Основные характеристики Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:05, реферат

Описание работы

В течение длительного времени в прошлом считалось, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого

Содержание

Введение……………………………………………………………….3-4

1. Понятие, принципы построения и значение бюджета………5-9
2. Основные характеристики бюджета…………………………10-15
3. Перспективы Развития Федерального бюджета……………15-18

Заключение…………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Министерство сельского хозяйства Пензенской области.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

    При исполнении  бюджета важное значение имеет  правильное и  экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований  утвержденного федерального  бюджета,  осуществляемое  по  бюджетной  росписи   доходов   и расходов - основному оперативному плану распределения доходов - расходов  по подразделениям  бюджетной  классификации  (разделам,   параграфам,   главам, статьям),  в  котором  проставляются  сроки  поступления  налогов  и  других

платежей и расходования бюджетных средств в течение  года. Бюджетная  роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии  с  которой потребители  бюджетных  средств  -  отраслевые  министерства   и   ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы,  т.е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

    Бюджетный процесс  предполагает балансирование государственных  доходов и расходов.

    Доходы бюджета  классифицируются:

. по источникам образования  они делятся на налоги с  юридических лиц, налоги с   населения,   займы,   поступления   от   реализации   государственной  собственности;

. по методам взимания - на налоговые и неналоговые  доходы;

. по видам налогов  -  на  акцизы,  НДС,  налог   на  прибыль  предприятий   и

   организаций, подоходный  налог с физических лиц и  др.

    Формирование  доходной части  бюджета  приобрело  в  настоящее  время  в  основном налоговый характер.

    Налоговые   доходы  -  это  обязательные,  безвозмездные,  безвозвратные

платежи в пользу бюджета.  Через  налоговые  платежи  мобилизуются  денежные средства в распоряжении органов государственной власти.

    Расходы   бюджета,  будучи  компонентом   общей  финансовой  категории -бюджета - представляют собой затраты,  возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты  выражают  экономические отношения, на    основе    которых    происходит    процесс    использования    средств централизованного  фонда   денежных   средств   государства   по   различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во  многих видах.  Каждый  вид  расходов   обладает   качественной   и   количественной характеристикой.   При    этом    качественная    характеристика,    отражая экономическую природу явления,  позволяет  установить  назначение  бюджетных расходов, количественная - их величину.

    Расходы  федерального бюджета РФ классифицируются:

. по своей  роли в  процессе  воспроизводства  -  на  затраты,  связанные   с

   финансированием     материального     производства     и      содержанием

   непроизводственной  сферы;

 . по функциональному назначению - на расходы на  финансирование  народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны  страны,  содержание аппарата управления, на  правоохранительную  деятельность  и  обеспечение безопасности,  на  фундаментальные  исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу,  на  расходы  по  обслуживанию  государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

     Все  расходы бюджета состоят из  текущих расходов и затрат  капитального

характера. Основная часть средств приходится на текущие  расходы,  включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных  служащих,  начисления на  заработную  плату,  платежи  по  внутренним  займам  и  государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы  включают  капитальные  вложения  в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт. Важный признак классификации расходов бюджета -  предметный.  При  это все  расходы  подразделяются  на  несколько  крупных  групп.  Как   правило, выделяются следующие группы расходов:

. финансирование  народного хозяйства;

. финансирование  социально-культурных мероприятий;

. финансирование  науки;

. финансирование  обороны;

. содержание  правоохранительных органов и  органов государственной власти  и управления;

. расходы по  внешнеэкономической деятельности;

. создание резервных  фондов;

. расходы по  обслуживанию государственного  долга;

. прочие расходы  и выплаты.[3]

    В   процессе   бюджетного   планирования    устанавливается    наиболее

целесообразное  соотношение между централизованными  и децентрализованными фондами  денежных  средств,  определяются   размеры   финансовых   ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий,  а  также  степень  участия предприятий  в  формировании  доходов  бюджетной  системы  и  прежде   всего федерального бюджета Российской Федерации.

   С точки зрения  целевого  использования  бюджетных средств наибольше значение для развития экономики имеют расходы на финансирование  капитальных вложений. Финансирование  капитальных вложений  -  предоставление  денежных средств  на  создание  новых,  расширение,   реконструкцию   и   техническое перевооружение   действующих    основных    фондов    производственного и непроизводственного назначения.  Бюджетное  финансирование  распространяется на  капитальные   вложения,   осуществляемые   в   государственном   секторе экономики. В связи с ограниченностью бюджетных  ресурсов  денежные  средства выделяются на ограниченный круг объектов,  вошедших  в  специальные  перечни строек, ежегодно обновляемые и утвержденные Министерством  экономики  РФ  по

согласованию  с Министерством финансов РФ и  другими министерствами.

    Важное  значение  имеет  социальная  направленность  бюджетных  средств. Культура в широком смысле - один из центральных  компонентов  экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей - главный  двигатель человеческого  прогресса.  В  социальной  политике  приоритеты  -  поддержка наименее защищенных  слоев  населения  (пенсионеров,  инвалидов,  студентов, малообеспеченных    семей),    а    также    функционирование     учреждений здравоохранения, образования и культуры.  Должны  быть  существенно  усилены гарантии  социальных  и  экономических  прав  граждан  России,   проводиться активная  социальная  политика,  обеспечивающая  адресную  защиту  социально слабых  слоев  населения,  обеспечено  эффективное  использование   денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

    Расходы   на  социально-культурные  мероприятия  связаны  с  выполнением государством  его  социальных  функций.  Расходы   на   социально-культурные мероприятия включают затраты на образование,  здравоохранение  и  физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру  и искусство, средство   массовой   информации.   Наибольшие   суммы    направляются    на финансирование образования.

    Основной  принцип  расходования  бюджетных   средств   -   строгое   их

регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе  расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

    Значительное  внимание уделяется социальной  защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры  по  повышению  минимального  уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на  питание детей  дошкольного  возраста,   школьников,   студентов,   по   упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений. Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения  предусматривает его поэтапное  реформирование,

введение многоканальности  финансирования,  выделение  лечебным  учреждениям средств в  зависимости  от  объема  и  качества  осуществляемых  медицинских

услуг.

    Расходы  на оборону вытекают из  функций   государства.  Общий  размер  и

уровень расходов на  оборону  зависит  от  различных  внутренних  и  внешних факторов:  международной  обстановки;  протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны;  современного  развития  военного дела и состояния  технической  оснащенности  армии  и  флота,  необходимости повышения уровня жизни личного  состава  и  проведения  социально-культурных мероприятий и Вооруженных Силах; экономических возможностей страны. Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития

комплекса  оборонной  промышленности,   поддержания   боеготовности   армии, продолжения разработки  новейших  образцов  вооружений,  а  также  усилением социальной  защищенности  военнослужащих  и  членов  их  семей,   повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом  других причин.

    Расходы  на управление включают в себя  следующие группы расходов:

. на содержание  правоохранительных органов, судов  и  органов  прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

. на  содержание  органов  государственной   власти.  Выступают  в  качестве

   финансовой  базы  деятельности  Федерального  Собрания  РФ,  администрации

   Президента  и Конституционного суда;

.  на  содержание  органов   государственной   власти.   Включают   затраты

   Правительства,  республиканских министерств и  ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов  Федерации  и  местного  самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

. на проведение  выборов и референдумов. Включают  в  себя  все  затраты   на выборы  народных  депутатов,  Президента,  народных  судей   и  проведения референдумов;

. прочие расходы,  проходящие по другим разделам бюджетных расходов.[4]

     Планирование  и финансирование расходов  на  управление  осуществляется так же, как и расходов на социально-культурные нужды.

    Наиболее  значительный рост  расходов  в  последние  годы  произошел   по

погашению и обслуживанию государственного долга и по расходам на  финансовую поддержку территорий. Осуществление   расходов   бюджета   производится   путем    бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

. достижение  максимального эффекта при минимуме затрат;

. целевой характер  использования бюджетных ассигнований;

. предоставление  бюджетных  средств  в   меру  выполнения  производственных  показателей и с учетом использования  ранее отпущенных ассигнований;

. безвозвратность  бюджетных ассигнований.

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы Развития Федерального бюджета.

Исполнение бюджета 2009 финансового года осуществлялось в  сложных кризисных условиях. Для  смягчения ситуации основной объем  расходов в 2009 г. был сохранен, несмотря на существенное снижение доходов.

Расходы федерального бюджета  на 2009 г. запланированы на уровне 9,93 трлн. руб., в январе-октябре исполнены  на 73,5% от плана. Дефицит федерального бюджета—2009 изначально прогнозировался  на уровне 8,3% ВВП, однако с учетом высоких  цен на нефть и проводимой курсовой политики удалось сократить дефицит бюджета до 6,9% ВВП.

В этом году из Резервного фонда в бюджет было направлено 2,8 трлн. руб. Если считать расходы из Фонда национального благосостояния в виде субординированных кредитов на поддержку банков, то с учетом квазифискальных расходов дефицит бюджета в этом году составит 7,4%. Это - неплохой результат для кризисного года, когда доходы бюджета упали более чем на 25% по сравнению с 2008 г.

Закон о федеральном  бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу.

Доходы бюджета планируется  получить в следующих размерах: в 2010г. — 6,950трлн. руб., в 2011 г. — 7,456 трлн. руб. и в 2012 г. — 8,070 трлн. руб. При  этом нефтегазовые доходы будут примерно составлять: 3,195трлн. руб., 3,312 трлн. руб. и 3,503 трлн. руб. соответственно.

Расходы федерального бюджета  должны составить: в 2010 г. - 9,887трлн. руб., в 2011 г. - 9,390 трлн. руб. и в 2012 г. - 9,681 трлн. руб.

Дефицит федерального бюджета  ожидается в 2010 г. в размере — 2,937 трлн. руб., или 6,8% ВВП. В 2011 г. он должен сократиться до 1,934 трлн. руб., или 4% ВВП, а в 2012г. — до 1,611 трлн. руб., или 3% ВВП.

На протяжении последних  десяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом, превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены на энергоносители.

Учитывая большую непредсказуемость  этих доходов, было принято решение  о том, чтобы использовать на расходы  бюджета только разумную часть нефтегазовых доходов, сберегая остальные для того, чтобы при резком падении цен на нефть бюджет смог бы продолжать оплачивать возникшие обязательства. Дополнительные доходы бюджета концентрировались в государственных фондах, сначала — в Стабилизационном фонде, затем — в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Наступивший кризис показал правильность и дальновидность такой бюджетной политики.

Сегодня цена нефти намного  ниже и экспорт уже не приносит прежних доходов, хотя по прогнозам  нынешняя цена на нефть может подрасти до 100 дол. за баррель и даже выше. Но маловероятно, что на высоком уровне она останется на длительное время. И для этого имеются веские причины.

Со следующего года планируется  начать использование резервов Фонда  национального благосостояния. За 2010 г., по прогнозам, потребуется взять из него 380 млрд. руб. При таких темпах расходования средств этого фонда хватит на 3-4 года, и в 2013-2014 гг. страна может остаться без резервов, но с большими объёмами социальных обязательств и государственного долга. Между тем главная задача федерального бюджета — безусловное выполнение взятых государством обязательств.

Вот почему необходимо, с  одной стороны, максимально эффективно и экономно расходовать имеющиеся  ресурсы, а с другой — изыскивать новые источники для бюджетных  поступлений. Дополнительные бюджетные доходы могли бы помочь не так быстро тратить имеющиеся резервы, обеспечить в большей мере финансирование расходов по индексации денежного довольствия военнослужащих, зарплат бюджетников и стипендиального фонда, расширить возможности решения многих неотложных задач социально-экономического развития страны.

Информация о работе Основные характеристики Федерального бюджета