Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 11:51, доклад
Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 21 февраля 2008 г.
Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».
Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.
Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год
Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 21 февраля 2008 г.
Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».
Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.
Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.
Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.
Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.
Во-вторых, усиливается
роль таможенно-тарифной политики в
формировании трансграничных производственно-
В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.
В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В 2007 ГОДУ
В 2007 году развитие сферы внешней торговли характеризовалось высокой динамикой, усилением ее влияния на внутренние экономические процессы в стране.
Объем импорта товаров составил 199,7 млрд. долларов США против 137, 8 млрд. долларов США в 2006 году (рост - 144,9%), в том числе, из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ -29,8 млрд. долларов США. Объем поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины составил 488,0 млрд. руб. по сравнению с 341,6 млрд. руб. в 2006 году (рост - 142,9%).
В 2007 году были изменены ставки ввозных таможенных пошлин по 1570 тарифным позициям, из них 307 - товары сельскохозяйственной группы.
Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2007 году составила 11,25%, в 2008 году составит 11,17%. В случае присоединения в 2008 году Российской Федерации к ВТО, в 2009 году средневзвешенная ставка таможенного тарифа будет равна 11,15%, в 2010 году - 10,4%; в 2011 году - 9,55%. Одновременно, по условиям обязательств по связыванию ставок ввозных таможенных пошлин после присоединения к ВТО Россия вправе будет сохранять достаточно высокий уровень тарифной защиты (средневзвешенная ставка по окончании переходного периода на сельскохозяйственные товары - до 18%, промышленные - 7,6%).
Объем экспорта товаров в 2007 году составил 352,5 млрд. долларов США против 301,2 млрд. долл. США в 2006 году (рост 117%). Объем поступлений от взимания вывозной таможенной пошлины составил 1 834,9 млрд. руб.
Изменения ставок вывозных пошлин были осуществлены по 63 позициям, без учета нефти и нефтепродуктов. По нефти и нефтепродуктам (73 позиции) ставки пошлин изменялись в соответствии с законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» каждые 2 месяца. С целью защиты внутреннего рынка и предотвращения роста цен были введены вывозные таможенные пошлины на пшеницу и ячмень в размерах 40 и 30 процентов соответственно.
Объем тарифных льгот в 2007 году составил при импорте - 30,4 млрд. руб. (6,2% объема поступлений от ввозных таможенных пошлин), при экспорте - 94,7 млрд. руб. (5,2% объема поступлений от вывозных таможенных пошлин).
Проводимая в 2007 году тарифно-таможенная политика базировалась на Основных направлениях таможенной политики на 2008-2010 годы, одобренных Правительством Российской Федерации 2 марта 2007 года. Из предусмотренных мероприятий выполнены следующие.
ПРИОРИТЕТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
Цель таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе - содействие диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Задачи таможенно-тарифной политики:
Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики.
Первое - стимулирование переноса производств на территорию России путем дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров.
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации (переносу) производств на территорию России.
Вместе с тем, такие факторы, как:
В среднесрочной перспективе для стимулирования переноса производств в Россию:
Эффективность такого подхода подтвердила практика реализации постановления Правительства Российской федерации от 29 марта 2005 года # 166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», которое было принято с учетом интересов как потенциальных инвесторов, так и российских производителей автокомпонентов.
Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров (для режима «промышленная сборки», или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений) будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть, без требований по «локализации» производства.
Ограничением для дифференциации ставок пошлин в зависимости от предназначения товаров является правовая неопределенность в статусе товаров для таможенных целей (если он декларируется таможенным органам по пониженной ставке таможенной пошлины как предназначенный для промышленной сборки). Для расширения практики дифференциации пошлин на условиях, соответствующих правилам ВТО, необходима четкая регламентация правовых последствий для декларанта, если при импорте товаров им выбирается более низкая ставка пошлины.
Будут внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.
Второе - усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.
Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.
Информация о работе Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год