансформировать сбережения населения в долгосрочные инвестиции. Если говорить о коммерческих банках, доля сбережений населения в которых довольно быстро растет, то тут есть другая проблема. Мало того, что у нас, как правило, депозиты в банках не долгосрочные, но у вкладчика есть еще и право снять деньги с депозита в любой момент; поэтому пассивы коммерческих банков не могут считаться вполне устойчивыми и долгосрочными.
Есть и другая, более фундаментальная проблема: насколько вообще банковский сектор пригоден для финансирования долгосрочных инвестиций в основной капитал. Исторически так сложилось, что банки кроме кредитных функций выполняют еще функции расчетные. Как только риски по кредитной стороне деятельности банка возрастают, это ставит под угрозу деятельность банка как расчетного института. Не случайно нормативы, которые устанавливает Центральный Банк РФ для инвестиционной деятельности коммерческих банков, довольно жесткие. Причем, в отличие от западноевропейских стран и США, уровни риска на стороне заемщика в России весьма высоки, особенно, как только мы выходим за пределы годового горизонта. В этих условиях банки не могут эффективно кредитовать основной капитал реального сектора, поэтому, как мне кажется, инвестиционная судьба России зависит именно от развития фондового рынка.
Во-вторых, это пенсионные накопления, которые в ближайшие пять лет могут стать очень мощным и быстро растущим резервом инвестиций. Проведение пенсионной реформы позволяет надеяться на то, что довольно большие средства пенсионных накоплений населения могут быть использованы для финансирования экономического роста в России. Однако интересы реального сектора и будущих пенсионеров противоречивы, так как главная цель пенсионной реформы — обеспечить сохранность пенсионных сбережений и накоплений. Очевидно, что государство будет жестко контролировать риски при инвестировании пенсионных денег, ограничивая возможности их широкого использования на фондовом рынке.
Пенсионная реформа представляется важной с другой точки зрения. Значительное количество российских граждан, выберет в течение ближайших трех лет частные управляющие компании для инвестирования пенсионных накоплений и получит первый опыт управления своими инвестиционными портфелями.
Непрозрачность российских предприятий как главная проблема на стороне заемщиков и эмитентов Ни для кого не секрет, что большинство российских предприятий ведет двойную бухгалтерию. Однако уже на этапе, когда на предприятие приходит банк-кредитор, он требует раскрыть значительную часть информации. Когда же на предприятие приходит инвестор, то он для осуществления финансирования требует совершенно иного уровня прозрачности.
На нашем финансовом рынке очень велики издержки регулирования. Надо сказать, что на первом этапе развития банковского сектора эти издержки были не таким значимым фактором. Сейчас, когда происходит уменьшение маржи при проведении пассивных и активных операций, банковский бизнес становится вовсе не таким прибыльным, как был, скажем, десять лет назад. При этом система регулирования только усложняется. Например, количество зачастую противоречащих друг другу инструкций Центрального Банка перешагнуло за 1600, причем единственным интерпретатором этих противоречий становится не суд, а менеджмент Центрального Банка.
C этими административными барьерами связана и проблема низкой капитализации российских банков: если банковский бизнес нерентабелен, то какой смысл вкладываться в него? Недокапитализированность банков — это важнейший фактор, препятствующий экономическому росту, потому что относительно размеров российской экономики, — а они довольно велики, — банковская система просто ничтожно мала. Финансированием значительного числа интересных и рентабельных проектов в соответствии с нормативами, установленными Банком России, могли бы заниматься только два банка в нашей стране, Сбербанк и Внешторгбанк. Иногда, может быть, еще Росбанк, Альфа банк, то есть всего 4-5 банков. В то же время нет эффективного механизма синдицирования кредитов. Более того, нет необходимого уровня доверия между банками для совместного проведения кредитных операций.
Основная задача банков — добиться бесперебойного функционирования платежной и расчетной систем, поэтому регулирование может быть достаточно консервативным, с жестким контролем рисков. Аналогичное жесткое регулирование на фондовом рынке совершенно неадекватно и уже стало фактором, сдерживающим развитие рынка и новых финансовых инструментов, которые на Западе появляются чуть ли не каждые полгода. Никто не сомневается в том, что нужен закон о производных финансовых инструментах, который никак не может быть принят потому, что каждое ведомство борется за то, чтобы регулировать этот рынок.
Альтернативой жесткому регулированию на фондовом рынке является саморегулирование. Агенты фондового рынка действительно заинтересованы в том,
чтобы вырабатывать и поддерживать определенные стандарты своей деятельности, которые бы обеспечивали доверие других экономических агентов.
Информация о работе Перспективы развития финансовых рынков в России