Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель написания дипломной работы – проведение анализа системы управления финансовыми ресурсами в отделении Сбербанка РФ №8417 г. Заринска и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучение структуры финансовых ресурсов коммерческого банка.
2. Раскрытие классификации пассивных операций банка.
3. Рассмотрение понятия и сущности системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка.
4. Представить организационно- экономическую характеристику отделения Сбербанка РФ №8417 г. Заринска.
5. Провести анализ динамики и структуры собственных и привлеченных ресурсов отделения Сбербанка РФ №8417.
6. Оценить системы управления финансовыми ресурсами отделения ОСБ №8417.
7. Выявить пути совершенствования системы управления финансовыми ресурсами.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка……………………………………………………………...6
1.1 Деятельность коммерческих банков, как элементов кредитных отношений……………………………………………………............................6
1.2 Характеристика финансовых ресурсов коммерческого банка…………..12
1.2.1 Собственные ресурсы банка…...…………………………………………12
1.2.2 Привлеченные ресурсы банка…………………………………………….15
1.3 Оценка ресурсной базы коммерческого банка……………………………24
1.4 Понятие и сущность системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка……………………………………………………………28
2 Анализ ресурсной базы отделения Сберегательного банка №8417 г. Заринска и оценка эффективности системы ее управления …………………33
2.1 Организационно – экономическая характеристика отделения Сберегательного банка №8417 г. Заринска…………………………………….33
2.2 Анализ финансовых ресурсов ОСБ №8417 г. Заринска…………………42
2.2.1 Состав и структура ресурсной базы ОСБ №8417 ………………………42
2.2.2 Анализ динамики и структуры собственных финансовых ресурсов ОСБ №8417……………………………………………………………………….……44
2.2.3 Анализ структуры и динамики привлеченных ресурсов…………......48
2.2.4 Анализ направления использования финансовых ресурсов банка………………………………………………………………………..…….55
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами отделения Сбербанка №8417 г. Заринска ……………………………………………......61
3 Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами ОСБ №8417…………………………………………………………………………….66
3.1 Обеспечение системы управления необходимой информацией…………66
3.2 Совершенствование системы управления ОСБ №8417 через создания комитета по управлению финансовыми ресурсами…………………………...69
3.3 Формирование системы гарантирования депозитов в коммерческих банках………………………………………………….........................................73
Заключение …………………………………………………………………......83
Список использованной литературы………………………………………......86
Рисунок 2.10 - Структура кредитного портфеля Заринского ОСБ № 8417 на 1 января 2006 года по видам выданных кредитов
Общая сумма выданных кредитов юридическим лицам составляет 3497839 тыс. рублей (206 договоров). В сравнении с 2005г. объемы выдачи кредитов увеличились в 2,7 раза.
В рамках государственных программ, направленных на стабилизацию конъюнктуры российского продовольственного рынка и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, кредитование данной отрасли представляется перспективным.
Наряду с кредитованием юридических лиц ОСБ №8417 традиционно предоставляет потребительские кредиты населению: краткосрочные и долгосрочные.
В течение 2006 г. Заринским отделением Сбербанка №8417 было выдано: 6045 рублевых кредитов на сумму 74,5 млн. рублей, в том числе:
на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости – 160 кредитов на сумму 7,9 млн. рублей;
на неотложные нужды – 5 885 кредитов на сумму 66,6 млн. рублей;
180 валютных кредита на сумму 10 368 тыс. долларов США, в том числе:
- на приобретение, реконструкцию и строительство объектов недвижимости – 342 кредита на сумму 2 559,7 тыс. долларов США;
- на неотложные нужды – 1 838 кредитов на сумму 7 808,2 тыс. долларов США.
Таким образом, сумма выданных в 2006 году рублевых кредитов снизилась по сравнению с 2005 г. в 3,3 раза, валютных кредитов – в 3,2 раза, что обусловлено в значительной степени ограничениями на осуществление операций по кредитованию и повышением процентных ставок по кредитам.
Анализ структуры кредитов, выданных населению, показывает, что наибольшим спросом продолжают пользоваться кредиты на неотложные нужды, которые составляют по рублевым кредитам 89% от суммы выданных рублевых кредитов. За 2006 год сумма доходов от кредитования населения составила 99,7 млн. рублей. Удельный вес доходов от кредитования населения в общем, объеме доходов от кредитования составил по состоянию на 01.01.2007г. составил 44,6 %. Кредитование коммерческих сделок и физических лиц Отделом Сберегательного Банка г. Заринска осуществляется с учетом принципов кредитной политики банка, а также общих принципов кредитования: срочности, платности, возвратности, обеспеченности, целевого использования.
