Основы финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать понятие финансового рынка, изучить его структуру и механизм функционирования.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
изучить структуру финансового рынка, основные понятия, его основные функции;
классифицировать виды финансовых рынков;
описать основных посредников финансового рынка;
охарактеризовать особенности финансового рынка России;
рассмотреть общую характеристику Российского финансового рынка за первое полугодие 2009 года
проанализировать особенности рынка ценных бумаг в динамике развития финансового рынка в РФ за период 2006-2007гг;
рассмотреть состояние внутреннего валютного рынка в январе 2010 года

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………....3
1. Теоретические основы финансового рынка……………………………...………………….5
1.1. Финансовые рынки: основные понятия и функции………………………………....5
1.2. Классификация финансовых рынков…………………………………………………7
1.3. Основные посредники финансового рынка РФ…………..………………………...11
1.4. Особенности финансового рынка России…………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 83.56 Кб (Скачать)
  • паевой инвестиционный фонд (ПИФ) — обособленный имущественный комплекс,

состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФ не является юридическим лицом.

   Негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) создавались в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. НПФ должны были аккумулировать средства физических и юридических лиц, обеспечивать их наиболее эффективное и надежное размещения для

выплаты за счет этих средств пенсий. На начало 2006 г. в РФ было зарегистрировано около 300 НПФ.

   Негосударственные пенсионные фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании). НПФ имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ. Размещение средств пенсионных резервов в другие объекты осуществляется управляющей компанией по договору доверительного управления.

   Кредитные потребительские  кооперативы. Важное место на развитых финансовых рынках занимают общества взаимного кредитования. Кредитный потребительский

кооператив  граждан (кредитный кооператив) —  потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или другим признакам.

   КПК являются полноценным посредником  на финансовом рынке. Вкладчики могут получать проценты по своим средствам, сопоставимые с банковскими, а заемщики — платить проценты ниже среднерыночной с банковской ставки. Важное преимущество — упрощенная процедура выдачи кредита и меньший разрыв между процентами, поскольку отсутствует необходимость формирования фонда обязательного резервирования в ЦБ РФ. Однако существенный недостаток — полное отсутствие гарантии надежности КПК, поскольку он не контролируется ни ЦБ РФ, ни какой-либо другой специализированной структурой. 

    1.   Особенности финансового рынка России

     Взаимоотношения государства и финансового рынка  многоплановы. Государство может  выступать кредитором и заемщику устанавливать общие правила  функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

     Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от состояния фондового  рынка в значительной мере зависит  устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жёсткого контроля. Этими вопросами занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам в США или Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в России.

     Вместе  с тем международный финансовый кризис, начавшийся в 1997 г., наглядно продемонстрировал, что методы регулирования финансового рынка перестают соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых рынков.

     Финансовые  рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся взаимодействие финансовых рынков и возрастающие объемы перелива капитала повышают риск нестабильности ними опальных рынков и опасность  распространения ее на другие рынки. Поэтому роль органов государственного регулирования возросла с увеличением  финансовых потоков, расширением финансовых инструментов рынка, появлением новых  его участников.

     Так называемые новые финансовые рынки в развивающихся странах и странах с переходной экономикой имеют некоторые особенности. Для них в настоящее время существует больше возможностей привлечения внешнего капитала и информации об опыте других стран, чем в период формирования финансовых рынков развитых стран в прошлом. Поэтому процессы на новых рынках характеризуются резкими колебаниями и более быстрым темпом развития.

     В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость формирования такой структуры финансовых инструментов, которая обеспечивает переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных заемщиков, повышение эффективности притока свободных ресурсов и их вложение в проданные экономические проекты. В условиях, когда снижение конкурентоспособности государственных ценных бумаг создает реальные возможности для развития других финансовых инструментов, формируются предпосылки для выхода на российский Финансовый рынок корпоративных эмитентов.

     Произошла также переоценка роли финансового  рынка. Он не рассматривается в качестве локомотива дальнейшего развития экономики  в целом. Более того, становится все  очевиднее, что именно развитие реального сектора экономики, переход производителей к преимущественному использованию денежных форм расчетов должны стать прелюдией к эффективному расширению операций финансово-кредитных институтов с реальным сектором и последующему оживлению работы финансового рынка.

     К особенностям российского финансового  рынка относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережений и обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отношении рынка ценных бумаг государство не только исходит из потребностей экономики и доступности инвестиций, но и ориентируется на учет потребностей населения в целом. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции, а также деятельности финансовых пирамид, обманувших вкладчиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Финансовый  рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения  капитала между кредиторами и  заемщиками при помощи посредников  на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников  к заёмщикам и обратно.

    Основная  функция финансового рынка заключается  в мобилизации денежных средств вкладчиков для цели организации и расширения производства. Другая функция - информационная. Она состоит в том, что ситуация на финансовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же движение капитала на финансовом рынке способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку это стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

    Финансовый  рынок представляет собой очень  сложный механизм, который пока не описан ни одной теорией до конца. И, несмотря на некоторую неопределенность и множество методов анализа  рынка, фондовые ценности – наиболее привлекательный на сегодня «товар»  для множества инвесторов.

    Таким образом финансовый рынок представляется как эффективный механизм функционирования  экономики, инструмент мобилизации финансовых ресурсов и сбережений населения, оптимального перераспределения средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы  

  1. Федеральный закон  от 23.12.2003 № 181-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
  2. Федеральный закон от 23.11.2001 № 181-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  3. Боди З., Мертон Р. Финансы: Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2003
  4. Былиняк С.А. Формирующиеся финансовые рынки. М. 2006.
  5. Ковалева А. М. и др., Финансы – М., 2004г.
  6. Колб Р.В., Родригес Р.Д. Финансовые институты и рынки. М. 2003.
  7. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - М., 2006
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник под редакцией Дробозиной Л.А..– М.: 2003г.
  9. Финансы. Учебник для вузов под ред. проф. М.В. Романовского, О.В.
  10. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  11. Берлин С. И. Теория финансов: Учебник. – М., 1999 г.
  12. Минфин РФ. Официальный сайт http://www.minfin.ru
  13. Центральный Банк РФ. Официальный сайт http://www.cbr.ru
  14. Федеральная служба по финансовым рынкам http://www.fcsm.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. Классификация  финансовых рынков 
 

Информация о работе Основы финансового рынка