Негосударственное пенсионное обеспечение Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:42, реферат

Описание работы

Актуальность этой темы сегодня популярна как никогда после 2003 года, который проходил под знаком пенсионной реформы, дающей по замыслу ее создателей возможность людям получать в будущем достойную пенсию, а экономике России дополнительный импульс к развитию. Не секрет, что пенсионная реформа лишь через 15-20 лет обеспечит нам пенсии, составляющие 35-40% от зарплаты. А по практике для достойной жизни их уровень должен быть не менее 60-70%. Вот здесь и приходит на помощь негосударственное пенсионное обеспечение (НПО).

Содержание

1. Пенсионная система Российской Федерации
1.1 . История возникновения и развития пенсионного страхования в России до современного этапа
1.2. Современная пенсионная система
2. Сущность и состояние негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации
2.1. Сущность и функции негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
2.2. Состояние негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации
3. Проблемы и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения
3.1 Проблемы развития НПО
3.2 Перспективы развития НПО

Работа содержит 1 файл

осн.часть.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

3. Проблемы и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения

    3.1 Проблемы развития НПО

     Добровольное  пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных  формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы  отдельных организаций, отраслей экономики  и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

      В этом многообразии форм добровольного  пенсионного обеспечения заключается  его способность удовлетворить  различные потребности в пенсиях  в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В  результате, пенсионер получает возможность  иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

     Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения  существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением.

     Хотя  в ведущих отраслях промышленности 30 – 40% работающих являются участниками  негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.

     Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в  старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:

    • создание экономических (налоговых и иных) стимулов для работодателей и граждан к участию в добровольных пенсионных системах;
    • развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;
    • совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков.

     Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования налогового режима, способствующего ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования.

     Настолько же важным является также предоставление возможности размещать пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов в инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями19.

3.2 Перспективы развития НПО

     С выходом "Программы пенсионной реформы  в РФ" благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не путать с добровольным НПО - основным полем деятельности НПФ). В Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005 г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

     Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется  с существующими выплатами государственных  пенсий, ему в помощь потребуются новые институты. Но времени на их создание "с нуля" не остается ни по демографическим, ни по экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к подобным дополнительным услугам.

     Перспективы НПФ во многом зависят также от того, будут ли им предоставлены  налоговые льготы и какие именно. Долгое время налоговый климат не способствовал развитию НПФ. В цепочке "предприятие - НПФ - компания по управлению активами" было тройное налогообложение. Допустим, директор предприятия захотел сотрудничать с НПФ. Для этого он должен показать прибыль и заплатить с нее налог. Затем составить список участников, из чистой прибыли перечислить деньги на их счета в НПФ. С этих денег брался 12-процентный подоходный налог. После всех отчислений (в местный бюджет и т.п.) оставалось 50, а то и 30%. То же и с инвестиционными доходами фондов: сначала с них взимались налоги в управляющей компании, затем в самом фонде, а при начислении средств на именные счета - еще и подоходный налог.

     Обновленная Инструкция Госналогслужбы № 35 по применению закона "О подоходном налоге с  физических лиц" позволяет удерживать подоходный налог с сумм, выплаченных  человеку (в данном случае - с пенсионных выплат), а не начисленных ему (т.е. не со взносов предприятия). Предприятиям разрешено частично (в размере 1% реализуемой продукции) относить на себестоимость взносы в НПФ, имеющие лицензию. В "Программе пенсионной реформы в РФ" продекларирована необходимость освободить взносы на добровольное дополнительное пенсионное обеспечение от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива; полностью или частично освободить доходы от операций с пенсионными резервами от налога на прибыль и на прирост капитала; взимать подоходный налог не с пенсионных взносов, а с пенсионных выплат. Осталось воплотить эти пожелания в жизнь.

     По  негосударственным пенсионным фондам больно ударил дефолт, объявленный  государством в августе 1998 г., поскольку  их управляющие для снижения общего риска портфеля держали часть средств в госбумагах. НПФ (как паевым инвестиционным фондам и страховым компаниям) удалось добиться от Министерства финансов улучшенного режима: 30% их вложений в ГКО погашаются "живыми" деньгами, 20% - инвестиционными бумагами, 50% - доходными бумагами с ежегодно понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых). Это вселяет надежду, что финансовое положение фондов улучшится.

     Специалисты подсчитали, что охват негосударственным  пенсионным обеспечением 10% работающего населения потребует эффективной работы 0,8-1 тыс. НПФ, 20% - 1,5-2 тыс., 30% - 2-2,5 тыс. Сегодня эффективно действуют далеко не все из 296 фондов, а их услугами которых пользуются 2,5-3% всех работников. Понятно, что нужно не просто много новых НПФ, а таких, которые могут способствовать распространению НПО.

     Специалисты считают, что в этом отношении  больше перспектив у корпоративных  фондов. В ближайшем будущем ожидаются  их активные попытки сблизить позиции  с руководителями регионов и проникновения в сферу деятельности территориальных НПФ. Такое сближение вполне возможно, но по мере осознания региональными администрациями своих возможностей и приобретения опыта НПО не исключены конфликты между ними и фондами, размежевание или "поглощение" фондов территориями. Дело в том, что главная цель корпоративных фондов обеспечить выплату пенсий, для этого нужно надежно и выгодно вкладывать пенсионные резервы (куда именно - вопрос вторичный). Для администраций же приоритетной является задача финансирования экономических программ развития территорий (при этом проекты не всегда бывают надежными и выгодными), а потом уж выплаты пенсий. В любом случае крепкие корпоративные фонды необходимы.

     Отраслевые  НПФ будут развиваться "замкнуто", в рамках и интересах своей отрасли, незначительно влияния на территории. Межотраслевое слияние маловероятно. В дальнейшем они, скорее всего, будут специализироваться и займут ведущее место в профессиональных пенсионных системах, оставаясь придатком породившей их отрасли (проект закона "О профессиональных пенсионных системах", в котором четко проработана концепция разделения трудовых и льготных пенсий, застрял в Госдуме). Ожидается, что отраслевые фонды будут флагманами накопительной системы, но не станут играть решающей роли в будущей системе НПО.

     Независимые (или свободные) НПФ по-прежнему будут  занимать незначительное место, предоставляя всем желающим - гражданам, отдельным  работодателям и предприятиям - возможность  воспользоваться услугами негосударственного пенсионного обеспечения. Сегодня их потенциал невелик, в дальнейшем какие-то из них могут быть поглощены корпорациями или трансформируются в территориальные фонды.

    Пока  доля территориальных НПФ мала, их территориальность условна и  определяется в основном согласием  местных администраций участвовать в формальном учредительстве. Причины - в недостаточной профессиональной подготовке работников таких фондов, незнании руководителями регионов принципов НПО, попытках создать региональные пенсионные системы на основе перераспределения существующих денежных потоков и т.п.

    Тем не менее специалисты именно с  выходом на территории связывают  перспективы НПФ, если фонды сами проявят инициативу и будут, во-первых, находить способы сближения с руководителями регионов и территорий для разработки и реализации территориальных программ НПО; во-вторых, проводить целенаправленную работу по информированию этих руководителей и депутатов местных законодательных собраний о необходимости, целях и возможностях НПО; в-третьих, сотрудничать с департаментами социальной защиты администраций и искать партнеров среди банков и страховых компаний20.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на все перечисленные трудности и проблемы, будут жить и развиваться. Поскольку они объективно нужны всем. Достаточно посмотреть на представленную статистику, которая говорит о том, что количество НПФ за 11 лет увеличилось в 11 раз. За последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз, численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 32 раза и составила более 6 миллионов человек!

    Безусловно, тормозом на пути его развития является недружественная система налогообложения, но даже и в этих условиях работодатели, по всей вероятности, не откажутся от уже начатых пенсионных программ. Принятие же нормальной системы налогообложения на принципах ЕЕТ (не облагать налогами пенсионные деньги на входе в систему и внутри нее, зато облагать все выплаты из нее) привело бы к значительному увеличению масштабов корпоративного пенсионного обеспечения.

    Для населения России обращение к  услугам НПФ – вопрос времени  и доверия. Но избежать прихода в  НПФ не удастся, если российский потребитель  хочет жить по стандартам развитых стран: в этих странах принято  копить на пенсию самостоятельно и смолоду в дополнение к государственной пенсии. Государство же, судя по “успехам” пенсионной реформы, явно демонстрирует, что сильно надеяться на него нельзя. Подключение НПФ к системе обязательного пенсионного страхования не только создаст для НПФ новый рынок, но и придаст новый импульс добровольному пенсионному обеспечению за счет повышения узнаваемости НПФ как института.

    Для поступательного развития российской экономики НПФ также нужны, поскольку  в отсутствие “длинных” пенсионных денег многие институты рыночной экономики не могут развиться и полноценно функционировать.

    И, наконец, НПФ нужны государству, - даже если отдельные его представители  и целые ведомства этого не понимают: чтобы снять с себя избыточные и невыполнимые социальные обязательства, получить долгосрочно сбалансированный бюджет, а также инвестиционные ресурсы. От государства в этой ситуации требуется не так уж много: не нужно ни накачивать НПФ бюджетными деньгами, ни активно пропагандировать их среди населения. Достаточно создать нормальную систему налогообложения и рассматривать НПФ как полноценного стратегического партнера государства в финансовой и социальной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // ConsultantPlus Local с добавлениями и изменениями от 1 октября 2007 года
  2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ) // ConsultantPlus Local с добавлениями и изменениями от 1 октября 2007 года
  3. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // ConsultantPlus Local с дополнениями и изменениями от 1 октября 2007 года
  4. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2003 г. №735 «Об утверждение Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию». // ConsultantPlus Local с дополнениями и изменениями от 1 октября 2007 года
  5. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 г. №1385 «Об утверждении требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения». // ConsultantPlus Local с дополнениями и изменениями от 1 октября 2007 года
  6. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. №63 «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» // ConsultantPlus Local с дополнениями и изменениями от 1 октября 2007 года

Информация о работе Негосударственное пенсионное обеспечение Российской Федерации