Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:43, лекция
1. Финансовые ресурсы и капитал, классификация капитала.
2. Цена основных источников капитала, средневзвешенная и предельная цена капитала.
3. Леверидж в финансовом менеджменте
Тема 5: Основа управления капиталом предприятием.
1. Финансовые ресурсы
и капитал, классификация
2. Цена основных источников капитала, средневзвешенная и предельная цена капитала.
3. Леверидж в финансовом менеджменте
Капитал – это стоимость приносящая предприятию прибавочную стоимость или прибыль.
Финансовые ресурсы
Расходы – уплата налогов, дивидендов – средства расходуются и дохода не приносят.
Использование – затраты, направление финансовых ресурсов на проекты дающие прибыль - это капитал, т.е. то, что приносит прибыль.
Капитал – часть финансовых ресурсов.
Классификация капитала:
В настоящее время все
источники финансирования делят
1. собственные средства
2. заемные средства,
3. привлеченные средства,
4. бюджетные ассигнования.
Собственные средства предприятия включают:
- уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);
- выручка от продаж;
- накапливаемая чистая прибыль;
- резервы;
- прочие взносы юридических и физических лиц.
К заемным средствам относятся:
- кредиты банков;
- заемные средства, получаемые на фондовом рынке, от других организаций;
К привлеченным средствам относятся средства, которые временно находятся в обороте организации:
- кредиторская задолженность
Бюджетные ассигнования
II. По направлению вложений капитал можно подразделить на:
- авансированный, который направлен
на обеспечение текущей
- инвестированный (долгосрочные
вложения средств, связанных с
получением прибыли в
III. По оборачиваемости:
- внеоборотный
- оборотный.
Как было рассмотрено в первой лекции привлечение капитала из различных источников связано с определенными затратами, которые несет предприятие. Совокупность этих затрат представляет собой цену (стоимость) капитала фирмы.
Цена капитала – выраженная в процентах стоимость, которую предприятия должны заплатить за привлекаемый капитал.
Концепция цены капитала является одной из базовых концепций финансового менеджмента. Цена капитала характеризует уровень рентабельности инвестированного капитала, необходимого для обеспечения высокой рыночной стоимости предприятия. Этот показатель используется для постоянного контроля за уровнем эффективности текущей деятельности предприятия, в процессе оценки эффективности инвестиционных проектов и инвестиционного портфеля предприятия в целом.
Принятие многих решений в финансовом менеджменте (формирование политики финансирования оборотных активов, решение об использовании лизинга, планирование прибыли и др.) базируется на анализе цены капитала фирмы.
Цена капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, основными из которых являются следующие:
- общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;
- конъюнктура товарного рынка;
- средняя ставка ссудного процента;
- доступность различных
- рентабельность текущей
- уровень концентрации
- степень риска осуществляемых операций.
Определение стоимости капитала предприятия проводится в несколько этапов.
На первом этапе осуществляется идентификация основных компонентов, являющихся источниками формирования капитала. На втором – определяется цена каждого из источников в отдельности. На третьем – определяется средневзвешенная цена капитала предприятия.
Основными источниками, формирующими капитал предприятия, являются следующие:
- собственные источники –
- заемные средства –
- привлеченные средства – кредиторская задолженность.
Теперь рассмотрим порядок исчисления цены основных источников капитала.
I.Цена основных источников собственного капитала
Фирма может формировать собственный капитал, используя выпуск акций или свои доходы. Цена акционерного капитала фирмы равна доходу, который ожидается держателями акций на вложенный ими капитал.
Существует два основных метода определения доходов, ожидаемых инвесторами акционерного капитала: а) дисконтирование дивидендов и б) оценка вознаграждения за риск.
А) метод дисконтирования дивидендов.
Выплата дивидендов – это денежные потоки, которые достаются инвестору в порядке возмещения за использование его средств. Дисконтирование дивидендов предполагает, что рыночная стоимость акций определяется современной (текущей) стоимостью будущих выплат дивидендов. Основное предположение, на котором основывается метод дисконтирования дивидендов: максимальная цена, которую инвесторы готовы заплатить за акцию, - это современная (текущая) стоимость будущих дивидендов, которые они смогут получить. Этот метод основан на модели Гордона (бессрочного аннуитета) и цена акции определяется по следующей формуле:
Ро = ∑ Дn : (1+i)n
Модель Гордона имеет
Б) оценка вознаграждения за риск.
Премия за риск – это доход, требуемый инвестором сверх того уровня, который могут принести вложения, свободные от риска. Существуют инвестиции, которые считаются столь безопасными, что фактически не сопряжены с риском. Например, это вложения в государственные ценные бумаги США.
