Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:50, контрольная работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности финансово-хозяйственной сферы функционирования некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
Изучить теоретические основы организации финансов некоммерческих организаций; в связи с этим была проанализирована глава 4 части первой Гражданского кодекса РФ и выявлены виды некоммерческих организаций и финансовые отношения в их среде.
- Подвести итоги и сделать выводы по теме «Особенности управления финансами некоммерческих организаций».
Направления использования
финансовых ресурсов (и бюджетных, и
внебюджетных средств) определяются в
разрезе подразделений
В отличие от бюджетных учреждений некоммерческие организации иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, конкретная форма которого определяется уставными документами организации. Финансовый план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.
При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.
Оперативное управление финансами некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный кодекс РФ определяет основания, по которым могут быть внесены изменения в бюджетные назначения. К ним относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в предела предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным основаниям), после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.
Порядок внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.
Организация финансового контроля как элемента управления финансами некоммерческих организаций различается в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Бюджетные учреждения охвачены
всеми формами финансового
Финансово-хозяйственная
деятельность некоммерческих организаций
иных (кроме бюджетных учреждений)
организационно-правовых форм может
также стать объектом аудиторского
контроля. За счет собственных средств
данных организаций возможно заключение
договора с аудиторской компанией
на проведение проверки с целью подтверждения
достоверности финансовой и бухгалтерской
отчетности и соответствия организации
бухгалтерского учета требованиям
законодательства. Законодательство РФ
не предусматривает обязательности
подтверждения достоверности
Финансовое управление в общем понимании - это совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Оно в некоммерческих организациях полностью соответствует этому определению.
Реальные активы - все то, что принадлежит организации и является обязательным условием ее деятельности (денежные средства, имущество, материальные ценности и т.д.).
Финансовые активы - совокупные обязательства организации и собственные средства, т.е. привлекаемые источники финансирования деятельности, а также средства в расчетах с бюджетом, партнерами, клиентами и сотрудниками.
Финансовый менеджер НКО в любой момент должен точно знать необходимые и ожидаемые суммы на счетах в течение недели, достаточно точно - в пределах месяца, квартала, года. Он должен быть уверен, что в организации средства используются рационально, целевым образом, в предусмотренные календарным планом сроки. Менеджер должен также быть уверен, что для осуществления проектной деятельности достаточно реальных денежных средств на банковских счетах организации. Следует отметить, что с увеличением масштабов организации, когда осуществляется несколько проектов, и помимо целевого финансирования оказываются еще и платные услуги, сложность финансового управления многократно увеличивается, но еще больше возрастает роль эффективного финансового управления.
На первый план при формировании
системы финансового управления
в НКО выходит вопрос самой
технологии постановки управления. Эта
большая и кропотливая работа,
включающая следующий минимальный
набор мероприятий. Перестройка
механизма управления организации
в целом с учетом требований финансовой
прозрачности. В некоммерческом секторе
наиболее эффективная и самая
распространенная система - бюджетное
управление. Разработка соответствующей
организационной структуры
. объектам финансового управления;
. управленческим процессам (планирование, анализ, прогноз);
. финансовым потокам.
По мере необходимости надо провести методическое оснащение финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового управления: фактически обучить персонал работе в новых условиях.
Разработка стандартов управленческого учета: формы отчетности, сроки, система информационных потоков, документооборот и т.д. Особенно важно достичь сопряжения управленческого финансового учета и бухгалтерского, поскольку основным источником фактической финансовой информации являются данные бухгалтерского учета.
Создание любой системы направлено на достижение цели. Выделим наиболее общие цели финансового управления в некоммерческих организациях.
Управление
Управление эффективностью.
Повышение экономической
Управление активами и экономическим потенциалом. Рентабельность активов и финансовая устойчивость (бюджетирование баланса, финансовый анализ и долгосрочное планирование).
Как уже было отмечено, бюджетирование - одно из основных методик финансового управления в НКО, поэтому необходимо определить наиболее употребляемые его понятия.
Для целей финансового управления целесообразно разделять значения слов смета, бюджет, финансовый план.
Смета - расчет затрат на мероприятие, процесс.
При этом следует иметь в виду, что когда мы говорим о смете доходов и расходов, то это просто иное представление документа. Доходы, как правило, в такой смете показаны по направлениям расходования средств. (См. приложение №1)
Бюджет - таблица доходов
и расходов на определенный период,
например, год. Доходная его часть
показывает все источники финансовой
поддержки организации в
Разница между доходами и расходами показывает экономию или дефицит бюджета. (См. Приложение №3)
Финансовый план овеществляет собой решения и политику организации в отношении вида, уровня и приоритетов программных мероприятий, необходимых для решения задач и достижения целей данной организации. В нем находят свое выражение решения о распределении обычно ограниченных ресурсов. Бюджет как таблица - обязательный элемент финансового плана. Но финансовый план состоит еще из следующих разделов:
обзорный раздел (резюме);
описание организации;
описание отрасли;
описание деятельности (услуг);
описание клиентской группы;
описание механизмов предоставления услуг;
календарный план;
финансы (источники доходов и направление расходов).
Такое деление удобно, когда важно различать документы, если в текущей работе используются все три вида. Если же из контекста ясно, о каком документе идет речь (или детально описано и объяснено, что он собой представляет), то все эти понятия являются синонимами. Так, когда мы говорим о смете проекта, то можно употребить слово бюджет, если в прилагаемом описании указаны правила составления данного документа. Такая же ситуация в работе бухгалтерии: как правило, бухгалтер использует таблицы доходов и расходов. При этом, если употребляется понятие смета расходов и доходов организации на год, то оно эквивалентно выражению годовой бюджет организации. Годовой финансовый план для бухгалтера - это таблица доходов и расходов (т.е. бюджет), так как остальная часть финансового плана, необходимая финансово-управленческому персоналу, в работе бухгалтерии несущественна.
НКО при построении комплексной системы финансового управления и применении ее, как правило, сталкиваются с рядом сложностей: внутренних или внешних. Внутренние сложности обычно связаны в первую очередь с тем, что система финансового управления - внутренняя система. Она работает постоянно, а не от случая к случаю, требует взаимодействия внутри организации, предполагает выбор определенных техник и методик из множества. Но при этом она никем и ничем не регламентируется и не ограничивается. Как, например, стратегическое планирование, процесс повторяющийся, но не постоянный, система учета и отчетности жестко регламентирована законодательством. Единственный ограничитель для системы финансового управления - сама организация, ее интересы.
Основополагающий процесс построения системы финансового управления в НКО - бюджетирование. Традиционно под бюджетами понимается опись доходов и расходов. Это не случайно, поскольку, начиная с 1930-х годов, такое планирование полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, основанной на базе единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные отношения строились не на принципе самостоятельного распоряжения бюджетом, а на работе в рамках сметы расходов.
В связи с переходом
к независимой системе
Информация о работе Особенности управления финансами некоммерческих организаций