Перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет – это основа любого государства. От того, как характеризуется бюджет, зависит его экономическое и политическое положение. Вопросы формирования и распределения бюджета являются законодательно регулируемыми государственными вопросами. Бюджет – это единственный источник финансирования государственных программ. Все это и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – провести анализ бюджетной системы Российской Федерации и определить основные направления её дальнейшего развития в условиях реформы местного самоуправления. Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие бюджетной системы и её значения для государства;
Определить понятие местного самоуправления;
Проанализировать бюджетную системы РФ;
Определить перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетная система, основные понятия и определения 4
1.1. Бюджетная система, её роль в государственном устройстве 4
1.2. Основные характеристики бюджетной системы 6
2. Бюджетная система РФ, её анализ. 10
2.1. Принципы построения бюджетной системы РФ 10
2.2. Межбюджетные отношения 15
3. Перспективы развития бюджетной системы РФ 16
3.1. Основные направления бюджетной политики 16
3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений 21
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления..doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования  
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

Факультет открытого образования 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

на  тему: 
 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РФ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Выполнил:

студент группы 10101ДЭФКРС2-01

                                          О.В.Князева  

                                                             Научный руководитель:

                                                        доцент Строков А.И.

                                                                              
 
 
 
 
 

МОСКВА 2011 

План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение.

      Государственный бюджет – это основа любого государства. От того, как характеризуется бюджет, зависит его экономическое и политическое  положение. Вопросы формирования и распределения бюджета являются законодательно регулируемыми государственными вопросами. Бюджет – это единственный источник финансирования государственных программ. Все это и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

      Цель  курсовой работы – провести анализ бюджетной системы Российской Федерации и определить основные направления её дальнейшего развития в условиях реформы местного самоуправления. Для того, чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие бюджетной системы и её значения для государства;
  2. Определить понятие местного самоуправления;
  3. Проанализировать бюджетную системы РФ;
  4. Определить перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления.

Объектом  исследования является бюджетная система  РФ.

      При написании курсовой работы были использованы различные источники, начиная от правовых актов, регулирующих данные правоотношения и заканчивая научной и учебной литературой в сфере финансов государства. Полный перечень использованных источников приведён в конце работы.

      Работа  по своей структуре имеет три  основные части.

      В первой части раскрываются общие  теоретические вопросы, характеризующие  понятие бюджетной системы. Здесь  определяется, что такое бюджетная система, какова её роль в государственном устройстве, какие основные характеристики она имеет.

      Во  второй части рассматривается бюджетная система РФ. Здесь раскрываются основные принципы её построения, а также межбюджетные отношения.

      В третьей части представлены перспективы  развития бюджетной системы РФ и  межбюджетных отношений.

Бюджетная система, основные понятия и определения.

1.1. Бюджетная система, её роль в государственном устройстве

      Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов самостоятельных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Бюджетная система является составной частью бюджетного устройства.1

      Бюджетное устройство  определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

      Бюджет  – это форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

      Функционирование  государства связано с выполнением  им определённых задач. К таковым задачам можно отнести:

  1. Защиту от внешних врагов;
  2. Борьбу с преступностью;
  3. Внутреннюю безопасность;
  4. Обеспечение законности и т.д.

      Как правило, государственные задачи распределяются между самим государством (центром) и между его территориальными единицами. Всё это обуславливает  необходимость формирования соответствующих финансовых фондов (бюджетов). Бюджеты формируются как на территориальном уровне, так и на уровне государства. В совокупности все уровни бюджетов, если между ними существуют экономические правоотношения, построенные на определённых юридических нормах, образуют бюджетную систему государства. То есть, бюджетная система государства, - это не только объединение бюджетов различных уровней, но и существующие правоотношения между ними (отношения, регулируемые нормой права).

      Рассматривая  вопросы функционирования бюджетной системы, необходимо дать определение некоторым применяемым терминам:2

      - консолидированный бюджет - свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории;

      - государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне государственного бюджета и бюджетов внутренних государственных территорий;

      - доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в соответствующий бюджет;

      - расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

      - дефицит бюджета - превышение  расходов бюджета над его доходами;

      - профицит бюджета - превышение  доходов бюджета над его расходами;

      - дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы государства на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

      - субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы государства или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

      - субсидия - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы государства, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

      - бюджетный процесс - регламентируемая  нормами права деятельность участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением;

      - минимальные государственные социальные  стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы государства и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории государства;

      - минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов;

      - бюджетный кредит - форма финансирования  бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

      - бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

 
 
 
 
 

      1.2. Основные характеристики  бюджетной системы

      Сравнение любых объектов связано с определением характеризующих эти объекты признаков, то есть того, что необходимо сравнивать. Именно поэтому, перед тем, как перейти к сравнению бюджетных систем зарубежных стран и бюджетной системы РФ, необходимо определить критерии сравнения.

      Как уже отмечалось выше, бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов самостоятельных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

      Таким образом, первым критерием сравнения является установленная в государстве система правоотношений между бюджетами административно-территориальных единиц и бюджетом государства. В первую очередь данная система зависит от формы государственного устройства.

      «Форма  государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти».

      Выделяют  две основные формы государственного устройства:

    1. Унитарное государство;
    2. Федеративное государство.

      Унитарная форма государственного устройства присуща многим странам. Основная ее характеристика, - единая структура государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства и правительство распространяют свою власть повсеместно. Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, которые иногда могут обладать  автономией, но никогда не могут обладать признаками государственного суверенитета. В  таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

      Налоговая система унитарного государства  может быть представлена в виде двух не связанных между собой главных  артерий, по одной из которых налоги поступают в Центр, а по другой распределяются из Центра в разные регионы.

      «Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы».1

      В отличие от унитарных государств, В федеративных государствах государственный суверенитет распределен между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации - это самостоятельные государственные образования, из которых состоит территория федерации в целом. Их органы наделены независимыми от центральной власти полномочиями, необходимыми для организации внутренней жизни. В свою очередь федеральные органы имеют в исключительной компетенции предметы ведения, необходимые для решения общих для всего государства вопросов.

Информация о работе Перспективы развития бюджетной системы РФ в условиях реформы местного самоуправления