Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:57, контрольная работа
Надежность всеобщего экономического эквивалента, коим являются деньги, волнует человечество со времени их появления. С началом обращения бумажных денег и распространения ценных бумаг проблема фальшивомонетничества надолго, если не навсегда, вошла в нашу жизнь.
Коль скоро печатная форма едина, в оттисках орловской печати никогда не наблюдается смещений участков с разной окраской относительно друг друга. В то же время в местах перехода от одного цвета к другому при увеличении можно видеть, что краски как бы смешиваются, образуя небольшой участок «переходной» окраски. Кроме того, являясь все же разновидностью высокой печати, орловская печать несет в себе особенности, присущие данному способу, а именно следы выдавливания краски на краях печатающих элементов.
Все эти особенности достаточно хорошо видны на рис. 73.
Надо сказать, что в современном производстве документов используются и другие технологии, позволяющие получать многокрасочное изображение с единой печатной формы. Однако в них оттиски наносятся не с форм высокой печати, а с других — например, глубокой. В таких случаях иногда говорят об «эффекте орловской печати». Некоторые из подобных технологий будут рассмотрены ниже.
Типоофсет, как видно из названия,
сочетает в себе две технологии:
печатная форма является формой высокой
(типографской) печати, а на бумагу изображение
переносится через
Это сочетание и определяет особенности, выявляемые в документах, изготовленных этим способом. С одной стороны, использование формы высокой печати обусловливает выдавливание краски на краях печатающих элементов. С другой, наличие промежуточного носителя — офсетного цилиндра — означает, что отсутствует деформация бумаги от давления (натиска) печатной формы.
На рис. 74 проиллюстрированы указанные особенности оттиска, выполненного типоофсетным способом.
Иногда в литературе типоофсет называют высоким офсетом, имея в виду форму высокой печати. Встречается также название сухой офсет, то есть, не требующий увлажнения, в отличие от плоской офсетной печати. Последний термин, однако, не совсем корректен, так как им обычно обозначают другую технологию.
Металлография — это разновидность прямой глубокой печати, которая является признанным и одним из наиболее мощных средств полиграфической защиты документов.
Печатная форма в
Эту технику называют еще резцовой гравюрой. Однако в промышленности обычно используются не оригинальные гравюры (выполненные гравером от руки), а их гальванопластические копии. Применение гальванопластики позволяет получать практически идентичные копии оригинальных гравюр, что и позволяет использовать металлографию для печатания больших тиражей документов — денежных знаков, ценных бумаг и другой подобной продукции.
При этом характер передачи полутонов в изображении принципиально отличается от используемого в «классической» ракельной глубокой печати. В металлографии изображения обычно штриховые, а не растровые. Полутона здесь передаются, во-первых, за счет изменения ширины штрихов, а во-вторых, за счет различной глубины элементов печатной формы и, соответственно, толщины красочного слоя на оттиске.
Кроме того, в металлографской печати для нормальной передачи вязкой краски из глубоких печатающих элементов формы на бумагу требуется очень высокое давление.
По этим причинам в оттисках, полученных
способом металлографии, образуются штрихи,
отличающиеся значительным рельефом.
С одной стороны, рельеф обусловлен
высоким давлением (поверхность
штриха становится выпуклой даже без
краски), а с другой – на эту
выпуклую поверхность наносится
довольно толстый слой вязкой краски.
Кроме того, на оборотной стороне оттиска образуется вогнутый рельеф за счет вдавливания бумаги в углубленные элементы печатной формы. Рис. 75 как раз и показывает эти особенности металлографских оттисков.
Есть еще ряд особенностей, присущих металлографии. Для удержания краски в печатающих элементах формы, имеющих большую площадь, их разбивают на более мелкие участки. При этом в оттисках обычно отображается структура в виде сеток различной плотности — «частые» или «редкие». Таковы, например, структуры штрихов в крупных надписях на долларах США (рис. 76а) или в рисунке талонов на проезд в московском городском транспорте (рис. 76б).
Для изготовления документов применяется также многоцветная металлография. В этом случае, подобно орловской печати, все краски на оттиск наносятся с единой печатной формы. Поэтому в оттисках можно наблюдать, во-первых, особенности, характерные для металлографии (рельеф с лица и оборота), а во-вторых, «эффект орловской печати», то есть отсутствие смещений и разрывов на границах участков различной окраски. Только в случае многоцветной металлографии зоны, где краски смешиваются, могут быть как очень узкими (рис. 77а), так и довольно широкими (рис. 77б).
