Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Введение............................................................................................................
4
1 Теоретические аспекты формирования государственного долга ............
6
1.1 Природа происхождения государственного долга..................................
6
1.2 Виды государственного долга..................................................................
10
1.3 Управление государственным долгом и методы его погашения и реструктуризации.............................................................................................
1.4 Показатели государственного долга........................................................
2 Структура и динамика государственного долга в Республике Беларусь
13
18
21
3 Негативные последствия роста государственного долга в Республике Беларусь.............................................................................................................
27
Заключение........................................................................................................
33
Список использованных источников..............................................................
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Государственный долг
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... |
4 |
1 Теоретические аспекты |
6 |
1.1 Природа происхождения |
6 |
1.2 Виды государственного долга... |
10 |
1.3 Управление государственным
долгом и методы его погашения
и реструктуризации............ 1.4 Показатели государственного
долга......................... 2 Структура и динамика |
13 18 21 |
3 Негативные последствия роста государственного
долга в Республике Беларусь...................... |
27 |
Заключение.................... |
33 |
Список использованных источников.................... Приложение А. Состав государственного
долга Республики Беларусь...................... Приложение Б. Показатели внешнего
долга Республики Беларусь......................
|
35
37
38
|
ВВЕДЕНИЕ
Современное
рыночное хозяйство, при всем многообразии
его моделей, известных в мировой
практике, характеризуется тем, что
представляет собой смешанную экономику,
где инструменты рыночного
В мире нет
ни одного государства, которое в
те или иные периоды своей истории
не сталкивалось бы с проблемой растущей
задолженности. Сегодня значительный
государственный долг имеют такие
высокоразвитые страны, как США, Япония,
Канада, Германия, Великобритания. При
этом основная его часть - это задолженность,
возникшая в последние два-три
десятилетия и связанная с
проведением долгосрочной дефицитной
бюджетной политики. Популярность использования
методов дефицитного
1) с помощью
государственной задолженности
удается ослабить постоянные
противоречия между величиной
необходимых потребностей
2) как
источник мобилизации
3) финансирование
дополнительных
4) стратегия
управления государственным
В тоже время,
необоснованное использование государственных
займов, выбор неподходящих форм и
инструментов финансирования бюджетных
дефицитов в совокупности с безответственной
денежно-кредитной политикой
Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.
Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования в условиях переходного периода, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.
Исходя из цели, в работе поставлены для решения следующие задачи:
- раскрыть сущность государственного долга, определить его роль;
- дать характеристику основных видов государственного долга;
- провести анализ динамики внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь;
- определить
негативные последствия, к
- рассмотреть методы и выявить проблемы управления государственным долгом Республики Беларусь.
Объектом исследования являются внутренний и внешний государственный долг, а предметом – процесс управления государственным долгом.
При выполнении курсовой работы применялись методы исследования: сравнения, анализа, синтеза, табличный.
При написании курсовой работы использовались законодательные и нормативные акты, учебная и монографическая литература, материалы периодических изданий по теме исследования, а также материалы статистических справочников и ресурсы Интернет.
1 Теоретические аспекты |
1.1 Природа происхождения государственного долга |
Существование любого современного государства не обходится без кредита. Поскольку государственный кредит функционирует на условиях срочности, возвратности и платности, то он приводит к образованию государственного долга.
Государственный долг – это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также процентов, которые необходимо погасить по соответствующим долговым обязательствам [32, с. 48].
В развитых
странах государственный долг
определяют также как общий
объем непогашенных государственных
облигаций. В Республике Беларусь к
государственному долгу относят
также государственные
Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.
Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:
Государственный долг выполняет следующие основные функции:
1) Распределительная функция - позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономического развития.
С помощью
этой функции идет процесс формирования
централизованных денежных фондов государства
либо использование их на принципах
возвратности, срочности и платности.
В связи с более быстрым
увеличением расходов по сравнению
с налоговыми поступлениями, государственные
займы, стали в последнее время
заметным инструментом финансирования
расходов бюджета. Налоги не увеличиваются,
когда расходы государства
2) Регулирующая функция выражается в том, что государство, вступая в долговые отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
3) Контрольная функция реализуется в контроле за целевым и эффективным использованием заимствованных средств, соблюдением сроков их возврата и своевременностью уплаты процентов [32, c.119].
Самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).
Двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга, являются размер сальдо бюджета и объем реального ВВП. В зависимости от состояния данных факторов можно условно выделить два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике.
1. Классический подход. Заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к госдолгу как инструменту стабилизационной макроэкономической политики. Рассмотрим данный подход подробнее.
В фазе понижения
деловой активности снижаются поступления
в бюджет. Правительство в этот
период заинтересовано в сокращении
уровня расходов, поэтому возникает
вопрос о компенсации снижения доходной
части бюджета. Принято считать,
что при снижении деловой активности
хозяйствующих субъектов
В фазе же
увеличения деловой активности поступления
в бюджет увеличиваются, объем займов
сокращается или становится отрицательным
(т.е. имеет место досрочное
Однако существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, хотя государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов, но практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливается риск долгового кризиса.
Таким образом,
госдолг может успешно
Информация о работе Негативные последствия роста государственного долга в Республике Беларусь