Необходимость, сущность и функции государственного кредита
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 23:01, курсовая работа
Описание работы
В своей курсовой работе я обратилась к теме "Необходимость, сущность и функции государственного кредита" неслучайно. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций". Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась.
До
определенных пределов этот процесс
не оказывает существенного негативного
влияния на производство. В том
случае, если в стране достаточно свободных
капиталов, негативное воздействие будет
равняться нулю до их полного поглощения.
Только после этого активность государства
на финансовом рынке выразится в росте
ссудного процента, а отвлечение значительной
доли денежных накоплений для непроизводительного
использования существенно замедлит темпы
экономического роста.
Положительное
воздействие на производство и занятость
государство оказывает, предъявляя
спрос на товары национального производства
за счет позаимствованных за рубежом
средств, выступая в качестве кредитора
и гаранта. В промышленно развитых странах
распространена система поддержки малого
бизнеса, экспорта продукции или производства
в отдельных районах, испытывающих спад,
путем гарантирования государством кредитов,
предоставляемых банками согласно соответствующим
программам.
Поддержка
малого бизнеса предполагает, что
государство берет на себя погашение
задолженности банкам по кредитам,
предоставленным мелким предпринимателям,
в случае их банкротства. В большинстве
промышленно развитых стран функционируют
государственные или полугосударственные
компании, которые по низким ставкам страхуют
риск неплатежа экспортерам национальных
товаров. Тем самым поощряется освоение
новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую
роль в стимулировании развития производства
и занятости играют кредиты, предоставляемые
за счет бюджетов территорий или внебюджетных
фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное
развитие определенных районов или необходимых
направлений экономики той или иной территории.
Контрольная
функция
органически
вплетается в контрольную, функцию
финансов. Однако она имеет свои
специфические особенности, порожденные
особенностями этой категории:
1)
тесно связана с деятельностью
государства и состоянием централизованного
фонда денежных средств;
2)
охватывает движение стоимости в двустороннем
порядке, поскольку предполагает возвратность
и возмездность получения средств;
3)
осуществляется не только финансовыми
структурами, но и кредитными
институтами.
Таким
образом, рассмотрев функции кредита,
я могу сделать вывод, что положительное
воздействие распределительной функции
государственного кредита заключается
в том, что с ее помощью налоговое бремя
более равномерно распределяется во времени.
Государство регулирует денежное обращение,
размещая займы среди различных групп
инвесторов через распределительную функцию,
а контролирует целевое использование
средств, сроки их возврата и своевременность
уплаты процентов через контрольную функции.
1.3
Формы государственного кредита
Государственный
кредит может иметь две формы:
сберегательное дело и государственные
займы.
Сберегательное
дело принадлежит к государственному
кредиту, если привлеченные средства направляются
в доходы бюджета. Однако, как правило,
сберегательные банки, независимо от формы
собственности действуют на коммерческой
основе и мобилизированные средства формируют
их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов
может направляться на приобретение государственных
ценных бумаг и таким образом принадлежать
к государственному кредиту
Государственные
займы являются основной формой государственного
кредита. По правовому оформлению подразделяют
государственные займы, которые предоставляются
на основании правительственных соглашений
и обеспечиваются выпуском ценных бумаг.
Соглашениями оформляются, как правило,
кредиты от правительств других государств,
Международных организаций и финансовых
институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются
средства на финансовом рынке.
Оформление
государственных займов может осуществляться
двумя видами ценных бумаг - облигациями
и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации
представляют собой долговое обязательство
государства, по которому в установленные
сроки возвращается долг и выплачивается
доход в форме процента или
выигрыша. Они могут быть обезличенными
(для покрытия бюджетного дефицита)
и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация
имеет номинальную стоимость - обозначенную
сумму долга - и курсовую цену, по
которой она продается и перепродается
в зависимости от ее доходности,
надежности и ликвидности. Разница
между курсовой ценою и номинальной
стоимостью представляет собой курсовую
разницу.
Казначейские
обязательства (вексели), имеют характер
долгового обязательства, направленного
только на покрытие бюджетного дефицита.
Выплата дохода осуществляется в
форме процентов. Казначейскими обязательствами,
как правило, оформляются займы (иногда
среднесрочные - казначейские ноты), облигациями
- средне - и долгосрочные.
В
зависимости от места размещения
займов, их подразделяют на:
внутренние
- на внутреннем финансовом рынке (представляются
юридическими и физическими лицами данной
страны и нерезидентами);
внешние - поступают извне от правительств,
юридических и физических лиц, других
государств, международных организаций
и финансовых институтов.
По
праву эмиссии подразделяют государственные
и местные займы.
Государственные
займы выпускаются центральными
органами управления. Поступления по
ним направляются в Государственный
бюджет.
Местные
займы выпускаются местными органами
управления и направляются в соответствующие
местные бюджеты.
По
признаку характера использования
ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные
займы.
Облигации
(казначейские обязательства) рыночных
займов свободно покупаются, продаются
и перепродаются на рынке ценных
бумаг.
Нерыночные
займы не допускают выхода ценных
бумаг на рынок, то есть их владельцы не
могут их перепродавать.
В
зависимости от установления обеспеченности
государственные займы подразделяются
на залоговые и беззалоговые. Залоговые
займы отражают один из основных принципов
кредитования - материальной обеспеченности.
Залоговые займы обеспечиваются государственным
имуществом или конкретными доходами.