Ирисовая печать, собственно, не является
способом печати, а представляет собой
особую технологию нанесения нескольких
красок на одну печатную форму (независимо
от ее вида — высокая или плоская).
При этом все краски также наносятся
на бумагу одновременно, однако их распределение
по поверхности формы
ПРОЧИЕ СПОСОБЫ
Помимо особенностей, обусловленных самим способом печати, к полиграфической защите относятся также особенности так называемой графической защиты, которые образуются при использовании специальных технологических приемов и сложных графических элементов. Некоторые из них рассматриваются в следующих разделах.
МИКРОПЕЧАТЬ
В качестве одного из наиболее распространенных средств графической защиты в документах используются микротексты — тексты, в которых размер знаков составляет менее 0,4 мм (обычно 0,2-0,4 мм). Этот элемент выполняется преимущественно способами металлографии и офсетной печати (или типоофсетом).
В содержание микротекста обычно включается
название страны, документа и (или) эмитента,
номинал (буквами или цифрами) и
некоторые другие обозначения.
Ассортимент микротекстов весьма обширен.
Чаще всего встречаются позитивные микротексты,
то есть выполненные темными знаками на
светлом фоне. Пример — доллары США, где
микротексты такого вида используются
в различных видах: строки текста в овальной
рамке (рис. 79а), внутри цифр номинала (рис.
796, в, г), а также в гильоширных рамках (рис.
79д). Все эти микротексты выполнены способом
металлографской печати.
Позитивные микротексты
Кроме позитивных, встречаются и микротексты, выполненные в негативном изображении (светлыми знаками натемном фоне). Их иногда еще называют выворотными. Пример негативного микротекста показан на рис. 82.
Все показанные выше микротексты можно
считать регулярными — все
знаки в них имеют одинаковую
высоту и ширину штрихов. Однако довольно
широко используются и другие виды
— например, с переменной толщиной
штрихов (рис. 83) или высотой знаков
(рис. 84). Такие микротексты используются
в качестве элементов оформления
документа и образуют различные
визуальные эффекты. На банкнотах украинских
гривен, например, изгибы строк микротекста
формируют рисунок более
Используют и такие комбинации начертаний, как плавный переход от негативного к позитивному (рис. 86). Иногда микротекст расположен не в каком-либо определенном месте (не локально), а «разбросан» на большом участке по фону документа, как на банкнотах датских крон (рис. 87).
Попытки имитации микропечати
Микротексты при подделке документов отображаются с различной степенью точности. В большинстве случаев, если речь идет о копировальных технологиях (репрографии) или о несложных полиграфических процессах, микротексты воспроизводятся со значительными искажениями.
Фрагмент поддельной банкноты, выполненной способом офсетной печати, показан на рис. 88. Здесь все основные изображения черного цвета на лицевой стороне воспроизведены при помощи растра, а микротекст внутри цифр «100» был отретуширован (прорисован) на этапе изготовления фотоформы.
Другой пример иллюстрирует подделку, когда микротекст достаточно хорошо читается, но и в этом случае мы видим, что знаки текста все-таки искажены (рис. 89).
Нечасто, но встречаются в практике и такие фальсификации, где микротекст вообще не соответствует по содержанию оригиналу Пример на рис. 90 иллюстрирует подделку акцизной марки, аналогичной показанной на рис. 81.
СОВМЕЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Еще одним из видов полиграфической
защиты считаются совмещенные
Первый наиболее распространен в одно страничных документах, особенно в банкнотах. Этот тип совмещенных изображений обычно называют непрерывными. Почему их называют именно так, видно из иллюстрации (рис. 91). За счет применения специальной технологии изображения у краев банкнот настолько точно совмещаются, что являются как бы продолжением друг друга — и по графике, и по цвету. Такую картину можно наблюдать, если согнуть банкноту кольцом или совместить верхний и нижний края двух одинаковых банкнот.
Совмещенные изображения другого типа — их называют еще знаками совмещения или просветивши регистрами — наблюдаются при рассматривании документа на просвет. Этот вид защиты также основан на применении специальных технологий, благодаря которым достигается почти идеальное совмещение изображений лицевой и оборотной сторон.
Обычно такие изображения
Имитация совмещенных
Поскольку в подавляющем большинстве
случаев при подделке документов
применяются упрощенные технологические
схемы, достичь хорошего совмещения
изображений лицевой и
В некоторых случаях, однако, получаются довольно неплохие результаты, например, как показано на рис. 93. Впрочем, такой эффект скорее возможен при единичных подделках или очень небольших тиражах. Массовые подделки вряд ли способны выдержать какую-либо критику.
Информация о работе Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг