Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:40, контрольная работа
Роль бухгалтерского учета в систем управления предприятием, задачи стоящие перед ним в условиях рыночных отношений, определяют актуальность темы данной работы.
Цель работы – рассмотрение особенностей национальной системы бухгалтерского учета в Российской Федерации, причин реформирования бухучета в РФ и перехода на международные стандарты финансовой отчетности.
Введение 3
1 Задачи, цели национальной системы бухучета в России и современные
требования к ней 5
2 Цели и причины реформирования бухучета в Российской Федерации и
перехода на международные стандарты финансовой отчетности 11
Заключение 17
Список использованных источников 20
Требование осмотрительности (осторожности) означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Одним из конкретных проявлений данного требования является отражение прибыли в учете только после совершения хозяйственных операций, а убытка — с момента возникновения предположения о возможности его появления. Для покрытия убытков предусматривается создание специальных резервов, например резервов по сомнительным долгам.
Требование приоритета содержания перед формой предполагает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания, а также условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи организацией крупных ссуд другим организациям не является незаконным. Однако если это происходит в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при убыточности ее деятельности, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.
Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Требование рациональности означает необходимость рационального, экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема информации для принятия решений.
Перечисленные выше требования должны применяться комплексно. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа [3, с.34].
2 Цели и причины реформирования бухучета в Российской Федерации и
перехода на международные стандарты финансовой отчетности
Внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России началось еще в 1992 году. Тогда была принята Государственная программа перехода России на систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отставал от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» была утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Основным направлением данной программы стало принятие Правительственной программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и в разработке концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Все это стало важным шагом на пути совершенствования бухгалтерского учета в России.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета РФ - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- формирование нормативной базы (стандарты);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи решаются следующие вопросы:
- переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
. - регулирования финансового учета;
- органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
- взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Применение МСФО позволяет сократить расходы на подготовку финансовой отчетности, облегчает анализ деятельности филиалов в различных странах, способствует оптимизации управленческих решений и привлечению финансов на международные рынки.
В крупных компаниях составление отчетности в соответствии с МСФО необходимо, если решения стратегического характера о развитии подразделений принимаются на уровне головной компании и требуется оценить результаты деятельности отдельных членов компании в сопоставимых величинах.
Следует отметить, что, по мнению специалистов, используя МСФО, крупные компании также руководствуются соображениями престижа и проводимой ими политикой информационной открытости в отношениях с заинтересованными пользователями, что повышает доверие к компании. В данном случае подготовка двух комплектов отчетности, по МСФО и стандартам США, не практическая необходимость, а условие доверия к компании со стороны инвесторов и кредиторов, поставщиков ресурсов и покупателей продукции [9, с.24].
Применение МСФО в полной мере отражает добровольный характер применения стандартов, повышает прозрачность финансовой информации об участниках рынка и способствует объединению экономик разных стран.
По данным Международной федерации бирж, объемы прямого иностранного инвестирования, торговля ценными бумагами, количество компаний, регистрирующих ценные бумаги на биржах мира, постоянно растут, поэтому крупнейшие биржи мира предъявляют различные требования к представляемой отчетности.
Условием для допуска иностранных и национальных компаний в листинги некоторых фондовых бирж является наличие финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, например, на биржах Австрии, Франции, Германии, Италии.
На других биржах для допуска в листинги разрешено представлять финансовую отчетность по МСФО наряду с финансовой отчетностью, подготовленной по национальным правилам, а национальные компании готовят финансовую отчетность в соответствии с национальными правилами. Такие требования установлены на биржах Австралии, Дании, Турции.
Некоторые биржи требуют от иностранных компаний представлять сверку показателей отчетности по МСФО с показателями отчетности по национальным правилам, например биржи Швеции, Испании, Швейцарии.
Эти требования направлены на защиту интересов иностранных компаний и привлечение их на национальные рынки. Они избавляют их от дополнительных затрат, которые неизбежны при подготовке нескольких комплектов финансовой отчетности.
Применение МСФО в данном случае обусловлено развитием финансовых рынков и способствует их интегрированию. При этом согласования национальных систем бухгалтерского учета и отчетности не происходит, я в процесс интеграции не включены национальные рынки капитала, объем торговли которых непривлекателен для иностранных компаний, а также финансовые рынки большинства развивающихся стран.
Создание стандартов, обеспечивающих допуск на финансовые рынки, образует дополнительные барьеры для компаний, финансовые рынки выделяются в самостоятельную систему с точки зрения использования финансовой информации, что может отрицательно повлиять на целостность мирохозяйственных связей.
Использование МСФО в качестве критерия допуска на финансовые рынки может не оправдать себя и потому, что существуют альтернативные способы привлечения финансирования. Кроме того, значительный объем операций с ценными бумагами осуществляется через внебиржевые рынки, требования которых к представлению информации минимальны или отсутствуют.
Таким образом, в данном случае применение МСФО, по нашему мнению, не является перспективным с точки зрения целей гармонизации бухгалтерского учета и отчетности, но остается одним из основных средств координации и регулирования деятельности финансовых рынков в международных масштабах.
Преимуществом использования МСФО является создание барьера на пути спекулятивного капитала, сдерживание колебаний рынка и содействие международной экономической интеграции.
В настоящее время международные стандарты в основном используются крупными российскими компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками. Применение МСФО будет развиваться по мере осознания российскими компаниями выгод от использования международных стандартов: оптимизация процесса принятия решений, повышение доверия со стороны контрагентов и кредиторов и т. д.
В соответствии с приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н (п. 142) «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, должны готовить отчетность в соответствии с МСФО [9, с.14].
Полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО является тупиковым путем развития, поскольку в ее основе лежит игнорирование системы бухгалтерского учета конкретной экономической ситуации, прикладного характера этой системы.
В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МФСО - их адаптация. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, следовательно, приближает экономическую интеграцию, гармонизацию систем учета и отчетности. При этом особенно важно, чтобы в результате адаптации данные финансовой отчетности российских и иностранных компаний стали сопоставимыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы констатируем, что современные требования к национальной системе бухгалтерского учета в России, регламентированные различными нормативными документами, сводятся к следующему.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: полноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из специфики деятельности и величины организации).
4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
<Информация о работе Особенности национальной системы бухгалтерского учета в России