Особенности национальной системы бухгалтерского учета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Роль бухгалтерского учета в систем управления предприятием, задачи стоящие перед ним в условиях рыночных отношений, определяют актуальность темы данной работы.
Цель работы – рассмотрение особенностей национальной системы бухгалтерского учета в Российской Федерации, причин реформирования бухучета в РФ и перехода на международные стандарты финансовой отчетности.

Содержание

Введение 3
1 Задачи, цели национальной системы бухучета в России и современные
требования к ней 5
2 Цели и причины реформирования бухучета в Российской Федерации и
перехода на международные стандарты финансовой отчетности 11
Заключение 17
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

МСФО и особенности бухучета в РФ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Требование осмотрительности (осторожности) означает боль­шую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская со­здания скрытых резервов. Одним из конкретных проявлений дан­ного требования является отражение прибыли в учете только после совершения хозяйственных операций, а убытка — с момента воз­никновения предположения о возможности его появления. Для покрытия убытков предусматривается создание специальных ре­зервов, например резервов по сомнительным долгам.

Требование приоритета содержания перед формой предполагает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности дол­жны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания, а также условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи организацией крупных ссуд другим организациям не является незаконным. Однако если это происходит в период неустойчивого финансового состояния орга­низации, особенно при убыточности ее деятельности, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каж­дого месяца.

Требование рациональности означает необходимость рациональ­ного, экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности, величины организации и объема ин­формации для принятия решений.

Перечисленные выше требования должны применяться комп­лексно. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа [3, с.34].

 

 


2 Цели и причины реформирования бухучета в Российской Федерации и

перехода на международные стандарты финансовой отчетности

 

Внедрение международных стандартов финансовой от­четности (МСФО) в России началось еще в 1992 году. Тогда была при­нята Государственная программа перехода России на систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Изменение системы общественных от­ношений, а также гражданско-правовой среды предопределя­ет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной систе­мы бухгалтерского учета отставал от общего процесса экономи­ческих реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бух­галтерского учета в соответствии с международными стандар­тами финансовой отчетности. «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стан­дартами финансовой отчетности» была утверждена постанов­лением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Основ­ным направлением данной программы стало принятие Правительственной программы реформирования бухгалтер­ского учета в соответствии с МСФО и в разработке концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Все это стало важным шагом на пути совершенствования бухгалтер­ского учета в России.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета РФ - приведение национальной системы бухгалтерского учета в со­ответствие с требованиями рыночной экономики и междуна­родными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Рос­сии с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понима­нии и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтер­ского учета в соответствие с требованиями рыночной эконо­мики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным на­правлениям:

- совершенствование нормативного правового регулиро­вания;

- формирование нормативной базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специа­листов бухгалтерского учета);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с на­циональными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответст­вующей деятельности).

Цель нормативного регулирования бухгалтерского уче­та состоит в обеспечении доступа всем заинтересо­ванным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи решаются следующие вопросы:

- переориентации нормативного регулирования с учетно­го процесса на бухгалтерскую отчетность;

. - регулирования финансового учета;

- органичного сочетания нормативных предписаний фе­деральных органов исполнительной власти с профессиональ­ными рекомендациями;

- взвешенного использования международных стандар­тов в национальном регулировании.

Важной составляющей нормативного обеспечения явля­ется сохранение стабильности развития системы бухгалтер­ского учета. Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и ус­пешного выполнения системой бухгалтерского учета прису­щих ей функций в конкретной экономической среде.

Будет обеспечена непротиворечивость российской систе­мы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосу­ществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры коррек­тировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пе­ресмотрены допустимые способы оценки имущества и обя­зательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Применение МСФО позволяет сократить расходы на под­готовку финансовой отчетности, облегчает анализ деятель­ности филиалов в различных странах, способствует оптими­зации управленческих решений и привлечению финансов на международные рынки.

В крупных компаниях составление отчетности в соответ­ствии с МСФО необходимо, если решения стратегического характера о развитии подразделений принимаются на уровне головной компании и требуется оценить результаты дея­тельности отдельных членов компании в сопоставимых вели­чинах.

Следует отметить, что, по мнению специалистов, используя МСФО, крупные компа­нии также руководствуются соображениями престижа и про­водимой ими политикой информационной открытости в отно­шениях с заинтересованными пользователями, что повышает доверие к компании. В данном случае подготовка двух ком­плектов отчетности, по МСФО и стандартам США, не практи­ческая необходимость, а условие доверия к компании со сто­роны инвесторов и кредиторов, поставщиков ресурсов и покупателей продукции [9, с.24].

Применение МСФО в полной мере отражает доброволь­ный характер применения стандартов, повышает прозрач­ность финансовой информации об участниках рынка и способ­ствует объединению экономик разных стран.

По данным Международной федерации бирж, объемы прямого иностранного инвестирования, торговля ценными бумагами, количество компаний, регистрирующих ценные бумаги на биржах мира, постоянно растут, поэтому крупнейшие биржи мира предъявляют различные требования к пред­ставляемой отчетности.

Условием для допуска иностранных и национальных компаний в листинги некоторых фондовых бирж является на­личие финансовой отчетности, подготовленной в соответст­вии с МСФО, например, на биржах Австрии, Франции, Герма­нии, Италии.

На других биржах для допуска в листинги разрешено представлять финансовую отчетность по МСФО наряду с фи­нансовой отчетностью, подготовленной по национальным правилам, а национальные компании готовят финансовую отчетность в соответствии с национальными правилами. Та­кие требования установлены на биржах Австралии, Дании, Турции.

Некоторые биржи требуют от иностранных компаний представлять сверку показателей отчетности по МСФО с пока­зателями отчетности по национальным правилам, например биржи Швеции, Испании, Швейцарии.

Эти требования направлены на защиту интересов ино­странных компаний и привлечение их на национальные рын­ки. Они избавляют их от дополнительных затрат, которые неизбежны при подготовке нескольких комплектов финансо­вой отчетности.

Применение МСФО в данном случае обусловлено разви­тием финансовых рынков и способствует их интегрирова­нию. При этом согласования национальных систем бухгал­терского учета и отчетности не происходит, я в процесс интеграции не включены национальные рынки капитала, объем торговли которых непривлекателен для иностранных компаний, а также финансовые рынки большинства развива­ющихся стран.

Создание стандартов, обеспечивающих допуск на финан­совые рынки, образует дополнительные барьеры для компа­ний, финансовые рынки выделяются в самостоятельную сис­тему с точки зрения использования финансовой информации, что может отрицательно повлиять на целостность мирохозяй­ственных связей.

Использование МСФО в качестве критерия допуска на фи­нансовые рынки может не оправдать себя и потому, что суще­ствуют альтернативные способы привлечения финансирова­ния. Кроме того, значительный объем операций с ценными бумагами осуществляется через внебиржевые рынки, требо­вания которых к представлению информации минимальны или отсутствуют.

Таким образом, в данном случае применение МСФО, по нашему мнению, не является перспективным с точки зре­ния целей гармонизации бухгалтерского учета и отчетности, но остается одним из основных средств координации и регу­лирования деятельности финансовых рынков в международ­ных масштабах.

Преимуществом использования МСФО является создание барьера на пути спекулятивного капитала, сдерживание коле­баний рынка и содействие международной экономической ин­теграции.

В настоящее время международные стандарты в основ­ном используются крупными российскими компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками. Применение МСФО будет разви­ваться по мере осознания российскими компаниями выгод от использования международных стандартов: оптимизация процесса принятия решений, повышение доверия со стороны контрагентов и кредиторов и т. д.

В соответствии с приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н (п. 142) «О Методических рекомендациях о по­рядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» акционерные общества, ценные бумаги кото­рых обращаются на фондовом рынке, должны готовить отчет­ность в соответствии с МСФО [9, с.14].

Полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО является тупиковым путем развития, поскольку в ее основе лежит игнорирование системы бухгалтерского учета конкретной экономической ситуации, прикладного ха­рактера этой системы.

В России выбран один из наиболее рациональных спосо­бов применения МФСО - их адаптация. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой ин­формации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, следовательно, приближает экономическую интегра­цию, гармонизацию систем учета и отчетности. При этом осо­бенно важно, чтобы в результате адаптации данные финансо­вой отчетности российских и иностранных компаний стали сопоставимыми.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы констатируем, что современные требования к национальной системе бухгалтерского учета в России, регламентированные различными нормативны­ми документами, сводятся к следующему.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обя­зательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утвержда­ется организацией на основе Плана счетов бухгалтерского уче­та.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйст­венных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обяза­тельств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на рус­ском языке.

3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций. Эта политика, как правило, предусматривает следующие требования: пол­ноту; своевременность; осмотрительность (не допускать скрытых резервов); приоритет содержания над формой (исхо­дить не столько из правовой формы, сколько из экономиче­ского содержания фактов); непротиворечивость (равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каж­дого месяца); рациональность (рациональное ведение бухгал­терского учета, исходя из специфики деятельности и величи­ны организации).

4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, свя­занные с капитальными и финансовыми вложениями, учиты­ваются раздельно.

<

Информация о работе Особенности национальной системы бухгалтерского учета в России