Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:54, контрольная работа
Целью данной работы является изучение организации деятельности Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков, основных задач их создания. В связи с этой целью в работе рассмотрена организационная структура, цели и принципы деятельности Европейского центрального банка (в дальнейшем ЕЦБ) и Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), а также, вкратце, инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕЦБ.
Министерство образования Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КАФЕДРА
БАНКОВСКОГО ДЕЛА
“ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА”
Контрольная работа
по дисциплине
«Банковские
системы зарубежных
стран»
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Целью данной работы является изучение организации деятельности Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков, основных задач их создания. В связи с этой целью в работе рассмотрена организационная структура, цели и принципы деятельности Европейского центрального банка (в дальнейшем ЕЦБ) и Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), а также, вкратце, инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕЦБ.
В июне 1988г. Совет Европы подтвердил необходимость создания Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) и образовал специальную комиссию во главе с председателем Комиссии Европейского Сообщества Жаком Делором. Целью вновь созданной комиссии было изучение сложившихся экономических условий и разработка конкретных рекомендаций по поэтапному созданию экономического и валютного союза. В состав комиссии помимо Жака Делора вошли управляющие центральных банков 12 стран-членов ЕЭС, три независимых эксперта и еще один представитель Комиссии Европейского Экономического Сообщества.
К концу 80-х гг. в Европе сложилось достаточное количество экономических институтов, обеспечивающих функционирование ЭКЮ и всей Европейской валютной системы в целом и в политической среде начала формироваться идея создания Европейского Валютного Союза со своим Центральным банком, своей денежной единицей и единой валютно-кредитной политикой.
Итогом реализации первого этапа плана Европейского экономического и валютного союза («Доклад Делора») явился пересмотр в декабре 1991 года Общего договора Европейского Экономического Сообщества («Римского договора») с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур – Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были рассмотрены и подписаны 7 февраля 1992г. в г.Маастрихт, Нидерланды («Маастрихтский договор»). Кроме того, договор содержал Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты и единой системы центральных банков Европы.
1 января 1994 года во Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого явилось подготовка создания Европейской системы центральных банков. Это событие ознаменовало начало второго этапа плана Европейского экономического и валютного союза.
Основные задачи ЕВИ можно определить следующим образом:
1. усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;
2.
осуществление необходимых
В
Уставе Европейской системы
Заключительными шагами на пути к образованию Европейской системы центральных банков стали:
25
мая 1998г. правительства 11 стран-участниц
утвердили Президента, Вице-президента
и четырех членов
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества.
По своей структуре она отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в целом выполняющую роль центрального банка.
В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.
Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.
К основным функциям Совета Управляющих относятся:
Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.
Исполнительная Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.
Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС.
Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.
Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.
В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка (Приложение 8).
Совет
Управляющих ЕЦБ уполномочен
разрабатывать кредитно-
Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:
Посредниками,
позволяющими Европейскому центральному
банку проводить в жизнь стран-
Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.
Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.
Информация о работе Организация работы Европейского центрального банка