Пенсионная система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в современном подходе к методам назначения социальных пенсий и пособий, в связи с изменениями в законодательной базе Республики Казахстан. Исходя из этого, можно выделить следующие задачи исследования:
- изучение теоретико-методологической основы деятельности пенсионного обеспечения;
- рассмотрение предпосылок перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе;
- ознакомление с международным опытом пенсионного обеспечения;
- анализ деятельности пенсионного обеспечения в Республике Казахстан;
- пути совершенствования управления пенсионного обеспечения в Республике Казахстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты пенсионной системы РК…………………………...5
1.1 История становления пенсионной системы РК…………………………5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе…………………………………………………………………………….7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения……………………..11
2. Анализ функционирования пенсионной системы РК за 2009-2011г………15
2.1 Структура пенсионной системы РК……………………………………..15
2.2 Порядок назначения пенсий из ГЦВП и накопительных пенсионных фондов……………………………………………………………………………20
2.3 Анализ развития пенсионной системы РК за 2009-2011г……………..22
3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК…...………...28
3.1 Проблемы развития пенсионной системы РК………………………….28
3.2 Перспективы развития пенсионной системы РК……………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсdssdовая.docx

— 79.36 Кб (Скачать)

В республике также произошло увеличение чистого инвестиционного дохода до 270 миллиардов тенге. Увеличение данного  показателя является одним из факторов успешного развития пенсионной системы  в стране.

Пенсионные взносы инвестируются  в финансовые инструменты в целях  обеспечения роста пенсионных накоплений и, что очень важно, их защиты от инфляции. В настоящее время преодолена тенденция, когда инфляция поглощала  пенсионные накопления. Так, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ за период апрель 2006 – апрель 2007 года составил 9,14% при уровне инфляции за этот период 7,7%. В этой связи можно констатировать, что на сегодняшний день решена одна из важных задач по защите накоплений вкладчиков.

Приведенные статистические данные позволяют  утверждать, что реформа накопительной  пенсионной системы успешно проведена. Уже тот факт, что объем произведенного ВВП в 2006 году составил 10,1 триллиона  тенге, и 10% из них – это объем  суммарных пенсионных активов, свидетельствует  о состоятельности пенсионной системы  и стабильном росте пенсионных активов. Постоянный рост пенсионных активов  также указывает на рост заработной платы и благосостояния казахстанцев.

Развитие накопительной системы  напрямую зависит от выгодного размещения пенсионных активов в различные  финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует дополнительных объектов вложений. Это особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь, инвестируется в проекты. Кроме того, они выполняют стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные пенсионные фонды в Казахстане сегодня являются реальным институтом, владеющим такими большими финансовыми средствами.

На настоящий момент наиболее актуальной является задача инвестирования пенсионных активов, капитализация НПФ. Сегодня  развитие пенсионного сектора зависит  от достаточного количества доходных финансовых инструментов, покрывающих  уровень инфляции.

Поэтому финансовая политика государства  строится на увеличении реального содержания пенсионных накоплений и достижений макроэкономической стабилизации в  стране. Пенсионные резервы позволяют  обеспечить прирост производства товаров  и услуг, необходимых для содержания будущих пенсионеров. Чем больше будет произведено товаров и  услуг на вложенные пенсионные резервы, тем выше будет реальное содержание будущих пенсий и уровень жизни  самих пенсионеров.

Ведется разработка новых подходов в управлении пенсионными активами. Уделяется большое внимание обеспечению  достаточным количеством доходных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, ассортимент которых сможет удовлетворить спрос.

В перспективе развитие национального  фондового рынка будет связано  с дальнейшим формированием инфраструктуры регионального финансового центра Алматы, а через него и роли Казахстана в финансовой жизни Центральноазиатского региона. При этом фонды получат  возможность работать на торговой площадке этого регионального финансового  центра.

В конце 2006 года Агентством по финансовому  надзору был представлен новый  подход регулирования пенсионных фондов. Наиболее актуальным вопросом для пенсионных фондов как институциональных инвесторов стали новые правила инвестирования пенсионных активов. С 1 января 2007 года инвестиционный портфель пенсионных фондов должен содержать 70% ценных бумаг наиболее успешных и стабильных казахстанских  компаний, котирующихся на международном  рынке.

Эти правила направлены на снижение рисков инвестирования пенсионных фондов. Это важно, так как речь идет в  первую очередь о деньгах вкладчиков.

В перспективе в рамках реализации государственных программ, включая  программу по созданию «электронного» правительства, ожидается законодательное  развитие работы по переходу к предоставлению доступных электронных финансовых услуг для всего населения, включая  отдаленные регионы, на основе электронной  карточки. В качестве одного из ее базовых  приложений планируется предусмотреть  электронные услуги по пенсионному  обеспечению граждан. Внедрение  электронных технологий позволит решить как вопросы по рабочим процессам с вкладчиками, так и упрощения процедуры перевода накоплений между фондами.

Подводя итоги прошедшего периода  реформирования пенсионной системы, можно  утверждать, что пенсионная система  оказывает все большее позитивное влияние на социальную сферу, а также  играет значительную роль в функционировании экономики республики. В настоящее  время казахстанская модель пенсионного  обеспечения является лучшей на постсоветском  пространстве. Важным аспектом новой  пенсионной системы можно также  отметить прозрачность финансовой деятельности пенсионных фондов. В целом пенсионная реформа, проведенная в республике, явилась важным шагом на пути создания рыночной модели пенсионной системы, повышения  благосостояния казахстанцев в соответствии с социально ориентированной  политикой государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время проблемами свойственными  казахстанской пенсионной системе  являются недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости; недостаточный охват населения  услугами накопительных пенсионных фондов, прежде всего речь идет о  сельском и самозанятом населении; низкий уровень финансовой грамотности  и инвестиционной культуры населения; недостаточная степень развития системы добровольных пенсионных накоплений; вопросы эффективного инвестирования пенсионных накоплений, в условиях дефицита привлекательных, и в то же время надежных и ликвидных  ценных бумаг и др.

Одним из методов решения ряда обозначенных выше проблем может стать введение в практику так называемых «мультипортфелей», что и предложил НПФ «Республика», которые дадут возможность каждому  вкладчику принимать инвестиционные решения в вопросах управления и  приумножения своих пенсионных накоплений, основываясь на собственных предпочтениях  в соотношении риска и доходности. Для начала предполагается введение лишь трех портфелей, основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных стратегиях. Однако в будущем при  определенных условиях возможна и иная модель сочетания уже большего числа  стратегий инвестирования активов. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут  наделены не только правами, но и ответственностью за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают на то, что  подобная мера будет эффективной  как минимум по трем проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой и инвестиционной грамотности  населения; в вовлечении в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Кстати, введение множественности инвестиционных портфелей наряду с обеспечением твердых гарантий сохранности пенсионных накоплений являются приоритетными  задачами, поставленными главой государства  в рамках дальнейшего развития накопительной  пенсионной системы страны.

Казахстанский опыт реформирования пенсионного обеспечения  уже признан на мировом уровне, как один из успешных. Суть реформы  заключается в постепенном отказе от солидарной схемы в пользу накопительной. Переход к накопительной пенсионной системе осуществляется планомерно и ожидается, что он будет окончательно завершен в период до 2038—2040 гг.

В настоящее  время в нашем государстве  пенсионная система представлена несколькими  уровнями или, как их называют иначе, пилларами:

первый пиллар — солидарная система;

второй пиллар — обязательная накопительная система;

третий пиллар — накопительная система, основанная на добровольных пенсионных взносах.

Функционирующая многоуровневая модель пенсионного  обеспечения рассчитана на все население  Казахстана. Сегментация населения  по категориям, определяющим источник пенсионных выплат (государственный  бюджет и/или пенсионные накопления), была основана на возрастных особенностях казахстанцев, вовлеченных в пенсионную систему.

Так, интересы поколения, чья трудовая деятельность началась еще до введения накопительной  пенсионной системы, учитывает солидарная система, функционирующая параллельно  с накопительной и предполагающая осуществление пенсионных выплат за счет социальных налогов и других поступлений в республиканский  бюджет (первый пиллар).

Отчисление  обязательных пенсионных взносов в  период трудовой деятельности отвечает условиям второго пиллара пенсионной системы и уже обязывает молодое  поколение нести самостоятельную  ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так  как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.

Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность  за счет добровольных пенсионных взносов  увеличить свои накопления и тем  самым обеспечить себе более высокий  доход после завершения трудовой деятельности (третий пиллар).

Итоги десятилетнего  развития пенсионной системы в Казахстане можно подвести и в достаточно значимых цифровых показателях: на рынке  пенсионных услуг активно действуют 14 накопительных пенсионных фондов; функционирует 11 организаций, осуществляющих управление пенсионными активами; деятельность фондов обслуживают 9 банков-кастодианов; объемы пенсионных накоплений составляют около 1,1 триллиона тенге, т.е. возросли более чем в 40 раз по сравнению  с первым годом функционирования системы. Охват вовлеченного в систему  населения вырос в 2 раза, участниками  накопительной пенсионной системы  стали 9 млн. человек экономически активного  населения. Сумма «чистого» инвестиционного  дохода от инвестирования пенсионных активов, распределенная на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков, составила  почти 300 млрд. тенге.

Особого внимания заслуживает и действующая законодательная  база, обеспечивающая надежную сохранность  пенсионных накоплений и функционирование пенсионной системы в целом. Так, государством принято на себя обязательство  по гарантированию сохранности пенсионных накоплений во всех пенсионных фондах с учетом уровня инфляции. Эта гарантия основывается на тех законодательно закрепленных требованиях и ограничениях, которые предназначены для накопительных  пенсионных фондов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными  активами: обязательное лицензирование их деятельности; установление пруденциальных нормативов, норм и лимитов, обеспечивающих их финансовую устойчивость; ограничение по сделкам с аффилиированными субъектами; дифференцированный учет собственных и пенсионных активов; обязательное хранение пенсионных активов исключительно в банке - кастодиане. Примечателен тот факт, что за десятилетнее функционирование новой для Казахстана пенсионной системы не было ни одного случая, когда бы возникла необходимость в выплате государственной гарантии.

В тех странах, где уже существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально – экономическую, а  порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в  виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку  пенсионные активы размещаются в  различные финансовые инструменты  и инвестиционные проекты с целью  долговременного инвестирования, они  редко участвуют в спекулятивной  игре на рынках капитала.

В то же время пенсионные активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Достаточно вспомнить  вторую половину 1998 года, когда после  августовского финансового кризиса  в России многие казахстанские банки  начали поспешно избавляться от государственных  ценных бумаг, их значительная часть  переместилась в инвестиционные портфели пенсионных фондов. Таким  образом, пенсионные активы сыграли  позитивную роль, в какой-то степени  не позволив разразиться кризису  в Казахстане, подомному российскому.

Однако необходимо отметить, что  само существование НПФ и рост их пенсионных активов ещё не означают успешную деятельность НПФ как состоявшегося  социально-финансового института. Успешным можно будет назвать деятельность НПФ только тогда, когда он сможет стабильно исполнять свои обязательства  по пенсионным выплатам, которые через  несколько лет примут массовый характер в связи с выходом на пенсию по возрасту значительной части нынешних вкладчиков. Нельзя утверждать, что  за 11 лет существования в Казахстане накопительной пенсионной системы  в ней произошли какие-либо позитивные качественные изменения. Скорее всего, пока идёт процесс количественного  роста, как самой системы, так  и отдельных его субъектов.

Качественное состояние накопительной  пенсионной системы Казахстана зависит  от наличия в стране оптимальной  нормативно-правовой и законодательной  базы, регулирующей деятельность и  учитывающей интересы субъектов  рынка пенсионных услуг, от наличия  развитого фондового рынка, особенно его корпоративной (негосударственной) части, а также, от эффективной деятельности ООИУПА.

 

 

Список  использованной литературы:

 

1.www.afn.kz.

2.Закон « о пенсионном обеспечении РК».

3.Бекишева А. Использование положительного  опыта чилийской модели в реформировании  пенсионной системы Казахстана.// Аль Пари №5, 2002 год, с 31-33.

4. Арстанбекова К.В. Актуальные  проблемы развития накопительной  пенсионной системы. // Банки Казахстана  № 2, 2005 с 30-34

5. Баймуратов У.Б., Тулепбаев К.М.  Пенсионная реформа Казахстана: итоги проблемы // Банки Казахстана  №7, 2005г.С 36-42.

6. Сведения по пенсионным накоплениям  накопительных пенсионных фондов  по состоянию на 1 января 2006 года. // Банки Казахстана №1- с 60.

7. Национальный Банк Республики  Казахстан представляет отдельные  вопросы по накопительной пенсионной  системе, наиболее часто задаваемые  в последнее время, и ответы  на них. // Банки Казахстана №3, 2003 - с 56-59.

8. Информбюро. Итоги дня. 31 канал, 31 января 2004 год, 21.00. Пенсионная система  //Репутация. 1 февраля 2004 год.

Информация о работе Пенсионная система РК