Особенности управления финансами некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности финансово-хозяйственной сферы функционирования некоммерческих организаций.
Для этого перед нами поставлены следующие задачи исследования:
Изучить теоретические основы организации финансов некоммерческих организаций; в связи с этим была проанализирована глава 4 части первой Гражданского кодекса РФ и выявлены виды некоммерческих организаций и финансовые отношения в их среде.
- Подвести итоги и сделать выводы по теме «Особенности управления финансами некоммерческих организаций».

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

Направления использования  финансовых ресурсов (и бюджетных, и  внебюджетных средств) определяются в  разрезе подразделений функциональной, ведомственной и экономической  классификации расходов бюджетов РФ, определенных Федеральным законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается главным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.

В отличие от бюджетных  учреждений некоммерческие организации  иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями  отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования  в финансовом плане, конкретная форма  которого определяется уставными документами  организации. Финансовый план может  быть представлен в форме баланса  доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной  системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой  программы либо в виде средств  на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным  или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной  целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих  расчетов. Планирование других видов  финансовых ресурсов производится в  порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации.

При составлении финансовых планов некоммерческих организаций  всех организационно-правовых форм применяются  методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.

Оперативное управление финансами  некоммерческих организаций предполагает анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений  по выполнению заявленных целей и  задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений  в финансовые планы некоммерческих организаций. Порядок внесения изменений  в смету доходов и расходов бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством. Бюджетный  кодекс РФ определяет основания, по которым  могут быть внесены изменения  в бюджетные назначения. К ним  относятся введение режима сокращения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюджета; использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Решение о внесении изменений в сметы доходов и расходов учреждений принимается либо главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в предела предоставленных ему полномочий (например, при перемещении бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), либо органом, исполняющим бюджет (по остальным основаниям), после внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.

Порядок внесения изменений  в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом  управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.

Организация финансового  контроля как элемента управления финансами  некоммерческих организаций различается  в организациях разных организационно-правовых форм. Государственному финансовому  контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учреждений, в то время как в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм государственный  финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организацией налоговых обязательств и целевого и эффективного использования бюджетных  средств.

Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансового контроля как внутреннего, так и внешнего. Предварительный контроль осуществляется в основном главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств, а также финансовыми  органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. При этом контролируются обоснованность планирования всех показателей  сметы, их соответствие показателям  утвержденного бюджета. Текущий  контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами бюджетных  учреждений, так и органами, осуществляющими  исполнение бюджетов. Бухгалтерии учреждений осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с  точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций; финансовые или казначейские органы проверяют соответствие представленных документов утвержденным сметам доходов  и расходов, лимитам бюджетных  обязательств, заключенным договорам  на выполнение работ (оказание услуг) для  осуществления расходов бюджета. Последующий  контроль исполнения сметы доходов  и расходов проводится главными распорядителями  бюджетных средств, финансовыми, казначейскими  органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными  органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При  этом проверяются законность и целевой  характер использования бюджетных  средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета. При осуществлении последующего контроля применяются основные методы финансового контроля: проверка, ревизия, анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная  деятельность некоммерческих организаций  иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм может  также стать объектом аудиторского контроля. За счет собственных средств  данных организаций возможно заключение договора с аудиторской компанией  на проведение проверки с целью подтверждения  достоверности финансовой и бухгалтерской  отчетности и соответствия организации  бухгалтерского учета требованиям  законодательства. Законодательство РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской  отчетности для некоммерческих организаций, однако аудиторская проверка может  быть произведена по инициативе руководителя с целью получения информации о результатах финансово-хозяйственной  деятельности организации для принятия управленческих решений.

Финансовое управление в  общем понимании - это совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Оно в некоммерческих организациях полностью соответствует этому  определению.

Реальные активы - все  то, что принадлежит организации  и является обязательным условием ее деятельности (денежные средства, имущество, материальные ценности и т.д.).

Финансовые активы - совокупные обязательства организации и  собственные средства, т.е. привлекаемые источники финансирования деятельности, а также средства в расчетах с  бюджетом, партнерами, клиентами и  сотрудниками.

Финансовый менеджер НКО  в любой момент должен точно знать  необходимые и ожидаемые суммы  на счетах в течение недели, достаточно точно - в пределах месяца, квартала, года. Он должен быть уверен, что в организации средства используются рационально, целевым образом, в предусмотренные календарным планом сроки. Менеджер должен также быть уверен, что для осуществления проектной деятельности достаточно реальных денежных средств на банковских счетах организации. Следует отметить, что с увеличением масштабов организации, когда осуществляется несколько проектов, и помимо целевого финансирования оказываются еще и платные услуги, сложность финансового управления многократно увеличивается, но еще больше возрастает роль эффективного финансового управления.

На первый план при формировании системы финансового управления в НКО выходит вопрос самой  технологии постановки управления. Эта  большая и кропотливая работа, включающая следующий минимальный  набор мероприятий. Перестройка  механизма управления организации  в целом с учетом требований финансовой прозрачности. В некоммерческом секторе  наиболее эффективная и самая  распространенная система - бюджетное  управление. Разработка соответствующей  организационной структуры управления. Организация работы финансовой службы таким образом, чтобы была возможность  получать информацию по всем направлениям работ:

. объектам финансового  управления;

. управленческим процессам  (планирование, анализ, прогноз);

. финансовым потокам.

По мере необходимости  надо провести методическое оснащение  финансовой службы способами, методами, принципами современного финансового  управления: фактически обучить персонал работе в новых условиях.

Разработка стандартов управленческого  учета: формы отчетности, сроки, система  информационных потоков, документооборот  и т.д. Особенно важно достичь  сопряжения управленческого финансового  учета и бухгалтерского, поскольку  основным источником фактической финансовой информации являются данные бухгалтерского учета.

Создание любой системы  направлено на достижение цели. Выделим  наиболее общие цели финансового  управления в некоммерческих организациях.

Управление платежеспособностью. Возможность платить по обязательствам, уже существующим или которые  могут возникнуть в ближайшей  перспективе (бюджетирование движения денежных средств, выработка политики их привлечения, управление запасами).

Управление эффективностью. Повышение экономической эффективности  деятельности, рациональное использование  ресурсов для осуществления операций по проектам (бюджетирование доходов и расходов, управление затратами).

Управление активами и  экономическим потенциалом. Рентабельность активов и финансовая устойчивость (бюджетирование баланса, финансовый анализ и долгосрочное планирование).

Как уже было отмечено, бюджетирование - одно из основных методик финансового управления в НКО, поэтому необходимо определить наиболее употребляемые его понятия.

Для целей финансового  управления целесообразно разделять  значения слов смета, бюджет, финансовый план.

Смета - расчет затрат на мероприятие, процесс.

При этом следует иметь  в виду, что когда мы говорим  о смете доходов и расходов, то это просто иное представление  документа. Доходы, как правило, в  такой смете показаны по направлениям расходования средств. (См. приложение №1)

Бюджет - таблица доходов  и расходов на определенный период, например, год. Доходная его часть  показывает все источники финансовой поддержки организации в указанный  период. Расходная часть бюджета  группирует затраты в легко определяемые категории - статьи расхода.

Разница между доходами и  расходами показывает экономию или  дефицит бюджета. (См. Приложение №3)

Финансовый план овеществляет собой решения и политику организации  в отношении вида, уровня и приоритетов  программных мероприятий, необходимых  для решения задач и достижения целей данной организации. В нем  находят свое выражение решения  о распределении обычно ограниченных ресурсов. Бюджет как таблица - обязательный элемент финансового плана. Но финансовый план состоит еще из следующих  разделов:

обзорный раздел (резюме);

описание организации;

описание отрасли;

описание деятельности (услуг);

описание клиентской группы;

описание механизмов предоставления услуг;

календарный план;

финансы (источники доходов  и направление расходов).

Такое деление удобно, когда  важно различать документы, если в текущей работе используются все  три вида. Если же из контекста ясно, о каком документе идет речь (или  детально описано и объяснено, что  он собой представляет), то все эти  понятия являются синонимами. Так, когда  мы говорим о смете проекта, то можно употребить слово бюджет, если в прилагаемом описании указаны правила составления данного документа. Такая же ситуация в работе бухгалтерии: как правило, бухгалтер использует таблицы доходов и расходов. При этом, если употребляется понятие смета расходов и доходов организации на год, то оно эквивалентно выражению годовой бюджет организации. Годовой финансовый план для бухгалтера - это таблица доходов и расходов (т.е. бюджет), так как остальная часть финансового плана, необходимая финансово-управленческому персоналу, в работе бухгалтерии несущественна.

НКО при построении комплексной  системы финансового управления и применении ее, как правило, сталкиваются с рядом сложностей: внутренних или внешних. Внутренние сложности обычно связаны в первую очередь с тем, что система финансового управления - внутренняя система. Она работает постоянно, а не от случая к случаю, требует взаимодействия внутри организации, предполагает выбор определенных техник и методик из множества. Но при этом она никем и ничем не регламентируется и не ограничивается. Как, например, стратегическое планирование, процесс повторяющийся, но не постоянный, система учета и отчетности жестко регламентирована законодательством. Единственный ограничитель для системы финансового управления - сама организация, ее интересы.

Основополагающий процесс  построения системы финансового  управления в НКО - бюджетирование. Традиционно под бюджетами понимается опись доходов и расходов. Это не случайно, поскольку, начиная с 1930-х годов, такое планирование полностью соответствовало существовавшей тогда системе экономических отношений, основанной на базе единой общегосударственной собственности. Соответственно и бюджетные отношения строились не на принципе самостоятельного распоряжения бюджетом, а на работе в рамках сметы расходов.

В связи с переходом  к независимой системе управления возникла необходимость формирования соответствующих бюджетных отношений  и новых подходов к планированию бюджетов. В этом случае бюджетирование выступает как важнейший инструмент осуществления определенной политики организации. Поэтому, главный признак полноценного бюджета (финансового плана) - возможность использования его как инструмента проведения вполне определенной политики или воплощения стратегических целей НКО.

Информация о работе Особенности управления финансами некоммерческих организаций