Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:49, контрольная работа
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Признаки финансов:
1. Понятие и сущность финансов 3
2. Этапы развития финансов в России 4
2.1.Первый этап развития финансов 4
2.1.1.Основные общегосударственные фонды 5
2.1.1.1. Государственный бюджет 5
2.1.1.2. Фонд государственного имущественного и личного страхования. 7
2.1.1.3. Фонд государственного социального страхования 7
2.2. Второй этап развития финансов 10
3. Основные выводы 16
Библиографический список 17
- создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники, расширению производства;
- введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использовании фондов;
- повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
Стремясь изменить положение, государство в 80-е гг. осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и второй моделей хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.
2.2. Второй этап развития финансов
К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т. д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т. д.
Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.
В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.
В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% ВВП.
С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по источникам финансирования. Так, доля централизованных источников, в том числе федерального и местных бюджетов, составила 33%, а собственных средств предприятий — 59%.
За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предприятиями.
Погашение государственного долга в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями.
Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики.
Финансовая и денежно-кредитная политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации.
С точки зрения образования доходов произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли в ВВП в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда — 30%.
В 1995 г. возросла доля чистого экспорта в структуре ВВП, что отражает повышение роли экспортно ориентированных производств.
В 1995 г. были приняты меры по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп в целях концентрации собственности в центральных компаниях.
1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оставались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевременности выплаты зарплаты, пенсий и пособий.
В 1996 г. изменилось соотношение дебиторской и кредиторской задолженности по отраслям. В 1995 г. в электроэнергетике и строительстве дебиторская задолженность была выше, чем кредиторская, а к концу 1996 г. все отрасли являлись потенциальными должниками. В течение 1996 г. дебиторская задолженность росла более медленными темпами, чем кредиторская, что и привело к превышению кредиторской задолженности над дебиторской. В сельском хозяйстве кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,6 раза, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — в 1,2 раза.
В 1996 г. более активно применялся в денежном обороте вексель. На 1 января 1996 г. в обращении находилось векселей, обеспечивающих задолженность покупателей, на сумму 3 трлн. руб., а на конец года — в 2,7 раза больше. Однако отсутствие практики учета векселей коммерческими банками и их переучета в ЦБ РФ негативно влияли на их обращение.
В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию российского законодательства. Была принята серия указов Президента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблема реструктуризации задолженности. Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ.
В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля. В качестве главных приоритетов были определены:
• контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
• контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное довольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП производилось в негосударственном секторе.
Продолжалась политика освобождения производственного сектора от расходов на содержание социальной сферы, ее муниципализация, а также политика ликвидации “перекрестного субсидирования” в отраслях естественных монополий, когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и отдельных категорий потребителей.
Основное содержание государственного финансового регулирования в 1997г. — ремонетизация экономики, подготовка и начало структурных реформ предприятий, жилищно-коммунальной сферы, пенсионной системы. Основные задачи в макроэкономической сфере — сокращение процентных ставок до 20—25%, вытеснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение денежной массы в обращении. На этой основе — обеспечение оживления производства.
В 1997 г. не произошло повышения собираемости налогов, хотя основной упор был сделан на косвенное налогообложение. Удалось несколько ограничить масштабы внутренних заимствований и использовать как альтернативу внешние заимствования. Значительное отставание в исполнении бюджета привело к необходимости его фактического секвестирования, несмотря на то, что закон о секвестре бюджета принят не был. Продолжилась реструктуризация долгов предприятий. Были приняты нормативные акты, регулирующие управление государственными пакетами акций. Произошел значительный рост иностранных портфельных инвестиций и курсовой стоимости акций российских предприятий. Проводились денежная приватизация ряда крупных предприятий, структурная перестройка в отраслях естественных монополий, вводились новые механизмы ценообразования, снижались масштабы перекрестного субсидирования.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. Главной целью макроэкономического регулирования становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Однако решение этих задач осложняется имеющимися диспропорциями в денежно-кредитной и финансовой сферах, низким уровнем внутреннего спроса, предъявляемого как со стороны государства, так и со стороны домашних хозяйств и частного сектора.
В целях концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и обеспечения полноты финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий производится сокращение количества федеральных целевых программ.
Большое воздействие на реформирование финансов оказывает государственная политика заимствований на рынке капиталов. После объявления 17 августа 1998 г. внутреннего дефолта произошли качественные изменения в регулировании рынка государственных ценных бумаг.
Социально-экономическое развитие РФ в 1999 г. направлено в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата за счет использования льгот при налогообложении прибыли, направляемой на инвестиционные цели, прекращение спекулятивных операций на рынке государственного долга, приводящих к оттоку капиталов от реального сектора экономики и высоким процентным ставкам по кредитам банков.
3. Основные выводы
Анализируя историю возникновения и становления финансов можно выделить два основных этапа их развития как исторической категории.
Первый этап – докапиталистическая формация. В это время возникает государство, и в силу политических и экономических причин происходит отторжение царствующего монарха от казны. Появляются денежные отношения и начинает развиваться товарное производство. Налоги перестают собираться в товарной форме и становятся главным источником формирования первого фонда государства – бюджета, происходит зарождение и становление финансовых отношений.
Второй этап – капиталистическая формация. Этот период характеризуется бурным развитием товарно-денежных отношений, которые приобретают всеобъемлющий характер. Основные финансовые ресурсы капиталистических государств концентрируются в бюджете. А далее государство начинает аккумулировать средства не только в бюджетной системе, но и во внебюджетных, страховых и ссудных фондах. Развитие получают финансы предприятий, на которых также происходит образование фондов денежных средств.[1]
Библиографический список:
1. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: «Финансы и статистика», 2003. – С.3 – 14.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под ред. проф. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – С.87-92
3. Финансы: Учебник / под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: Высшее образование, Юрайт – издат, 2009. – С.25
17
[1] Финансы: Учебник / под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: Высшее образование, Юрайт – издат, 2009. – С.25
Информация о работе Основные этапы развития финансов в России