Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:49, реферат
Особенности функционирования транспортных предприятий. Принципы организации финансов предприятий транспорта.
Особенности организации финансов предприятий в сфере транспорта
Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом. Транспорт, как отрасль экономики, включает: - железнодорожный; - автомобильный; - речной; - морской; - нефтепроводный; - воздушный.
Особенности функционирования транспортных предприятий:
- продукция
транспорта не имеет
- цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
- в качестве
единицы измерения
- продукция транспорта не накапливается в запасах, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов и должен учитывать пропускную способность дорог;
- транспорт
не добавляет и не создает
ничего вещественного к
- в составе
средств производства на
- характеризуется
неравномерностью
Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.
Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:
- погрузка грузов в подвижной состав;
- перемещение между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка в пункте назначения.
Каждый из этапов слагается из ряда операций. Погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации. Для перемещения выбирается тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, осуществляется контроль за движением подвижного состава. При выгрузке необходимо ознакомление грузополучателя с товаро-распорядительными документами, взвешивание и подсчет груза, выявление порчи или потерь.
Эффективность транспортного процесса зависит от продолжительности выполнения каждого элемента. Развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов. Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.
Особенности
и преимущества технико-экономических
характеристик видов
Железнодорожный транспорт:
- занимает ведущее место в транспортной системе страны, находится в собственности государства;
- регулярность грузовых и пассажирских перевозок не зависит от климатических условий, времени года и суток;
- высокая
пропускная и провозная
- невысокая
себестоимость перевозок,
Автомобильный транспорт:
- более высокая
маневренность и скорость
- дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;
- требует
небольших по сравнению с
- отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.
Речной транспорт:
- невысокая
себестоимость и большая
- невысокие
капитальные затраты, расход
- недостатками являются: несовпадение направления течения реки с грузопотоками, нерегулярность перевозок в течение года, меньшая скорость доставки;
- используется для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);
- эффективен
при совмещении с
Морской транспорт:
- дает возможность
обеспечить массовые
- низкая
себестоимость перевозок на
- меньшие
капитальные затраты по
Нефтепроводный транспорт:
- самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;
- наименьшие
капитальные вложения по
- большая
протяженность трубопроводов (
Воздушный транспорт:
- большая скорость, малые сроки доставки грузов и пассажиров;
- наиболее эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;
- используется в районах, где отсутствует наземный и водный
Высокий удельный
вес в себестоимости
К снижению себестоимости приводит:
- использование
мощных и экономичных
- автоматизация
и электрификация железных
- улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;
- механизация
погрузочно-разгрузочных работ;
- внедрение передовых методов организации перевозок и труда.
Основными показателями себестоимости перевозок являются:
- общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;
- экономия от снижения себестоимости;
- себестоимость
десяти приведенных тонно-
Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:
- на морском
и речном транспорте - расходы
на текущий ремонт флота,
- на воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;
- на автомобильном - текущий ремонт и техническое обслуживание;
- на трубопроводном - потери газа и нефти в газо-нефтепроводах.
Для определения плановой величины транспортных затрат используются:
- исходные
данные, содержащиеся в расчете
плана перевозок, материально-
- оценка
экономической эффективности,
- анализ
зависимости между изменениями
в технике, технологии и
Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:
- от перевозок;
- выполнения
погрузочно-разгрузочных
- экспедирования и прочих работ и услуг.
Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.
В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перевозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.
Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:
- фиксированные,
которые используются на
- регулируемые,
которые предприятия
- договорные
тарифы устанавливаются по
- свободные
тарифы устанавливаются
Прибыль транспортных предприятий отражает результаты эксплуатации транспорта, вспомогательных производств и хозяйств и прочих хозяйственных операций
Прибыль от эксплуатации транспорта определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.
Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии Налоговым кодексом РФ. Льготы при уплате налогов являются общими для всех отраслей экономики.
Прибыль, остающаяся в распоряжении транспортных предприятий, используется на развитие производственной базы, социальное развитие и материальные выплаты.
Распределение прибыли предприятий транспорта осуществляется по тем же принципам, что и в промышленности, но с учетом следующих особенностей:
- платежи
в бюджет по основной
- расчет норматива по форменной одежде на железнодорожном транспорте определяется как произведение стоимости одежды и среднего процента переходящей задолженности;
- в финансовый
план железнодорожного
- наряду
с финансовым планом на
- в финансовом плане предприятий речного и морского транспорта отражаются ассигнования из бюджета на государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по путевому хозяйству, содержание судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального хозяйства и разницы в тарифах по заграничным перевозкам;
- нормативы
собственных оборотных средств
предприятий автомобильного
Информация о работе Особенности организации финансов предприятий в сфере транспорта