Беззалоговые не имеют конкретного материального
обеспечения. Их надежность определяется
авторитетом государства.
В
зависимости от срока погашения
задолженности подразделяют краткосрочные
(срок погашения до одного года), среднесрочные
(от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По
характеру выплаты дохода государственные
займы подразделяются на процентные,
выигрышные и дисконтные (с нулевым
купоном).
По
процентным займам доход устанавливается
в виде заемного процента. При этом может
устанавливаться как твердо фиксированная
на весь период займа ставка, так и плавающая,
то есть такая, которая изменяется в зависимости
от различных факторов, прежде всего спроса
и предложения на кредитном рынке.
Выплаты
процентного дохода осуществляется
на купонной основе. Она может проводиться
ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально.
При выигрышных займах выплата дохода
осуществляется на основании проведения
тиражей выигрышей. Доход, таким образом,
получают не все кредиторы, а только, те,
чьи облигации выиграли.
Дисконтные
займы характерны тем, что государственные
ценные бумаги приобретаются с определенной
скидкой, а погашаются по номинальной
стоимости. Данная разница представляет
доход кредитора. На таких ценных бумагах
отсутствуют купоны, поэтому их еще называют
облигациями с нулевым купоном.
По
характеру погашения задолженности
разделяются два варианта: одноразовая
выплата и выплата частями. При
погашении частями может применяться
три варианта. Первый - займ погашается
равными частями на протяжении нескольких
лет. Второй - займ погашается постоянно
возрастающими суммами. Третий - постоянно
сумма уменьшается. Второй вариант применяется
тогда, когда предусматривается в перспективе
ежегодное повышение доходов государства,
третий - напротив, когда доходы будут
уменьшаться либо увеличиваться государственные
расходы.
В
зависимости от обязательств государства
по погашению долга различают
займы с правом и без права
долгосрочного погашения. Право долгосрочного
погашения дает возможность государству
учитывать ситуацию на финансовом рынке.
Государственный
кредит требует особенного контроля.
Этот контроль распространяется как
на привлечение заемных средств,
так и на их погашение.
Привлечение
займов должно основываться на двух принципах:
минимизация стоимости займа и установление
стабильности государственных ценных
бумаг на финансовом рынке.
Выпуск
государственных займов основывается
на следующих условиях:
наличие
кредиторов, у которых есть временно
свободные средства;
доверие
кредиторов государству;
заинтересованность
кредиторов в предоставлении займов
государству;
возможность
государства своевременно и полностью
возвратить долг и выплатить доход.
Источниками
погашения государственных займов
могут выступать:
доходы
от инвестирования заемных средств
в высокоэффективные проекты;
дополнительные
поступления от налогов;
экономия
средств от сокращения расходов;
эмиссия
денег;
привлечение
средств от новых займов (рефинансирование
долга).
Таким
образом, государственный кредит представляет
собой совокупность достаточно разнообразных
форм и методов финансовых отношений.
Такой
подход направлен на создание благоприятных
условий для привлечения средств
как для государства, так и
для ее кредитов. Разнообразие форм
позволяет учитывать интересы юридических
и физических лиц.
2.
Государственный кредит в России
в современных условиях
2.1
Основные тенденции развития
государственного кредита в России
Закон
РФ "О государственном внутреннем
долге Российской Федерации", принятый
в 1992 г., закрепил деление государственного
долга на внутренний и внешний, проводимое
по валютному критерию. Таким образом,
в настоящее время заимствования делятся
на внутренние и внешние в соответствии
с валютой возникающих обязательств, рублевые
долги относятся к внутреннему долгу,
а валютные - к внешнему.
Россия
в современных условиях выступает
одновременно и международным кредитором,
и международным должником. Это
является результатом многолетнего
длительного процесса заимствований
на уровне национальных рынков развитых
стран с рыночной экономикой и одновременно
с этим кредитование ряда стран. Но особенность
этих процессов состояла в том, что заимствование
носило чисто коммерческий характер, а
кредитование - преимущественно военно-политический.
В результате, к настоящему времени, по
отношению к развитым странам с рыночной
экономикой Россия выступает чистым должником.
По отношению же к развивающимся и некоторым
постсоциалистическим странам Россия
выступает чистым кредитором.
Такое
состояние, на первый взгляд легко решаемое
- получить долги стран должников и за
этот счет рассчитаться со странами с
развитой рыночной экономикой и евробанками
- на деле оказывается сложным и трудноразрешимом
узлом противоречий. Долги развивающихся
и постсоциалистических стран России
по имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов
долларов. Но вернуть их трудно, поскольку
кредиты под продажу оружия и чисто политические
цели еще никогда и нигде не могли создать
эквивалента для выплаты самой суммы долга
и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов
долларов, которые должны были быть выплачены
России в счет погашении задолженности,
в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда
долларов или 15%.
Внешний
государственный долг России достался
ей в наследство от СССР. Все страны
СНГ, кроме Украины, доверили России на
определенных условиях обслуживания своего
внешнего государственного долга. Общий
суммарный долг всех стран СНГ иностранным
кредиторам (исключая Украину) в 1993 году
составил около 70 миллиардов долларов
(внешний долг СССР в 1987 году составил
40 миллиардов долларов). Выплатить этот
государственный долг в сравнительно
короткие сроки крайне сложно, поскольку
валютная выручка России от ее экспорта
резко сократилась и в еще большей степени
сократилась доля государства в этой выручке.