Организация работы Европейского центрального банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организации деятельности Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков, основных задач их создания. В связи с этой целью в работе рассмотрена организационная структура, цели и принципы деятельности Европейского центрального банка (в дальнейшем ЕЦБ) и Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), а также, вкратце, инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕЦБ.

Работа содержит 1 файл

БСзаруб.стран.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      Министерство  образования Российской Федерации

      САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА БАНКОВСКОГО ДЕЛА 
 
 
 
 
 
 
 
 

“ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА”

Контрольная работа

по  дисциплине

«Банковские системы зарубежных стран» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 год

 

    Содержание 
     

 

Введение.

     Целью данной работы является изучение организации  деятельности Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков, основных задач их создания. В связи с этой целью в работе рассмотрена организационная структура, цели и принципы деятельности Европейского центрального банка (в дальнейшем ЕЦБ) и Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), а также, вкратце, инструменты денежно-кредитной политики и операции ЕЦБ.

 

     

Предпосылки создания Европейской  системы центральных банков.

     В июне 1988г. Совет Европы подтвердил необходимость  создания Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) и образовал специальную комиссию во главе с председателем Комиссии Европейского Сообщества Жаком Делором. Целью вновь созданной комиссии было изучение сложившихся экономических условий и разработка конкретных рекомендаций по поэтапному созданию экономического и валютного союза. В состав комиссии помимо Жака Делора вошли управляющие центральных банков 12 стран-членов ЕЭС, три независимых эксперта и еще один представитель Комиссии Европейского Экономического Сообщества.

     К концу 80-х гг. в Европе сложилось достаточное количество экономических институтов, обеспечивающих функционирование ЭКЮ и всей Европейской валютной системы в целом и в политической среде начала формироваться идея создания Европейского Валютного Союза со своим Центральным банком, своей денежной единицей и единой валютно-кредитной политикой.

     Итогом  реализации первого этапа плана  Европейского экономического и валютного союза («Доклад Делора») явился пересмотр в декабре 1991 года Общего договора Европейского Экономического Сообщества («Римского договора») с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур – Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были рассмотрены и подписаны 7 февраля 1992г. в г.Маастрихт, Нидерланды («Маастрихтский договор»). Кроме того, договор содержал Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты и единой системы центральных банков Европы.

     1 января 1994 года во Франкфурте-на-Майне  создан Европейский Валютный  Институт, целью которого явилось подготовка создания Европейской системы центральных банков. Это событие ознаменовало начало второго этапа плана Европейского экономического и валютного союза.

     Основные  задачи ЕВИ можно определить следующим  образом:

     1. усиление уровня кооперации национальных центральных банков и координации проводимой согласованной денежной политики;

     2. осуществление необходимых подготовительных  мероприятий для проведения единой  денежной политики путем создания  Европейской системы центральных  банков и введения общеевропейской валюты евро на третьем этапе плана ЕЭВС.

     В Уставе Европейской системы центральных  банков и Европейского Валютного  Института содержится положение  о том, что Европейский Валютный Институт отвечает также за проведение следующих мероприятий:

  • разработка основных правил и стандартов бухгалтерского учета с целью составления консолидированной отчетности Европейской системы центральных банков как для внутренних, так и для внешних пользователей;
  • подготовка теоретических основ построения ЕСЦБ и организация коммуникационной системы для создания условий по выполнению возложенных на нее функций;
  • определение возможных сфер влияния и компетенции ЕСЦБ для обеспечения стабильности кредитных учреждений и финансовой системы в целом.

     Заключительными шагами на пути к образованию Европейской системы центральных банков стали:

  • принятие в 1997 году «Пакта стабильности и роста», определяющем бюджетную дисциплину стран – участников ЕЭВС (дополнения к «Пакту» были представлены в мае 1998г. в «Декларации Совета Европы»);
  • определение 2 мая 1998г. состава государств-участников ЕЭВС, вводящих с 1 января 1999г. новую общеевропейскую валюту.

     25 мая 1998г. правительства 11 стран-участниц  утвердили Президента, Вице-президента  и четырех членов Исполнительной  Дирекции Европейского центрального банка. Их назначение на указанные должности вступило в силу с 1 июня 1998г., и эту дату принято считать датой основания ЕЦБ, а, следовательно, и Европейской системы центральных банков. С момента основания ЕСЦБ Европейский Валютный Институт полностью выполнил свои функции и подлежал ликвидации. Проделанная им значительная подготовительная работа по воплощению плана ЕЭВС в жизнь продолжается Европейской системой центральных банков.

 

     

Функционирование  Европейской системы  центральных банков.

Организационная структура и функции подразделений ЕЦБ и ЕСЦБ

     Европейская система центральных  банков (ЕСЦБ) – это  международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества.

     По  своей структуре она отчасти  похожа на Федеральную резервную  систему в США, состоящую из 13 банков главе с The Bank of New-York и в  целом выполняющую роль центрального банка.

     В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

     Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

     К основным функциям Совета Управляющих  относятся:

  • адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;
  • определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

     Кроме того, Совет Управляющих утверждает правила внутренней организации  Европейского центрального банка и его руководящих органов, выполняет функции консультанта ЕЦБ и определяет порядок представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

     Исполнительная  Дирекция включает в себя Президента, Вице-президента и четырех членов, отобранных из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран- членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после Консультаций с Европейским Парламентом и Советом Управляющих ЕЦБ (для последующих выборов). Исполнительная Дирекция должна проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом Управляющих Европейского центрального банка и, таким образом, руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

     Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского Экономического Сообщества, независимо от их участия в ЕЭВС. Генеральный Совет выполняет функции, которые ранее осуществлялись Европейским Валютным Институтом и которые необходимо продолжать на третьем этапе плана ЕЭВС.

     Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

     Национальные  центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

     В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно  используется институт кураторов, при  котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление  деятельности Европейского центрального банка (Приложение 8).

     Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен  разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

     Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • Комитет внутренних аудиторов;
  • Комитет по банкнотам;
  • Бюджетный комитет;
  • Комитет внешней коммуникации;
  • Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • Юридический комитет;
  • Комитет по рыночным операциям;
  • Комитет по денежно-кредитной политике;
  • Комитет международных отношений;
  • Статистический комитет;
  • Комитет банковского надзора;
  • Комитет информационных систем;
  • Комитет платежно-расчетных систем.

     Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

  • в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;
  • в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;
  • финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);
  • контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

     Уполномоченные  контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства – участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

     Европейская система центральных банков имеет  право отказать в доступе к  инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.

Цели  и принципы организации  деятельности ЕЦБ и ЕСЦБ.

Информация о работе Организация работы Европейского центрального банка