Теоретически доход, требуемый инвесторами от любой фирмы, составляет:
Общий Ставка дохода по свободным
Требуемый доход
=
от риска вложениям
На основе данного теоретического подхода была выведена модель определения цены активов (Capital Asset Pricing Model – CAPM). Эта модель определяет премию за риск компании, соотнося ее прошлые доходы с поведением рынка в целом. Это соотношение измеряется β-коэффициентом, показывающим ковариацию между динамикой курсов акций на фондовом рынке и динамикой курсов акций данной фирмы. Использование β-коэффициента основано на следующих положениях:
β-коэффициент = 0, данная ценная бумага является без рисковой (казначейские ценные бумаги);
β-коэффициент меньше 1. Стоимость акций фирмы будет изменяться в том же направлении, что и весь рынок, только не так значительно. Фирма имеет риск меньше, чем средний уровень риска по акциям, обращающимся на рынке;
β-коэффициент = 1. Изменение стоимости акций фирмы в точности соответствует средним условиям рынка. Фирма имеет риск равный среднему риску по акциям, обращающимся на рынке.
β-коэффициент больше 1. Стоимость акций фирмы будет изменяться в том же направлении, что и средний рыночный индекс, но в больших размерах. Фирма имеет риск больше, чем на рынке в целом.
Формула САРМ предполагает, что фирма компенсирует высокий риск высокими доходами, и наоборот, что является следствием умножающего эффекта β-коэффициента .
Модель САРМ можно представить следующим образом:
Пример 1. Безрисковая ставка на рынке составляет 8%, средняя доходность акций на рынке составляет 15%.
Фирма А имеет β-коэффициент 0,5. Тогда доходность акций фирмы, на которую будут ориентироваться участники фондового рынка будет составлять:
К = 0,08 + 0,5(0,15 – 0,08) = 0,115 (11,5%)
Где, К 1 – цена обыкновенных акций,
if - безрисковая доходность;
βt – коэффициент фирмы;
im - требуемая доходность акции, или ожидаемый рыночный доход.
эффективностью альтернативных источников вложения капитала. Оставляя эту прибыль на предприятии, менеджмент подписывается под тем, что гарантирует доходность более высокую, чем альтернативные, самые безрисковые, вложения.
II. Заемный капитал
Цена заемных средств.
Цена облигационного займа определяется уровнем купонного дохода.
Кредиты. Цена кредита определяется как %(1-n), где % - процент кредита, n-ставка налога на прибыль. (# 20%(1-0,24)=16%).
Кредиторская задолженность в пределах нормальных сроков является бесплатной. Цена кредиторской задолженности определяется уровнем штрафов и пеней, которое предприятие выплачивает за ее просроченную часть.
На основе цены отдельных источников капитала формируется средневзвешенная цена капитала (WACC).
Предельная цена капитала – та стоимость, которую предприятие в состоянии заплатить при сложившемся уровне эффективности вложения средств.
(# рентабельность – 20%, средневзвешенная цена капитала – 18%, Предельная цена капитала=рентабельности=20%).
3. Леверидж в финансовом менеджменте
Леверидж – процесс управления капиталом предприятия направленный на увеличение прибыли и повышение цены фирмы. Делится на два вида:
- финансовый леверидж;
- производственный (операционный) леверидж.
Финансовый леверидж – влияние на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала с разной ценой.
Пример: I. СК=10000, прибыль=1000 -> рентабельность:
ROE=(1000/10000)*100%=10%
II. СК=5000, ЗК=5000, прибыль=1000 -> рентабельность:
ROE=(1000/5000)*100%=20%
Коэффициент финансового левериджа:
Возрастание коэффициента финансового левериджа определяет рост степени финансового риска связанного с возможностью недостатка средств для выплаты дивидендов.
Уровень финансового левериджа:
где n – ставка налога на прибыль, Pk - экономическая рентабельность, Цкр - цена кредитов, проценты по кредитам, ЗК – заемные средства, СК – собственный капитал.
Уровень финансового левериджа
определяет увеличение или снижение
рентабельности СК в результате сложившегося
соотношения между
- дифференциал финансового
Пример:
1. При 20% и 16% 4% зарабатываем средства для выплаты дивидендов
2. При 20% и 25% -5% рентабельность СК уменьшается и идет отток денежных средств.
3. , (20%-16%) =+4%, т.е. привлекаемые заемные средства позволяют увеличить рентабельность СК на 4%.
4. , (20%-16%) =+8%, т.е. привлекаемые заемные средства позволяют увеличить рентабельность СК на 8%.
В примерах 3 и 4 скобка опущена, для простоты расчетов.
Производственный леверидж – это явление, при котором при незначительном изменении выручки от продаж, происходит более интенсивное изменение прибыли, при сложившейся структуре затрат.
.
Пример: Цена = 60 руб.
Переменные расходы = 45 руб.
Постоянные расходы = 30 тыс. руб.
И в стоимостном выражении
где - удельный вес переменных расходов в выручке.
Точка пересечения выручки и затрат называется точкой безубыточности (мертвой точкой, пороговая рентабельность).
Точка безубыточности – это такой
объем выпуска продукции, при
котором выручка равна
Расчет запаса финансовой прочности. Он показывает разницу между фактическим выпуском продукции и ее минимальной величиной.
ЗФПзапас финансовой прочности=Vafrnbx - Vmin
Его уменьшение говорит о росте риска потерь прибыли.
Уровень производственного левериджа:
Пример: Ц=60,
Переем.=45,
Пост.=30000,
Приб.=15000.
Уровень производственного левериджа определяет уровень риска потерь прибыли или ее увеличение, при изменении выручки.
Информация о работе Основа управления капиталом предприятием