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами отделения Сбербанка №8417 г. Заринска
Под управлением финансовыми ресурсами ОСБ №8417 понимается процесс формирования и последующего регулирования такой структуры финансовых ресурсов, которая обеспечивает определение стратегий банка.
Целью управления ресурсами банка являются:
- защита акционеров и вкладчиков;
- подержание ликвидности на уровне, достаточном для покрытия потребностей денежных потоков;
- поддержание достаточной величины капитала для погашения любых деловых рисков.
Основными задачами управления активами и пассивами банка являются:
- управление краткосрочной и долгосрочной ликвидностью банка;
- поддержание и повышение рентабельности банка;
- управление достаточностью и структурой капитала;
- управление затратами банка;
- оптимизация и снижение налогового бремени;
- стабилизация или увеличение рыночной стоимости банка.
В настоящее время отделение Сбербанка №8417 рассматривает портфели активов и пассивов как единое целое, которое определяет роль совокупного портфеля банка в достижении его целей – высокой прибыли и приемлемого уровня рисков. Совместное управление активами и пассивами дает банку инструментарий для защиты привлеченных средств в виде депозитов от воздействия колебаний деловой активности, а также средства для формирования портфелей активов, которое обеспечивают реализацию целей банка.
При таком подходе управление финансовыми ресурсами банка обеспечивает достижение оптимальной структуры пассивов, обеспечивающих минимизацию затрат по привлечению источников финансирования.
Можно определить управление ресурсами ОСБ №8417 как базовой. Базовое управление ресурсами означает, что требования регулирующих органов, например, Банка России, принимаются руководством банка как внутренние ориентиры для достаточности капитала, ликвидности и чувствительности активов и пассивов к изменению процентных ставок и валютных курсов. Задачи управления концентрируются на установлении, количественном определении и анализе существующих рисков при имеющийся структуре баланса и поддержания ее на таком уровне, который не приводил бы к возникновению новых рисков. Руководство банка стремиться к ограничению деятельности на финансовых рынках для управления процентными и валютными рисками и концентрирует свои усилия не только на снижении рисков, но и на активном управлении ими. Однако базовое управление пассивами не отвечает требованиям конкурентной стратегии, что обычно свойственно банкам, которые следуют за изменениями окружающей среды.
Система управления ОСБ №8417 состоит из таких отделов банка, как плановый отдел, экономический отдел. Непосредственно осуществляет управление деятельностью банком и его финансовыми активами руководство банка в лице управляющего банком, его директором и акционерами.
Таким образом, специально созданной единицы для управления ресурсами банка в банке не создано. Также нужно уделить внимание информационному обеспечению управления в ОСБ №8417. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что необходимая информация для управления финансовыми ресурсами поступает в отделы банка, связанные с управлением, в основном из внутренних источников, что не обеспечивает управление точной и достаточной информацией систему управления.
Проведем оценку эффективности управления финансовыми ресурсами отделения Сбербанка №8417 г. Заринска в настоящее время. И определим направления по совершенствованию системы управления.
Эффективность системы управления финансовыми ресурсами банка определяется на основе следующих показателей:
Коэффициента эффективного использования привлеченных средств.
Коэффициента эффективности активных операций.
Уровень кредитного риска.
Стоимость привлеченных ресурсов.
Рентабельность активов.
Доходность активов.
Коэффициент кредитных операций.
Внутренняя стоимость банковских услуг.
Уровень затрат по резерву.
Таким образом, эффективность управления финансовыми ресурсами включает в себя эффективность использования привлеченных и собственных средств, то есть вложения их в активы банка.
Проведем расчет данных показателей по данным ОСБ №8417 в таблице 2.8 за три анализируемых года.
Таблица 2.8. – Оценка эффективности управления ресурсами банка, %
Показатели | 2004 год | 2005 год | Отклонения | 2006 год | Отклонения |
Коэффициент эффективного использования привлеченных ресурсов | 96,0 | 96,2 | +0,2 | 93,0 | -3,2 |
Уровень кредитного риска | 1,4 | 1,2 | -0,2 | 1,6 | +0,4 |
Стоимость привлеченных ресурсов, всего, в то числе: | 7,2 | 6,1 | -1,1 | 5,7 | -0,4 |
Стоимость вклада населения | 5,9 | 5,7 | -0,2 | 5,3 | -0,5 |
Стоимость привлеченных ресурсов юридических лиц | 1,6 | 1,4 | -0,2 | 1,1 | -0,3 |
Внутренняя стоимость банковских услуг | 4,0 | 4,4 | +0,4 | 6,2 | +1,8 |
Уровень затрат по резерву | 0,3 | 0,2 | -0,1 | 0,1 | -0,1 |
Рентабельность активов | 4,8 | 4,6 | -0,2 | 3,6 | -1 |
Коэффициент кредитных операций | 12,9 | 13,3 | +0,4 | 15,1 | +1,8 |
Коэффициент эффективности активных операций | 12,3 | 11,7 | -0,6 | 8,6 | -3,1 |
Доходность активов | 15,3 | 16,0 | +0,7 | 21,8 | +5,8 |
Представим наглядно динамику основных показателей на рисунке 2.11.
Рисунок 2.11- Динамика показателей эффективности использования финансовых ресурсов ОСБ №8417 за 2004-2006 гг., %
Таким образом, по данным расчетов видно, что эффективность управления финансовыми ресурсами банка незначительно снизилась за анализируемый период. Так, стоимость привлеченных ресурсов за три года снизилась до 5,7%, в том числе снизилась стоимость вкладов населения до 5,3%, а стоимость привлеченных ресурсов юридических лиц до 1,1%.
При этом наблюдается увеличение стоимости банковских услуг до уровня 6,2%. Снизилась эффективность активных операций с 12,3% в 2004 году до 8,6% в 2006 году. Рентабельность активов также снизилась до уровня 3,6% в 2006 году против 4,8% в 2004 году.
Отметим, что при негативной динамики показателей эффективности наблюдается рост доходности активов на 0,7% в 2005 году и на 5,8% в 2006 году, в основном за счет снижения стоимости активов, приносящих доход.
Уделим внимание кредитной политике ОСБ №8417, которая осуществляет процессом размещения финансовых ресурсов банка.
Кредитная политика определяет курс, которого придерживается банк в области кредитных операций, и представляет собой способ выполнения последовательно связанных действий, обеспечивающих снижение рисков в кредитной деятельности банка. Кредитная политика определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.
Кредитная политика обычно оформляется в виде письменно зафиксированного документа и включает в себя:
организацию процесса кредитования;
контроль над практической реализацией кредитной политики;
управление кредитным портфелем;
распределение полномочий;
текущая работа с кредитами;
классификация резервов.
Четкое и подробное описание кредитной политики имеет большое значение для любого банка. В нем раскрывается содержание всех процедур кредитования и обязанности сотрудников банков, связанных с этими процедурами. Соблюдение положений кредитной политики позволяет банку сформировать такой кредитный портфель, который способствует достижению целей, поставленных в банковской деятельности. Эти цели - обеспечение прибыльности банка, контроля над управлением рисками, соблюдение требований законов в области банковской деятельности. Кредитная политика систематически перерабатывается и дополняется, с тем, чтобы отражать как внутренние изменения в данном банке, так и изменения в банковской системе в целом.
Итак, по результатам проведенного исследования можно о том, что система управления финансовыми ресурсами ОСБ №8417 является эффективной, но за три года эффективность управления незначительно снизилась в результате недостаточности информации необходимой для управления, несовершенной организационной структуры управления и неэффективного типа управления.
3 Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами ОСБ №8417
3.1 Обеспечение системы управления необходимой информацией
Управление финансовыми ресурсами банка требует точной и достаточной информации как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.
Необходимую отделению ОСБ №8417 информацию можно представить следующим образом (таблица 3.1).
Таблица 3.1. – Необходимая информация для управления пассивами
Внешние источники | Внутренние источники |
Экономические отчеты: общие прогнозы; деловая активность в сфере услуг; международные аспекты. | Анализ увеличения пассивов; объемы и цены; сравнение с планом и данными за прошлые периоды; тенденции объема и спреда. |
Финансовые рынки: процентные ставки, валютный курс и цены акций; ситуация на вторичном рынке инструментов, выпущенных банков, и основными конкурентами; распределение кредитного риска на вторичном рынке; поводы для напряжения | Соответствие регулирующим нормам: капитал; ликвидность; пределы по несовпадению сроков; пределы по валютным позициям; соответствие внутренним целям финансовой структуры. Ожидаемые меры по приведению фактических данных в соответствие с внутренними и внешними нормами и целевыми значениями. |
Регулирование, налогообложение и учет: ожидаемое влияние изменений в регулировании на гибкость; издержки по изменениям в регулировании, налогообложении, учете; защита от неблагоприятных изменений | Позиция по процентному риску: текущая позиция; анализ чувствительности текущей позиции к изменениям в процентных ставках; ожидаемо изменение позиции от ожидаемого увеличения деятельности; |
Информация о работе Основы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка