Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:00, доклад
Функционирование местных финансов связано с необходимостью обеспечения финансовыми ресурсами местных Советов и органов власти местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Украины (статья 140) «Местное самоуправление – это право территориальных коллективов (громад) самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ
Доклад по дисциплине «Финансы» на тему
«Основные проблемы местных финансов Украины и направления усовершенствования местного самоуправления»
Выполнил:
студент 3 курса группы 0502А
Тимахов Никита
Преподаватель:
Ходякова О. В.
Донецк – 2010
Функционирование местных финансов связано с необходимостью обеспечения финансовыми ресурсами местных Советов и органов власти местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Украины (статья 140) «Местное самоуправление – это право территориальных коллективов (громад) самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
Территориальное общество (громада) – совокупность людей, которая проживает на соответствующей территории и образует низовую административно-
В современных правовых государствах местные органы власти входят в общую систему государственного управления. Наблюдается тенденция роста государственных функций, которые передаются в компетенцию местных органов власти.
В 1985г. была подписана Европейская Хартия о местном самоуправлении, которая и заложила общеевропейские принципы организации местного самоуправления. В ноябре 1996г. к Европейской Хартии присоединилась и Украине.
Правовые основы функционирования местного самоуправления Украины определены:
1. Конституцией Украины (ст.7, ст.140-146);
2. Бюджетным кодексом Украины (от 21.07.2001г.);
3. Законом Украины «О местном самоуправлении» (от 27.05.97 г.);
4. Законом Украины «О системе налогообложения» (от 02.02.94 г.);
5. Декретом Кабинета Министров «О местных налогах и сборах».
Исторически первоначально возникли государственные финансы, местные финансы выделились в отдельную экономическую категорию позднее - два столетия назад.
Если причиной функционирования финансов вообще является:
- во-первых, возникновение государства,
- во-вторых, развитие товарно-денежных отношений,
то причинами возникновения местных финансов являются:
- наличие территориальных коллективов;
- развитие продуктивных сил в соответствии с законами развития
общества;
- выделение функций и задач, которые возлагаются на органы
местной власти;
- развитие демократических основ и рыночных отношений.
Целью финансовой деятельности местных органов власти являются:
- удовлетворение общественных интересов и потребностей;
- содействие социально-экономическому развитию регионов.
Задачи и функции местных органов управления можно разделить на 2 группы:
- задачи и функции, которые вообще переданы местным органам
власти, в пределах местных интересов и являются их неотъемлемой
компетенцией;
- задачи и функции, порученные местным органам центральной
властью, так называемые делегированные полномочия.
К компетенции местного самоуправления относятся: образование, охрана здоровья, благоустройство территории, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, водообеспечение, тепловое хозяйство, транспорт, решение экологических проблем и др.
В соответствии с объемами полномочий местных органов строится система местных финансов, т.е. определяется их величина в ВВП. В настоящее время через местные финансы перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов. Уровень муниципальных расходов в ВВП в Украине составляет 7-8%, в Швеции – 25%, в Дании – 20%, на Кипре – 1,4%. Уровень муниципальных расходов в совокупных государственных расходах составляет: в Украине – 30%, в Норвегии – 60%, в Литве – 59%, в Швеции –
36%, на Кипре – 4,1%.
Эти данные подтверждают, что местные финансы:
- важное звено финансовой системы государства;
- самостоятельная экономическая категория.
По своей экономической сущности «Местные финансы»– это система формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач как собственных, так и делегированных.
К основным направлениям усовершенствования системы местных финансов относятся:
а) Необходимость реформирования бюджетной системы в направлении укрепления финансовой независимости местных бюджетов, четкого разграничения функций между отдельными звеньями местных бюджетов, а, следовательно, и распределения доходов по уровням.
б) Необходимость территориального укрупнения органов местного самоуправления на уровне сел, поселков и городов районного значения.
Осуществить это возможно путем проведения административно- территориальной реформы с определением оптимального количества жителей территориального общества низшего уровня.
в) Усовершенствование бюджетного регулирования путем:
- разработки научных подходов к определению норм отчислений в
местные бюджеты от регулирующих общегосударственных налогов;
- установления обоснованных размеров дотаций, субсидий, субвенций.
г) Дальнейшее развитие системы местного налогообложения путем формирования стабильной доходной базы местных бюджетов на основе принятого Налогового кодекса. Для этого в налоговом кодексе должны быть
четко определены:
- во-первых, механизм расчетов по каждому налогу, их учет, перечень льгот и ответственность за нарушение бюджетной дисциплины;
- во-вторых, закрепленные источники доходов местных бюджетов.
Налоговый и Бюджетный кодексы необходимо взаимоувязать по доходам местных бюджетов.
д) Бюджетным кодексом не урегулированы межбюджетные отношения на уровне районного бюджета и бюджетов местного самоуправления (городов районного подчинения, сел и поселков). В соответствии со ст.73 Бюджетного кодекса запрещено предоставление кредитов одним бюджетом другому, что является причиной возникновения кассовых разрывов.
Механизм получения кредитов в банках не отработан, поскольку в бюджете местных органов не определены расходы на обслуживание кредитов. Эта проблема в данный момент обострилась в связи с переходом местных бюджетов на казначейское обслуживание по доходам и расходам. Казначейство не готово к решению этих задач, т.к. отсутствуют подготовленные управленческие кадры.
е) Проблема передачи собственности между уровнями бюджетов, которая возникла в результате реформы межбюджетных отношений. Решение этого вопроса позволит увеличить поступления в местные бюджеты.
ж) Неудовлетворительная работа на местах по вопросу продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения и сдачи в аренду.
з) Необходимо установить эффективный контроль за качеством исполнения бюджета и ликвидировать налоговую задолженность.
и) Требуют решения финансовые проблемы предприятий коммунальной формы собственности. Большинство этих предприятий находится на хозяйственном расчете, в случае необходимости получая дотации из местных бюджетов. Поэтому эти предприятия при увеличении тарифов на свои услуги должна учитывать следующие факторы:
- платежеспособность населения;
- возможности предоставления населению дотаций, субсидий
малообеспеченным гражданам.
к) Проблема специальных фондов органов местного самоуправления. Статья 13 Бюджетного кодекса определяет, что специальный фонд формируется «за счет конкретно определенных источников поступлений», которые определяются исключительно законами Украины. Такой подход образования специального фонда в составе местного бюджета осложняет не только процесс утверждения проекта бюджета в связи с отсутствием определения стабильных источников финансирования и их перечня в законодательстве, а и своевременность финансирования регионов из Государственного бюджета.
2