Органы страхового надзора в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Содержание

1. Введение
2. Государственный страховой надзор ………………………………….6
3. Федеральная служба страхового надзора………………………………..7
4. Регулирующая роль государственного органа…………………………9
5. Ограничение, приостановление и отзыв лицензии……………………..12
6. Список использованной литературы…………………………………….20

Работа содержит 1 файл

kursovik финансы.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОГРАНИЗАЦИЯ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

 

 

 

Кафедра Финансы и кредит

 

Курсовая работа

по дисциплине

Финансы

на тему:

«Органы страхового надзора  в стране»

 

 

Выполнил:                                        студент группы ФК 101 Акопян А.М.

Проверил:                                                                              Щучкина А. В.

 

 

 

 

 

Тула

2012 
Оглавление

1. Введени

2. Государственный страховой надзор ………………………………….6

3. Федеральная служба страхового надзора………………………………..7

4. Регулирующая роль государственного органа…………………………9

5. Ограничение, приостановление и отзыв лицензии……………………..12

6. Список использованной литературы…………………………………….20

 

Введение

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической  системы общества.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное страхование в современных  условиях развития рыночной экономики  и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется1.

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных  интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 17 мая 2007 г.)2 закреплено правовое понятие страхования – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как  государственные, так и негосударственные  организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский  характер.

Государственное регулирование страхового рынка осуществляется различными способами. Для этого применяются экономические, налоговые и иные методы. Однако осуществление страхового надзора является одним из наиболее эффективных методов.

Надзор в сфере страхования может носить внутренний или внешний характер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно органами самой организации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний или государственный страховой надзор включает регулирование и контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно органами страхового надзора (на практике и регулирование, и контроль страхования частично осуществляются и без его участия - налоговыми органами, Центробанком и т.п.)3.

Необходимость государственного страхового надзора определяется важной ролью страхования в экономической жизни общества, связанной с ликвидацией последствий неблагоприятных событий и аккумуляцией инвестиционных ресурсов, а также потребностью защиты интересов страхователей4.

В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к

 

конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора — величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной  сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора; государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия по отдельным видам предпринимательской деятельности законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования5.

В работе будет рассмотрена история и правовые основы осуществления страхового надзора в Российской Федерации, принципы его осуществления, пределы полномочий органа, этот надзор осуществляющего, ­ Федеральной службы страхового надзора.

Целью работы является выявление места  государственного страхового надзора  в системе государственно-правовых институтов и его роли.

 

 

 

Государственный страховой надзор

 

Государственное регулирование страхового рынка осуществляется различными способами. Для этого применяются экономические, налоговые и иные методы. Однако осуществление страхового надзора  является одним из наиболее эффективных  методов.

Страховой надзор - контроль за деятельностью страховщиков уполномоченным государственным органом. В нашей стране страховой надзор выполняет три основные группы функций:

1)  лицензионные, включающие лицензирование  деятельности страховщиков и  страховых аудиторских компаний, регистрацию страховых брокеров и аттестацию страховых аудиторов;

2)  нормотворческие,  включающие  издание  подзаконных нормативных  актов по страхованию,  регистрирующих  деятельность страховщиков и  страховых аудиторов;

3)   контрольные,   включающие   непосредственный   контроль  за  финансовой   устойчивостью  страховщиков   и  деятельностью страховых компаний по исполнению ими требований нормативных актов и своих обязательств по договорам.

 

Надзор в сфере страхования  может носить внутренний или внешний характер. Внутренний надзор осуществляется непосредственно органами самой организации либо привлекаемыми за свой счет аудиторами. Внешний, или государственный, страховой надзор включает регулирование и контроль субъектов страхового рынка, осуществляемые исключительно органами страхового надзора.

 

 

 

 

Федеральная служба страхового надзора

 

     Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

ФССН выполняет следующие функции:

- осуществляет лицензирование  страховой деятельности;

- осуществляет проверку деятельности  страховых компаний;

- следит за платежеспособностью  страховых компаний;

- разрабатывает рекомендации по размещению страховых резервов;

- способствует расширению страхового  поля;

- (в ряде случаев) утверждает  тарифы страховых премий.

Структура службы

  1. Управление надзора и контроля.    (подразумевается контроль и надзор за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховщика, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств.)
  2. Управление предварительного контроля.     (На этапе предварительного контроля проводится анализ документов, представленных субъектами страхового дела для получения лицензии).
  3. Управление учета и экономического анализа
  4. Управление делами

Текущий контроль осуществляется путем  проведения проверок деятельности субъектов  страхового дела, их отчетности на предмет  достоверности и своевременности  представления, а также выявления  нарушений требований страхового законодательства, предъявляемых, прежде всего, к платежеспособности и обеспечению финансовой устойчивости субъектов страхового дела. Текущий контроль включает также ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений.

В целях повышения надежности страхового рынка, совершенствования законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора, Росстрахнадзором подписаны соглашения об информационном взаимодействии и сотрудничестве с Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной антимонопольной службой, а также готовится соглашение с МВД России. Такое взаимодействие позволяет осуществлять информационный обмен, консультации, совместные проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулирующая роль государственного органа

 

Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.

1. Регистрация тех, кто осуществляет  действия, связанные с заключением договоров страхования, — главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Западная практика обычно требует представить рекомендательное письмо от какого-либо известного лица в финансово-кредитной сфере. Не получив официального признания, страховое общество не может функционировать.

Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется  выдачей соответствующего разрешения или лицензии.

2. Обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается  страховой деятельностью, обязан  опубликовать проспект, содержащий  полную правдивую и четкую  информацию о финансовом положении  страховщика. Принцип гласности  проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность).

Чтобы не допускать ограничения  конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

3. Поддержание правопорядка в  отрасли. Орган государственного  страхового надзора может начать  расследование нарушений закона, принять административные меры  в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

 

Российского союза автостраховщиков (РСА) принял решение, что начиная с декабря союз будет карать страховые компании за каждое нарушение отдельно, причем сумма штрафа может достигать 100 тыс. рублей. Уже в этом году страховщики, которые не более десяти раз нарушили требования соглашения о прямом возмещении убытков (необоснованно отказались возмещать ущерб пострадавшему), будут платить по 30 тыс. руб. за каждое нарушение. Если же страховщик допустил больше десяти нарушений, он будет платить уже по 60 тыс. руб. за каждое.

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела в случаях, определенных в Законе об организации страхового дела, органом страхового надзора выдается предписание об устранении нарушения.

Предписание — это письменное указание органов страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Оно дается при нарушении страховщиками требований законодательства. Основания для выдачи предписания связаны со следующими видами нарушений.

  • По характеру деятельности страховой компании: осуществление видов страхования, не предусмотренных лицензией и приложением к ней, и на территории, в ней не заявленной.
  • Осуществление видов деятельности, запрещенных законодательством для страховых организаций: производственной, торгово-посреднической, банковской.
  • Финансовые нарушения:
  • нарушение установленного порядка формирования и размещения страховых резервов;
  • несоблюдение страховщиком нормативного соотношения между активами и обязательствами;
  • невыполнение страховщиком обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  • непредставление бухгалтерской и статистической отчетности либо ее представление с нарушением установленных сроков или порядка ее представления;
  • непредставление (неполное представление) в срок документов, затребованных органом страхового надзора или его территориальными органами;
  • установление факта представления недостоверной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии, а также в отчетах о деятельности страховщика;
  • несообщение в месячный срок в органы надзора об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, правила страхования и структуру тарифных ставок;
  • другие основания, предусмотренные действующим законодательством.

Информация о работе Органы страхового надзора в стране