Организация финансовой службы на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:46, доклад

Описание работы

Современную экономику отличает появление огромного числа коммерческих организаций различных форм собственности и характера деятельности, рост и усложнение хозяйственных связей, что в свою очередь приводит к значительному увеличению объема финансовой работы. Одновременно это влечет за собой существенное изменение роли и содержания финансовой работы конкретной коммерческой организации. Недооценка этого фактора может привести к потере финансовой устойчивости и наступлению банкротства предприятия.
Для осуществления финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Вся деятельность финансовой службы подчинена обеспечению финансовой стабильности и созданию устойчивых предпосылок для экономического роста организации и получения ею прибыли.

Работа содержит 1 файл

доклааад.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

Современную экономику  отличает появление огромного числа  коммерческих организаций различных  форм собственности и характера  деятельности, рост и усложнение хозяйственных  связей, что в свою очередь приводит к значительному увеличению объема финансовой работы. Одновременно это  влечет за собой существенное изменение  роли и содержания финансовой работы конкретной коммерческой организации. Недооценка этого фактора может  привести к потере финансовой устойчивости и наступлению банкротства предприятия.

Для осуществления  финансовой работы хозяйствующий субъект  создает специальную финансовую службу. Вся деятельность финансовой службы подчинена обеспечению финансовой стабильности и созданию устойчивых предпосылок для экономического роста организации и получения  ею прибыли.

Основное содержание финансовой работы заключается:

  • в обеспечении финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности организации и эффективном использовании их для реализации поставленных целей;
  • в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;
  • в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала;
  • в обеспечении своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работникам. Иными словами, сущность финансовой работы состоит в обеспечении кругооборота основного и оборотного капитала и поддержании финансовых отношений, сопутствующих коммерческой деятельности.

Финансовая служба организации должна:

  • подготавливать финансовые документы быстро, по содержанию качественно и в объеме, необходимом для принятия руководством предприятия эффективных управленческих решений;
  • координировать и направлять деятельность всех подразделений для достижений главной цели предприятия;
  • нести ответственность за качественное составление финансовых планов хозяйствующего субъекта;
  • стать службой, без которой невозможно нормальное функционирование предприятия в рыночных условиях хозяйствования.

К важнейшим направлениям деятельности финансовой службы коммерческой организации относятся: финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая  работа.

Финансовое  планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. В ходе финансового планирования каждая организация всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах хозяйствующего субъекта, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

В области планирования финансовая служба обеспечивает выполнение следующих задач:

  • разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;
  • определение потребности в собственном оборотном капитале;
  • выявление источников финансирования хозяйственной деятельности;
  • разработка плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;
  • участие в разработке бизнес-плана;
  • составление кассовых планов, предоставляемых в учреждения банка;
  • участие в составление планов реализации продукции в денежном выражении и определение плановой суммы балансовой прибыли на год и по кварталам и показателей рентабельности.

В области оперативной работы финансовая служба решает многочисленные задачи, основные из которых:

  • обеспечение в установленные сроки платежей в бюджет и внебюджетные фонды, выплат процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплаты счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуги и работу;
  • обеспечение финансирования затрат производственного плана;
  • оформление кредитов в соответствии с договорами;
  • ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;
  • составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.

Большое значение в  коммерческой организации должно уделяться контрольно-аналитической работе, так как ее эффективность во многом определяет финансовый результат деятельности предприятия. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного капиталов, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы финансовой службе большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.

Финансовая служба – часть единого механизма  управления хозяйственной деятельностью, и поэтому она тесно связана  с другими службами организации. Так, в результате тесных контактов  с бухгалтерией финансовой службе предоставляются  планы продаж и производства, списки кредиторов и дебиторов, документы  по выплате заработной платы работникам и др. В свою очередь, финансовая служба знакомит бухгалтерию с финансовыми  планами и аналитическими отчетами об их выполнении.

От отдела маркетинга финансовая служба получает планы по сбыту продукции для планирования доходов и составления оперативных  финансовых планов, смету расходов на обеспечение денежными средствами системы ФОССТИС. Для проведения успешной маркетинговой кампании финансовая служба утверждает систему уступок  в цене контракта, анализирует сбытовые и маркетинговые издержки, создавая таким образом условия для заключения крупных сделок.

С развитием рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности и нравах коммерческой организации на полную хозяйственную  самостоятельность и выхода на внешние  рынки, перед финансовой службой  ставится качественно новая задача – организация эффективного управления финансовыми ресурсами методами, адекватными рыночной экономике. Такая  постановка задачи может успешно  решаться лишь в рамках финансового  менеджмента, являющегося ключевой подсистемой общей системы управления организацией.

Финансовый  менеджмент представляет собой систему управления финансами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, способствующих реализации его стратегических, тактических и текущих целей.

Эффективное осуществление  финансового менеджмента требует  реализации стратегии и тактики  управления.

Под стратегией финансового менеджмента понимается общее направление и способ использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели, чему соответствует определенный набор правил и ограничений. Благодаря разработанной стратегии, предприятие концентрирует свои усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой цели, отбрасывая все другие пути развития. После достижения поставленной цели, данная стратегия заменяется новой, соответствующей новым целям развития предприятия.

