Особенности и проблемы объявления предприятия банкротом

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффективных методов его регулирования. В реальной экономике неопределенность становится источником либо выигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых предприятий образуется за счет убытков менее удачливых. Здесь следует иметь в виду не бухгалтерскую трактовку прибыли, а экономическую, учитывающую в затратах суммы, связанные со “стоимостью капитала”.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 4

1. Понятие и причины банкротства в рыночных условиях ………………… 4

1.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий . ……………………………………………………………. 6

1.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы ...……………………………… 14

2. Современная процедура банкротства, этапы её реализации…………… 17

2.1. Основы действующего законодательства российской федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий…………………………………… 17

2.2. Процедуры………………………………………………………………. 18

3. Особенности и проблемы объявления предприятия банкротом………. 19

3.1. Противоречия в Законе о банкротстве………………………………... 19

3.2. Несовершенство (произвольность) методики оценки платежеспособности предприятия…………………………………………………. 20

Заключение………………………………………………………………….. 23

Список использованной литературы……………………………………… 24

Работа содержит 1 файл

БанкротствРоссии.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

       Сложность состоит во взаимной зависимости  промежуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке от данного исходного явления к завершающему, но и цепочкам, инициируемым другими исходными явлениями.

       Можно представить себе подобные каналы в  виде сетей, в которых возникает множество путей от исходных экономических явлений к завершающему. Причем каждый из этих путей будет обладать разной интенсивностью воздействия на завершающее явление.

       Поэтому целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.

       2. Современная процедура банкротства,  этапы её реализации

       2.1. Основы действующего законодательства российской федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий

       В Российской Федерации процедура  банкротства предприятий осуществляется в соответствии с законом “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. 

       В настоящий момент наряду с Законом  РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” принят ряд нормативных документов, в которых разработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного состояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 “О продаже государственных предприятий-должников”, Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 “О дополнительных мерах по реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организаций”, распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (Федерального управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р “Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса”, распоряжение Федерального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, и распоряжение Федерального управления от 5 декабря 1994 г. № 98-р “Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления”.

       Исследование  и анализ основ действующего законодательства Российской Федерации, нормативных  актов по несостоятельности (банкротству) предприятий позволяет сделать  вывод о достаточности учета  и обобщения в них сложившейся  правовой практики западноевропейских стран.

       В то же время следует отметить и  некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские правовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведению антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая временная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; установление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приоритетности удовлетворения требований кредиторов; условия оказания государственной поддержки и др.

       В соответствии с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

       При этом данный Закон распространяется на предприятия, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, юридические лица или не образующие юридического лица предпринимателей, или граждан; а кредиторами считаются физические и юридические лица, имеющие имущественные требования к должнику и не являющиеся обладателями залоговых прав.  

       2.2. Процедуры  

       Несостоятельность (банкротство) считается имеющей место только после признания факта несостоятельности арбитражным удом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами и утверждается собственником.

       К должнику могут быть применены следующие  процедуры:

       1) реорганизационные; 

       2) ликвидационные;

       3) мировое соглашение.

       Реорганизационные или ликвидационные процедуры назначаются  по решению арбитражного суда.

       Реорганизационные процедуры направлены на поддержание  деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию (финансовое оздоровление).

       Внешнее управление имуществом представляет собой  процедуру, направленную на продолжение деятельности предприятия-должника и осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу. Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.

       Основанием  для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие  реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

       Санация (оздоровление предприятия-должника) —  это процедура, при которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами. Круг лиц, имеющих право заявлять в арбитражные суды ходатайство о проведении санации предприятий, является таким же, как и по процедуре внешнего управления имуществом.

       Основанием  для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания помощи этому предприятию собственником или иными лицами.

       К ликвидационным процедурам относятся  принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или  его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия в силу его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).

       Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником  и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

       Отличительная особенность процедур, указанных  в законе “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”, заключается в том, что проведение реорганизационных процедур не приводит к прекращению деятельности предприятия, а, наоборот, способствует ее продолжению, а ликвидация предприятия в силу его несостоятельности (банкротства) осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).

       При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований для их проведения арбитражный суд выносит определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации.

       Естественно, Закон не предусматривает механизм финансового анализа и таким образом нет четких рамок выбора той или иной антикризисной стратегии. Частично эта проблема разрешается в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий”, на основании которого Федеральное управление имеет право представлять в арбитражный суд заключение по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника и обращаться с заявлением о его пересмотре на базе выполненного им анализа деятельности предприятия.  

       3. Особенности и проблемы объявления  предприятия банкротом.

       3.1. Противоречия в Законе о банкротстве 

       В настоящее время основным  нормативным  документом,  регламентирующим процедуру  банкротства,  является  Федеральный  закон  “О  несостоятельности (банкротстве)” от  26  октября 2002  года.  Необходимость принятия  нового закона  была  обусловлена  несовершенством   Закона   «О   несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года.

       В Законе о банкротстве 1998 г. содержались  противоречивые  определения досудебной санации. Согласно ст. 2  досудебная  санация  представляла  собой меры  по  восстановлению  платежеспособности,   а   ст.   27   рассматривала досудебную санацию  как  мероприятие  по  предоставлению  финансовой  помощи должнику  третьими  лицами.  Закон  практически  не  регулировал  отношений, возникающих  между  должником  и  участниками  санации,  а  также  отношений участников  санации  между  собой.  Кроме  того,  предоставление  финансовой помощи для проведения досудебной санации  за  счет  федерального  бюджета  и государственных   внебюджетных   фондов   не   находит    своего    должного подтверждения при принятии  федерального  бюджета  на  соответствующий  год.

       «Закон о банкротстве 2002 г. также ушел  от  решения  вопросов,  связанных  с досудебной санацией. В законе имеются всего две  статьи  (30,  31),  которые полностью дублируют аналогичные статьи Закона о  банкротстве  1998  г.  (26, 27), не раскрывающие сущность досудебной  санации.  Для  реализации  мер  по предупреждению несостоятельности (банкротству), на  наш  взгляд,  необходимо определить  срок  проведения  досудебной  санации  (12  месяцев),  а   также ответственность ее участников» [14, стр. 46] 
 
 
 

       3.2. Несовершенство (произвольность) методики  оценки платежеспособности предприятия 

       Анализ  несостоятельности предприятия  проводится по следующей системе  показателей:

    - коэффициент текущей ликвидности (К1)

    - коэффициент обеспеченности собственными средствами (К2)

    - коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К3)

       Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие  признается неплатежеспособным, если выполняется одно из условий:

  1. Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2
  2. Коэффициент  обеспеченности собственными средствами – менее 0,1

       При неудовлетворительной структуре баланса  для проверки реальной возможности  у предприятия восстановить свою платежеспособность рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев. Если коэффициент восстановления платежеспособности меньше 1, то это свидетельствует о том, что у предприятия в течение ближайших 6 месяцев нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

       Методика, к сожалению, давно и неизменно используемая в предкритические и критические периоды жизни предприятия, страдает, с нашей точки зрения, очевидной необъективностью. Неясно, откуда берутся граничные значения для коэффициентов, не имеет смысла также векторный (по нескольким параметрам одновременно) способ суждения о возможности восстановления платёжеспособности.

       В приложениях А и Б приведены  Схема процесса осуществления банкротства в России и соответствующая Блок-схема.

         
 
 

       Заключение 

Информация о работе Особенности и проблемы объявления предприятия банкротом