Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:08, доклад
Основным документом, определяющим систему учета для малых предприятий, являются «типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н.
II. Организация учета на малых предприятиях.
Основным документом, определяющим систему учета для малых предприятий, являются «типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н.
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно – правовых форм и форм собственности, за исключением кредитных организаций.
Малое
предприятие ведет
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Руководители могут в зависимости от объема учетной работы:
Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а так же самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся:
- наименование документа;
- дата составления;
- наименование организации от имени которой составляется документ;
-
содержание хозяйственной
- измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении;
-
наименование должностей лиц
ответственных за совершение
хозяйственной операции и
- личные подписи указанных лиц.
Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
Малому
предприятию рекомендуется
1. по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;
2.по
Упрощенной форме
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
-
взаимосвязи данных
-
сплошного отражения всех
-
накапливания и систематизации
данных первичных документов в разрезе
показателей, необходимых для управления
и контроля за хозяйственной деятельностью
малого предприятия, а так же составления
бухгалтерской отчетности.
Важным вопросом организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях является принятие учетной политики.
Законом о бухгалтерском учете, и положением по ведения учета и отчетности предусмотрено, что организация самостоятельно формирует учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. При этом необходимо руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина России и органов, которым федеральным законодательством предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Учетная политика является важным условиям правильного ведения бухгалтерского учета, соблюдения его методологии, выведении финансовых результатов деятельности, а также элементов одновременно налоговой политики предприятия и налогового контроля со стороны налоговых органов.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
(Таким образом, учетную политику можно понимать как внутренний закон предприятия, устанавливающий особенности ведения бухгалтерского учета, соответствующие специфики и характеру его деятельности.)
Конкретные требования по формированию и раскрытию учетной политики организации, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), установлены в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Оно утверждено приказом Минфином России от 9 декабря 1998 г. №60н.
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом, или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояния бухгалтерского учета.
Прежде всего каждому бухгалтеру необходимо знать и уметь выделять три составляющие части учетной политики: методологическую, методическую и организационную. Рассмотрим каждую из них по порядку.
Методологическая часть учетной политики содержит положения, которые регулируют методологию ведения бухгалтерского учета. Для того чтобы определить, относится тот или иной способ ведения бухгалтерского учета к методологическому, достаточно задать себе вопрос: а влияет ли избрание того или иного способа на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности? Например, способ списания сырья и материалов в производство (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость, себестоимость единицы запасов) может оказывать влияние сразу на целую группу показателей бухгалтерской отчетности: показатель остатка сырья и материалов в бухгалтерском балансе, величина незавершенного производства, себестоимость продукции и, как следствие, финансовый результат.
Методическая часть учетной политики состоит из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. В отличие от методологической части учетной политики данные приемы не оказывают влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Например, отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению сырья и материалов с использованием или без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» никак не повлияет на показатели бухгалтерской отчетности.
Организационная часть учетной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к указанной части учетной политики, фиксируют форму, по которой ведется бухгалтерский учет, способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.
Для создания учетной политики предприятия должны выполнять ряд условий. При формировании учетной политики предполагается, что:
На основании требований типовых рекомендаций по организации бух учета в обязательном порядке должны быть утверждены:
Малое предприятие, применяя рабочий план счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно группировке их в типовом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению.
Учет основных средств ведется на счете 01 «основные средства», амортизация на счете 02. Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием способов начисления, норм амортизации, утвержденных в установленном порядке, и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
(В соответствии с Типовыми рекомендациями при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие до 01.01.2002г. могло спокойно списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более 3-х лет. С вступлением в силу гл.25 Налогового кодекса данная льгота для малых предприятий действовать перестала.)
На счете 01 «основные средства» обособленно рекомендуется учитывать и нематериальные активы, находящиеся у предприятия в собственности. Амортизация НМА учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация НМА».