Пенсионный фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1.1. История пенсионного фонда РФ…………………………………….3
1.2. Организационно-правовые основы деятельности фонда…………6
1.3. Основные задачи фонда…………………………………………….11
1.4. Функции Пенсионного фонда РФ…………………………………13
1.5. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ……………….14
1.6. Направления и порядок использования средств фонда…………19
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

пенсионый фонд.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     До  недавнего времени в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической нагрузки в 2006 году составил 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, а в 2015 году он составит 696 человек.

     Помимо  распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

     Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может  быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

     Основные  принципы, по которым все большее  число стран переходит с распределительной  системы на накопительную, следующие:

     а) при накопительной пенсионной системе  существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

     б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;

     в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда. 

     1.3. Основные задачи фонда 

     Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч.:  

     - учет страховых средств, поступающих  по обязательному пенсионному страхованию;

     - установление и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по  старости, по инвалидности, по случаю  потери кормильца), пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, пенсии  военнослужащих и их семей,  социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

     - назначение и реализация социальных  выплат отдельным категориям  граждан: ветеранам, инвалидам,  инвалидам вследствие военной  травмы, Героям Советского Союза,  Героям Российской Федерации и др.Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг ПФР осуществляет ведение Федеральной регистрации лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

     - назначении и реализация федеральной социальной доплаты до уровня прожиточного уровня пенсионера в регионе. Федеральная доплата назначается в том случае, если прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума;

     - персонифицированный учет участников  системы обязательного пенсионного страхования. Осуществляется путем открытия лицевого счета, на котором учитываются все сведения, необходимые для установления пенсии: в первую очередь о страховых взносах, поступивших в фонд будущей пенсии гражданина. Ежегодно ПФР информирует население в виде писем о состоянии индивидуального лицевого счета;

     - взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных  взносов. Информация о гражданах,  застрахованных в пенсионной  системе, поступает от 6,2 млн. юридических  лиц;

     - выдача сертификатов на получение  материнского (семейного) капитала и выплата средств материального капитала;

     - управление средствами пенсионной  системы, в т.ч. накопительной  частью трудовой пенсии, которое  осуществляется через государственную  управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

     - реализация Программы государственного  софинансирования пенсии, что создает возможность увеличения пенсии за счет собственных взносов на накопительную часть пенсии и софинансирования за счет государства и работодателей;

     - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий%;

     - организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю потери кормильца;

     - контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в ПФ РФ  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

     - проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

     - проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ. 

     1.4. Функции Пенсионного фонда РФ 

     1. Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

     2. Перераспределительная – обеспечение граждан страны, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

     3. Контрольная – отображение сложившихся в стране условий функционирования государственной пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

     Работа  Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.

     1.5. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ

     Средства  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

     При формировании бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации на очередной  финансовый год устанавливается  норматив оборотных денежных средств.

     Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации  и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

     Денежные  средства обязательного пенсионного  страхования хранятся на счетах Пенсионного  фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

     Плата за банковские услуги по операциям  со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

     Бюджет  Пенсионного фонда  Российской Федерации  формируется за счет:

     -  страховых взносов работодателей  (в т.ч. ИП, крестьянские хозяйства, нотариусы, детективы);

     - средств федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

     - сумм пеней и иных финансовых  санкций;

     доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

     - добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений;

     - иных источников, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

     Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

     Основной  источник доходов фонда – это страховые взносы работодателей и работающих граждан.

     Страховые взносы уплачиваются ежемесячно не позднее  15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

     Начисленные, но не уплаченные до 15 числа страховые  взносы признаются недоимкой, на которую  начисляются пени.

     Тарифы  страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

     С 2011 года ставка страховых взносов  возросла до 34% - 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 5,1% - в фонды - федеральный и территориальный - обязательного медицинского страхования.

     Все субъекты пенсионного страхования  должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