Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:58, курсовая работа
Казначейство прошло длинный и сложный путь развитии. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом. Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постоянно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлением в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.
Введение
1. Организация казначейства
2. Задачи и функции, права и обязанности Федерального казначейства
3. Пути укрепления и развития института казначейства в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
-право требовать от руководителей и иных должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета, контролировать их устранение;
-право приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;
-право изымать у предприятий, учреждений, организаций документы,
свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства.
Начальник ГУФК и руководители территориальных органов федерального казначейства вправе предусматривать взыскание в бесспорном порядке с
предприятий, учреждений, организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБР.
Деятельность органов казначейства также является подконтрольной и
может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:
-по финансово-хозяйственной деятельности – налоговой инспекцией,
представителями внебюджетных фондов;
-по исполнению федерального бюджета – счетной палатой, контрольно-ревизионным Управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др.
3. Пути укрепления и развития института казначейства в Российской Федерации
Для финансовой системы 2009-й был достаточно непростым годом. В этих условиях казначейская система показала свою надёжность. Достаточно сказать, что ни одно публично-правовое образование не потеряло ни одного рубля, а реализация предложений Казначейства России к антикризисной программе Правительства Российской Федерации дополнительно принесла государству более 100 млрд. руб.
Несмотря на вызовы времени и общества, Казначейство России является одной из самых современных структур, отвечающей требованиям ХХI века в области информационных технологий и стратегического менеджмента, чувствительной к быстро меняющимся потребностям общества и мобильной в вопросах модернизации и оптимизации деятельности.
В 2009 г. основой для Казначейства России являлся План деятельности Федерального казначейства на 2009 год, утвержденный министром финансов РФ, а приоритетные, первоочередные стратегические цели и задачи, вытекающие из него, выделены условно в «12 главных дел»: [18,3]
— Совершенствование системы бюджетных платежей;
— Прозрачность и доступность информации о состоянии общественных финансов;
— «Электронное казначейство»;
— Разработка и внедрение административных регламентов;
Кассовое обслуживание государственных вне- бюджетных фондов;
— Завершение проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации
— Концепция безопасности Казначейства России; Мониторинг функциональной деятельности Казначейства России;
— Технологическая регламентация;
— Управленческий учет по главе 100 «Федеральное казначейство»;
— Эффективная кадровая политика;
— Оптимизация деятельности.
Комплексная реализация всех упомянутых направлений и каждого из них в отдельности были направлены на то, чтобы превратить огромные массивы поступающих данных в полезную информацию, а системы, процессы и инфраструктуру Казначейства России сделать более производительными и быстро реагирующими на изменения.
Так, к примеру, вступление Казначейства России в 2009 г. в систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) сократило до 1 минуты время проведения операций со средствами федерального бюджета между счётом Федерального казначейства и счетами Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Существенным вкладом для обеспечения ликвидности единого счета федерального бюджета стадо привлечение средств со счетов по приносящей доход деятельности и средства, находящихся во временном распоряжения.
В Краснодарском крае эксперимент по минимизации наличного денежного обращения позволил перейти к полномасштабному электронному документообороту при исполнении федерального бюджета. Денежные чеки и объявления на износ наличными заменены при этом на более современные и актуальные инструменты — расчетные (дебетовые) банковские карты. Этот эксперимент «сэкономил» для бюджетополучателей порядка 67 млн.руб. на горюче-смазочных материалах, транспортных и ниш расходах. По расчётам в масштабах страны это принесло бы более 2 млрд. руб. экономия бюджетных средств.[17,4]
Современное электронное казначейство характеризуется электронным документооборотом, охватывающим всё новые и новые направления. В настоящее время системой электронного документооборота охвачено более 50% всех клиентов Казначейства Россия от их общего числа, превышающего 200 тыс. организаций. В ближайшее время будет обеспечен приём бюджетной отчетности за 2009 г. в электронном виде с применением электронной цифровой подписи от главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации я органов управления государственными внебюджетными фондами.
Сокращение ручного труда дает возможность оптимизации функций Казначейства России и его сети. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в 2009 г. в Архангельской и Самарской областях, участвовавших в эксперименте. Этот опыт лёт в основу проекта Концепции оптимизации структуры и функций Казначейства России. В ближайшие 2—З года стоит задача провести оптимизацию функций Казначейства Россия.
В условиях совершенствования казначейской системы следует задумываться о Казначействе, обладающем интеллектуальным лидерством и способностью обмениваться передовыми практиками. Для этого реализован масштабный проект под названием «Обучение базовым компьютерным навыкам функциональных специалистов и обучение iТ-специалистов». Разработан электронный курс «Повышение уровня базовых навыков использования информационных технологий персоналом Федерального казначейства» для обеспечения постоянного самостоятельного обучения на местах. Начато комплексное обучение функциональных специалистов методической базе, передовому международному опыту организаций процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов, применению международных бухгалтерских стандартов для общественного сектора; внутреннему контролю и аудиту, бюджетированию, ориентированному на результат, навыкам руководящей деятельности. Проведено повышение квалификации по программам противодействия коррупции. Таким образом, Казначейство России сознательно инвестирует в будущее.
Ориентируясь на лучшие мировые практики, изучение передового зарубежного опыта, анализируя те достижения, которые могут принести реальную практическую пользу в современном, быстро меняющемся мире информации, которые устаревает, обновляется и увеличивается ежедневно, крайне важно найти свое место, понять значимость и ту пользу, которую федеральная служба может принести обществу.
17 лет Казначейство занимает важнейшее место в системе общественных финансов страны, обеспечивал реализацию финансовой политики государства, и сегодня Федеральное казначейство делает ставку на стратегическое управление, формулирование собственного предназначения, определение направлений нашего дальнейшего развития.
Опираясь на передовой российский и мировой опыт корпоративного управления м используя модель сбалансированной системы показателей, была создана Стратегическая карта Казначейства России на период до 2015 года.
В ней Казначейство России представлено как динамично развивающаяся, надежная и передовая казначейская система. Предназначение, миссия Казначейства России заключается в том, чтобы способствовать укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы, а также обеспечивать сохранность финансовых средств публично-правовых образований и этим служить нашему государству.
Федеральное казначейство определяет, каким образом собственный потенциал, в также внешняя среда повлияют на качество его деятельности. У общественности и власти должно укрепиться мнение о том, что Казначейство России является важным элементом в системе государственного управления финансам страны, эффективно и результативно выполняющим возложенные на него функции, что оно достигает максимальных результатов, используя минимальные финансовые и трудовые ресурсы. Внутренние функциональные и управленческие процессы должны таким образом быть организованы оптимально, с ориентацией на клиента, учитывая инновации в различных сферах.
На данном этапе путь Казначейства России по обеспечению прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов лежит через развитием продвижение информационных систем, где производитель и потребитель информации тесно взаимосвязаны.
Системы, инфраструктура и процессы, на которых основано функционирование бизнеса и общества, становятся цифровыми, взаимосвязанными, интеллектуальными. Самые современные инструменты позволяют извлекать ценность из информации. По мере того, как системы становятся умнее, Федеральное казначейство стремиться, шагая в ногу с прогрессом, найти новые и значимые возможности для того, чтобы поднять свою деятельность на новый, более высокий уровень «интеллектуальности», сделать её лучше, эффективнее, продуктивнее. Ежедневно в информационных системах Казначейства России обрабатывается в среднем более миллиона операций по исполнению бюджетов бюджетной системы. Накапливаются огромные массивы данных, которые представляют огромный интерес как для самого Казначейства России и Минфина России, так и для Правительства РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти. Однако необходимо помнить, что если информационные потоки не структурируются и не преобразуются в необходимый вид, то информацию в нужной форме оперативно получить сложно, а при ручной обработке неструктурированных данных информации может оказаться слишком много, для работы она будет непригодна.
Эту проблему помогают преодолеть интегрированные информационные системы и портальные решения. Именно поэтому Казначейство России рассматривает портальные решения как одно из самых приоритетных направлений в модернизации и развитии информационных систем.
Среди основных преимуществ, которые дают внедряемые централизованные решения в разных сферах деятельности Казначейства России, можно выделить следующие.
Реализация таких задач, как внедрение системы поддержки технологического обеспечения (СПТО), позволяет повысить производительность труда на основе анализа и управленческого учета, оперативность и качество управления персоналом, обеспечить контроль затрат на выполнение функций за счет получения любой аналитической информации по производным операциям.
Система ведомственной аудиовидеоконференцсвязи (АВКС) и официальный Интернет-сайт обеспечивают оперативность и открытость деятельности Казначейства России.
Особое внимание следует обратить на новую систему ключевых показателей эффективности исполнении бюджетов (КГТЭ). При работе е системой КПЭ возможен оперативный (на каждый прошедший день по каждому муниципальному поселению Российской Федерации) мониторинг исполнении и финансового состояния бюджетов, оперативный анализ причин отклонений.
Обладая такими высокотехнологичными информационными системами, Казначейство России не ограничивается потребностями сегодняшнего дня, а проводит анализ и определение целей на будущее, чтобы организовать грамотную информационную политику и рационально распределять имеющиеся ресурсы. И уже сейчас Казначейство России задумывается над степенью осведомленности и необходимостью более эффективных совместных действий различных ведомств. для этого рассматривается возможность предоставлении доступа к системе КПЭ, прежде всего, Минфину России, а также Аппарату Правительства РФ, Счетной палате РФ, полномочным представительствам Президента РФ в федеральных округах, иным заинтересованным пользователям.
Перед Федеральным казначейством стояла задача завершить проект «Модернизация казначейской системы» и внедрить с 2010 г. прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства (АС ФК).
Работники Казначейства России понимают, что умная бала данных — это движущий фактор преобразований, который меняет правила игры, поэтому предъявляют самые высокие требования и возлагают большие надежды на АС ФК.
Пройдя определенный путь развития собственных информационных систем, Федеральное казначейство может отметить, что со всей остротой встаёт вопрос необходимости построения Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами. Первым шагом к построению Единой информационной системы управления государственными финансами может стать открываемый с 2011 г. в сети Интернет Единый официальный сайт Российской Федерации по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Функционирование этого сайта должно создать условия для интеграции процессов управления государственными закупками и исполнения бюджетов бюджетной системы е целью получения практически любой информации о размещении заказов. Проводником такой интеграции может стать Казначейство России. Так, например, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд необходимо обеспечить переход к открытым аукционам в электронной форме. В настоящее время определено пять электронных площадок, на которых могут проводиться электронные аукционы для заказчиков федерального уровня. Для работы на электронных площадках требуется применение государственными заказчиками электронной цифровой подписи. Для этого Казначейство России как орган, имеющий крупнейшую систему удостоверяющих центров на всей территории Российской Федерации, выдаёт сертификаты открытых ключей ЭЦП. Таким образом, Казначейство Россия работает «на опережение», готово к интеграции с другими системами.
Еще одной новой для него функцией Казначейство России наделено уже с 2010 г. Речь идет об учете операций со средствами юридических лиц и их обособленных подразделений, не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета. Первым опытом в этой области стала вновь созданная Государственная компания «Российские автомобильные дороги», обслуживаемая с 2010 г. в Управлении Федерального казначейства по городу Москве. Это дает дополнительные возможности по обеспечению ликвидности единого счета федерального бюджета, размещению средств на депозиты.
12 февраля прошлого года а Государственной Думе принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий перевод значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с финансовым обеспечением за счет субсидий. И перед Казначейством России стоит задача обеспечить обслуживание бюджетных учреждений с 2011 г. е учетом изменения их правового статуса.
Очевидно, что, принимая на себя новые функции, Казначейство Россия гарантирует качественное выполнение существующих, достигая этого через внедрение новых, самых прогрессивных технологий. Хотелось бы отметить, что Федеральное казначейство старается очень чутко относиться к мировым тенденциям, в частности в области современных платежных технологий. В зарубежной практике широко используются различные платежные системы, электронные кредитовые и дебетовые переводы, корпоративные карты. Появились новые каналы доставки платежных услуг: Интернет и мобильные средства. Следует внимательно относиться ко всему новому, передовому в технологиях и инструментах платежных систем и задумываться о нововведениях в обозримом будущем, анализируя в настоящее время степень эффективности и безопасности существующих систем. Задача Федерального казначейства — улучшить качество услуг а платежной сфере, сократить сроки на осуществление платежей, а также почтовые расходы, уменьшить бумажную работу, и соответственно, административные затраты, увеличить безопасность, исключить потери, снизить бюджетные затраты за счет уменьшения ручных операций у администраторов и плательщиков.
Подводя итог, можно отметить, что первоочередной задачей Казначейства России было и остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через максимальную автоматизацию процессов, применение самых передовых и востребованных в мире технологий, упрощение административных и технических процедур, которые нашли свое отражение в Мероприятиях на 2010г. но. Благодаря этому, в настоящее время уровень развития Казначейства России уже довольно высок, следуя международным критериям оценки уровня развития Казначейства, разработанным специалистами Мирового банка.
Федеральное казначейство знает о текущих проблемах, размышляет, ищет пути их решения. Ещё более важным является план стратегического развития Казначейства России. Задача каждого руководителя в органах Казначейства России — стремиться так организовать работу, чтобы каждый сотрудник знал свою миссию и свой вклада общий результат. Обладая нынешним массивом информации, накопленных знаний и опыта, а также бесценными по своим возможностям техническими я кадровыми ресурсами, очевидно, что информационные и аналитические возможности Казначейства России способны обеспечить единое информационное пространство финансовой деятельности публично-правовых образований, незаменимое при управления общественными финансами.
Заключение
Важнейшую роль в организации работы и контроля за функционированием бюджетной системы играет структура Министерства финансов - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов.
В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на определенный период государственных расходов. Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении Правительства. С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов должны осуществляться с единого (главного) счета Федерального казначейства, и тем самым быть ему полностью подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, то есть не иметь переходящих остатков. По существу, это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполнявших работы или оказывающих услуги для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.
Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.
Таким образом, созданная система позволяет на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объемов бюджетных назначений и сумм платежей.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Государственный флаг РФ. Государственный гимн РФ. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 63с.
2. Гражданский кодекс РФ. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 511с.
3. Бюджетный кодекс РФ. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 218с.
4. Исаева Л.М. Финансы: Учебное пособие. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010.- 264с.
5. Финансы : учебник для ВУЗов / ред. Г. Б. Поляк . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2007. - 703 с.
6. А.С Финансы : учебник / А. С. Нешитой . - 8-е изд., перераб. и доп . - М. : Дашков и К' , 2009. - 511 с.
7. Финансы : учебник для вузов / Л. М. Подъяблонская . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2010. - 407 с.
8. Финансы : учебник / С. В. Барулин . - М. : КноРус , 2010. - 640 с.
9. Финансы : учебное пособие : пер. с англ. / З. Боди ; Р. К. Мертон . - М. [и др.] : Вильямс , 2009. - 584 с.
10. Финансы : учебник / ред. М. В. Романовский ; ред. О. В. Врублевская ; ред. Б. М. Сабанти . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮРАЙТ , 2006. - 462 с.
11. Финансы : учебное пособие / М. П. Владимирова ; В. С. Темиров ; Д. М. Теунаев ; ред. М. П. Владимирова . - М. : КноРус , 2006. - 278 с.
12. Финансы : учебник для вузов / ред. А. Г. Грязнова ; ред. Е. В. Маркина . - М. : Финансы и статистика , 2006. - 501 с.
13. Финансы : учебное пособие / ред. А. М. Ковалева . - Изд.5-е, перераб. и доп . - М. : Финансы и статистика , 2006. - 415 с.
14. Костюченко В.Ф. Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами // Финансы, 2005, №9, - с.24-28
15. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы, 2005, №9, - с. 3-12
16. .Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство в 2007 году // Финансы, 2007.
17. Артюхин Р.Е. Федеральное Казначейство: Итоги и задачи / Р.Е.Артюхин // финансы. -2009.-№3. – С.3-6.
18. Артюхин Р.Е. Федеральное Казначейство: Стратегическое управление и информационные технологии / Р.Е.Артюхин // финансы. -2010.-№3. – С.3-8.
19. Додонова А.А Федеральное казначейство и его роль в процессе осуществления межбюджетных отношений / А. А. Додонова //.Приоритеты вузовской науки в условиях инновационного развития общества : материалы межвузовской научно-практической конференции, 29 января 2009 г. . - Чебоксары : [б. и.], 2009 . - С. 111-113.
20. www.roskazna.ru.
33