Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:47, доклад

Описание работы

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

Работа содержит 1 файл

пфр.doc

— 51.00 Кб (Скачать)


Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»  для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Социально значимые функции ПФР

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России[2]:

                    назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);

                    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

                    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;

                    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

                    взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

                    выдача сертификатов на получение материнского капитала;

                    выплата средств материнского капитала;

                    управление средствами пенсионной системы;

                    реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);

                    с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

                    с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Взносы — доходы Пенсионного фонда

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 26 % от заработной платы[5]. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом[6] предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Начиная с этого года ставка страховых взносов в ПФР уменьшится с 26% до 22%. При этом будет проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырастет с 463 до 512 тысяч рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов.

Утвержден бюджет Пенсионного фонда РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

Федеральный закон от 30.11.2011 N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Бюджет Фонда на период 2012 - 2014 годов сформирован без дефицита.

В 2012 году поступления в доходную часть бюджета планируются в сумме 5 696,86 млрд. рублей, расходы в сумме 5 407,31 млрд. рублей (профицит - 289,55 млрд. рублей).

Прогнозные основные характеристики бюджета на 2013 год утверждены соответственно в суммах 6 280,07 и 5 948,08 млрд. рублей (профицит 331,99 млрд. рублей).

В 2014 году доходы бюджета планируются в сумме 6 938,64 и расходы в сумме 6 567,61 млрд. рублей (профицит - 371,03 млрд. рублей).

 

Что касается 2012 года:

С 1 февраля будут проиндексирован трудовые пенсии на 7%, с 1 апреля на 2,4%. На 14,1% будут проиндексированы социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В результате среднегодовой размер трудовой пенсии составит 9 264 руб., социальной пенсии – 5 771 руб.

Размер материнского (семейного) капитала также увеличится и составит 387,6 тыс. руб. Снижение тарифа страховых взносов в Пенсионный

фонд России для основной массы плательщиков (не относящихся к категории льготников) - с 26% до 22% в пределах годового заработка 512 тыс. руб. плюс 10% с суммы сверх этого заработка. В 2012 году взнос участника Программы государственного софинансирования пенсий по-прежнему от 2 до 12 тыс. руб. При этом на цели софинансирования в проекте бюджета ПФР на 2012 год заложено 7,5 млрд. руб.

 

Председатель правления пфр – об итогах 2011 года Антон Викторович Дроздов.

Подводя  предварительные итоги 2011 года, хочу отметить, что Пенсионный фонд России добросовестно исполнял свои обязательства – пенсии и пособия по линии ПФР выплачивались на территории всей страны в срок и в полном объеме. Трудовые пенсии с 1 февраля проиндексированы на 8,8%. С 1 апреля на 10,27% повышены социальные пенсии, на 6,5% – размеры Ежемесячных Денежных Выплат. В августе проведена корректировка трудовых пенсий 13,5 млн. работающих пенсионеров. В результате средний размер трудовой пенсии по старости к концу 2011 года составил 8 890 руб., социальной пенсии – 5 234 руб., пенсии участников ВОВ – 21 105 руб. Администрируя страховые взносы в системы обязательного пенсионного и медицинского страхования, ПФР обеспечил поступление страховых взносов в плановых объемах. В 2011 году ПФР сосредоточился на перспективных направлениях работы с населением и плательщиками взносов. Одно из них – развитие услуг в электронном виде и с использованием системы межведомственного взаимодействия. Через Интернет уже можно вступить в Программу государственного софинансирования, получить выписку со своего

индивидуального лицевого счета в ПФР или подать заявление на получение сертификата на материнский капитал. Граждане стали предоставлять в ПФР меньше документов для получения ряда государственных услуг. С 1 июля 2012 года перечень услуг будет расширен. В течение 2012 года Мин-

здавсоцразвития совместно с другими ведомствами завершит разработку долгосрочной Концепции развития пенсионной системы России. Специалисты ПФР принимают в этом активное участие. Ее итогом станет

построение современной пенсионной системы, соответствующей мировым

стандартам пенсионного обеспечения: трудовая пенсия должна быть не менее 40% от заработка, с которого она начисляется.

 

Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы.

Финансовое состояние Пенсионного фонда России (далее – ПФР) характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Лишь около 4% граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

В процессе налоговой реформы из накопительной части трудовой пенсии оказались исключены проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность граждане средних возрастов (1953-1966 г.р.), что негативно сказалось на отношении населения к пенсионной реформе, уменьшило интерес и доверие граждан к государственной пенсионной политике.

Население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе – как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

При анализе численности и структуры получателей пенсий в последнее время можно отметить следующие основные тенденции:

– численность пенсионеров в России весьма значительна (в 2005 г. –  26,8% в постоянном населении страны) и немного снижается, в том числе из-за высокой смертности; преобладают пенсионеры по старости, доля которых выросла с 75,0% в 2000 году до 80,7% в 2005 году; растет число и доля работающих пенсионеров (в 2000 г. – 15,9 %, в 2005 г. – 21%);

– номинальный размер назначенной месячной пенсии в 2000-2005 годах увеличился в 3,4 раза. В реальном исчислении, то есть с поправкой на индекс потребительских цен, рост пенсии составил 2,2 раза;

– темпы роста покупательной способности среднего размера пенсии в 2000-2005 годах существенно отстают от темпов роста покупательной способности доходов занятого населения. Это означает, что пенсионеры по сравнению с работающим насе?лением с каждым годом живут все хуже.



Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации