Особенности организации финансов предприятий в сфере транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:49, реферат

Описание работы

Особенности функционирования транспортных предприятий. Принципы организации финансов предприятий транспорта.

Работа содержит 1 файл

Особенности организации финансов предприятий в сфере транспорта.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

Особенности организации финансов предприятий в сфере транспорта

Транспорт имеет свою специфику, обусловленную  производственным процессом. Транспорт, как отрасль экономики, включает: - железнодорожный; - автомобильный; - речной; - морской; - нефтепроводный; - воздушный.

Особенности функционирования транспортных предприятий:

- продукция  транспорта не имеет вещественной  формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и  продукцию, созданную в других  отраслях экономики; 

- цены на  транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;

- в качестве  единицы измерения транспортной  продукции используют: тонно-километры,  пассажиро-километры, количество  пассажиров, тонны грузооборота;

- продукция  транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;

- транспорт  не добавляет и не создает  ничего вещественного к перевозимому  товару, поэтому из формы кругооборота  капитала выпадает товар (Т) в виде вещи, т.к. продается сам производственный процесс;

- в составе  средств производства на транспорте  нет сырья; 

- характеризуется  неравномерностью использования  в течение года транспортных  средств. 

Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный  процесс на транспорте состоит из следующих  этапов:

- погрузка  грузов в подвижной состав;

- перемещение  между пунктами отправления и  назначения;

- выгрузка  в пункте назначения.

Каждый из этапов слагается из ряда операций. Погрузка груза включает работы и  затраты по подготовке груза к  отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации. Для перемещения выбирается тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, осуществляется контроль за движением подвижного состава. При выгрузке необходимо ознакомление грузополучателя с товаро-распорядительными документами, взвешивание и подсчет груза, выявление порчи или потерь.

Эффективность транспортного процесса зависит  от продолжительности выполнения каждого элемента. Развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов. Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.

Особенности и преимущества технико-экономических  характеристик видов транспорта.

Железнодорожный транспорт:

- занимает  ведущее место в транспортной  системе страны, находится в собственности  государства; 

- регулярность  грузовых и пассажирских перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток;

- высокая  пропускная и провозная способность,  измеряемая миллионами тонн грузов  и пассажиров и скорость доставки;

- невысокая  себестоимость перевозок, более  короткий путь движения по сравнению с речным и морским транспортом и высокая эффективность.

Автомобильный транспорт:

- более высокая  маневренность и скорость доставки  грузов, чем на железнодорожном,  речном и морском транспорте;

- дает возможность  доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;

- требует  небольших по сравнению с железнодорожным  транспортом капитальных вложений;

- отличается  высокой себестоимостью, выгоден  для транспортировки грузов на  короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.

Речной  транспорт:

- невысокая  себестоимость и большая провозная  способность на глубоководных  реках; 

- невысокие  капитальные затраты, расход топлива  и металла; 

- недостатками  являются: несовпадение направления  течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки;

- используется  для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);

- эффективен  при совмещении с железнодорожным  транспортом. 

Морской транспорт:

- дает возможность  обеспечить массовые межконтинентальные  перевозки грузов внешнеторгового  оборота, межбассейновых и внутрибассейновых  перевозок грузов и пассажиров  между портами; 

- низкая  себестоимость перевозок на дальние  расстояния и высокая скорость движения по сравнению с речным транспортом;

- меньшие  капитальные затраты по сравнению  с речным и железнодорожным  транспортом при массовых перевозках  на дальние расстояния.

Нефтепроводный  транспорт:

- самая низкая  себестоимость (в 2-3 раза) перекачки  нефти и нефтепродуктов;

- наименьшие  капитальные вложения по сравнению  с другими видами транспорта;

- большая  протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).

Воздушный транспорт:

- большая  скорость, малые сроки доставки  грузов и пассажиров;

- наиболее  эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;

- используется  в районах, где отсутствует  наземный и водный 

Высокий удельный вес в себестоимости предприятий  транспорта занимает заработная плата, затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.

К снижению себестоимости  приводит:

- использование  мощных и экономичных локомотивов,  судов и автомашин; 

- автоматизация  и электрификация железных дорог; 

- улучшение  состояния шоссейных дорог и  условий судоходства; 

- механизация  погрузочно-разгрузочных работ; 

- внедрение  передовых методов организации  перевозок и труда. 

Основными показателями себестоимости перевозок  являются:

- общая сумма  расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;

- экономия  от снижения себестоимости; 

- себестоимость  десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты осуществляются по статьям  затрат, аналогичным  затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:

- на морском  и речном транспорте - расходы  на текущий ремонт флота, платежи  в бюджет по инвалютным расходам;

- на воздушном  - текущий ремонт самолетного  парка, аэропортовые расходы; 

- на автомобильном  - текущий ремонт и техническое обслуживание;

- на трубопроводном - потери газа и нефти в газо-нефтепроводах.

Для определения плановой величины транспортных затрат используются:

- исходные  данные, содержащиеся в расчете  плана перевозок, материально-технического снабжения, плана по труду и финансам;

- оценка  экономической эффективности, достигнутой  в результате совершенствования  организации транспортной работы;

- анализ  зависимости между изменениями  в технике, технологии и организации  транспортной работы и величиной расходов на ее выполнение.

Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:

- от перевозок; 

- выполнения  погрузочно-разгрузочных операций;

- экспедирования  и прочих работ и услуг. 

Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.

В основе транспортного  тарифа лежит вид транспорта, класс  перевозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения  конкретного вида подвижного состава.

Тарифы  в зависимости  от степени регулирования  классифицируют на:

- фиксированные,  которые используются на железнодорожном  транспорте и устанавливаются  Министерством путей сообщения  РФ по согласованию с государственными  органами;

- регулируемые, которые предприятия транспорта  устанавливают самостоятельно с  учетом системы налогового регулирования доходов предприятия;

- договорные  тарифы устанавливаются по соглашению  с заказчиками исходя из необходимых  затрат на перевозки и уровня  рентабельности, регулируемого и  утвержденного государственными  органами (около 35% расходов);

- свободные  тарифы устанавливаются самостоятельно  с учетом спроса и предложения  на рынке транспортных услуг.  Решение об их введении принимают  государственные органы.

Прибыль транспортных предприятий отражает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций

Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии Налоговым кодексом РФ. Льготы при уплате налогов являются общими для всех отраслей экономики.

Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.

Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:

- платежи  в бюджет по основной деятельности  железных дорог определяются  централизовано;

- расчет  норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;

- в финансовый  план железнодорожного транспорта  включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных  дорог, больниц, учебных заведений и др.;

- наряду  с финансовым планом на железнодорожном  транспорте разрабатывается план  валютных операций, где отражаются  поступления средств и платежи  в иностранной валюте по перевозкам  грузов и пассажиров;

- в финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;

- нормативы  собственных оборотных средств  предприятий автомобильного транспорта  определяются раздельно по активам,  зависящим от роста производственных  затрат (ГСМ) и по активам, запасы  которых не связанны с ростом производственной программы;

Информация о работе Особенности организации финансов предприятий в сфере транспорта