Тактика финансового менеджмента включает набор специальных методов и приемов для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Важнейшая тактическая задача финансовой службы – выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Процесс управления финансами базируется на следующей  системе целей:

  • максимизации рыночной стоимости предприятия;
  • обеспечению устойчивых темпов роста;
  • максимизации прибыли;
  • поддержании финансовой устойчивости;
  • росте объемов реализации товаров и услуг;
  • лидерстве в борьбе с конкурентами.

Обоснование приоритетности одной из указанных целей деятельности предприятия дается в рамках различных  теорий поведения фирм.

Наибольшее распространение  в отечественной практике получила конечная цель бизнеса – максимизация прибыли. Определенную роль в этом сыграла  нацеленность любого бизнеса прежде всего на достижение высоких показателей прибыли и рентабельности. Кроме того, эти показатели понятны и привычны менеджерам любого уровня; они легко рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета.

Впервые в качестве стратегической цели максимизация прибыли  была выдвинута в 1838 г. известным  французским ученым Анри Курно, который сформулировал ее первоначально только для монополии. Позже западные ученые распространили эту теорию и на другие типы конкурентного рынка. Между тем цель бизнеса, сформулированная таким образом, крайне противоречива. Предположение о том, что производители всегда пытаются максимизировать свою прибыль, верно только отчасти. Рассматривая небольшие промежутки времени, можно легко убедиться в том, что многие предприятия не пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясь доходом, достаточным для возмещения затрат и начисления «нормальных» дивидендов на акции. Во многом это объясняется тем, что максимизация прибыли в краткосрочном аспекте вступает в противоречие с максимизацией прибыли на перспективу. Среднее или крупное предприятие проявляет готовность снизить уровень текущей прибыли, для того чтобы получить большие прибыли в будущее. Для этого ему необходимо закрепиться в определенной нише рынка, по возможности расширить ее, постоянно обновляя основные средства и увеличивая оборотные. Все это несовместимо с политикой, направленной на увеличение краткосрочной прибыли. Известны и другие недостатки:

  • существуют разные виды прибыли (прибыль от разных видов деятельности, налогооблагаемая, до уплаты налогов, валовая, чистая и т.п.), что не позволяет дать однозначную интерпретацию оценки эффективности финансовых решений организации;
  • не позволяет сравнивать альтернативные проекты, различающиеся масштабом прогнозируемых доходов и временем их возникновения;
  • не учитывает взаимосвязь ожидаемых доходов с неопределенностью и риском их получения.

Рассматривая другие цели, например поддержание финансовой устойчивости или обеспечение устойчивых темпов роста, нетрудно заметить, что  они являются частными и ориентированы  на максимизацию (минимизацию) какой-либо одной величины при соблюдении определенных ограничений. То есть игнорируется тот  факт, что предприятие обычно ставит перед собой не одну, а комплекс целей.

В настоящее время  наиболее приемлемой и обоснованной считается цель, направленная на максимизацию рыночной стоимости предприятия. Рыночная стоимость предприятия представляет собой разницу между рыночной стоимостью его активов и обязательств. Иначе эта цель предполагает максимизацию благосостояния собственников предприятия. Ее отличает четкость и однозначность, ориентация бизнеса на долгосрочную перспективу, учет факторов времени, риска и неопределенности, отсутствие противоречий между текущими и перспективными задачами предприятия, а также обеспечение контроля собственников над хозяйствующим субъектом.

Конкретный набор  целей финансового менеджмента  любого коммерческой организации зависит  от особенностей его хозяйственной  деятельности, а также от целей  и задач развития (стратегических и тактических), которые поставил перед собой данный субъект.

Система управления финансами хозяйствующего субъекта состоит из финансового планирования, финансового учета и анализа, принятия управленческих решений в  области финансовых отношений.

Как и любая система  управления, финансовый менеджмент можно  представить как взаимодействие двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта  управления).

Объектом  управления в финансовом менеджменте являются финансовые ресурсы, источники их формирования и направления использования, а также денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой непрерывный поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов на предприятии должны соответствовать определенные источники, к которым следует отнести собственный капитал и пассивы, инвестируемые в производство и приобретающие форму активов.

В условиях рыночной экономики в процессе управления финансами любой хозяйствующий  субъект играет на финансовых рынках разные роли: инвестора и эмитента ценных бумаг, заемщика и кредитора. Все возникающие при этом связи обслуживаются с помощью различных финансовых инструментов, которые делятся на три группы:

  • денежные средства {денежные средства в кассе, на расчетном счете и других счетах);
  • кредитные инструменты ( облигации, договоры, форвардные контракты);
  • различные способы участия в уставном капитале организации (акции, паи, доли и др.).

Воздействие на объект управления осуществляется с помощью  многочисленных методов и приемов.

Основную группу составляют методы, посредством которых  государство централизованно проводит управление экономикой. Эти методы носят общеэкономический характер, к ним относятся системы налогообложения, кредитования, амортизационных отчислений, кассовых и расчетных операций, страхования, ценообразования и др.

Информация о работе Организация финансовой службы на современном предприятии