Налоговое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сила любого государства, как известно, определяется размерами финансовых ресурсов, которыми оно располагает для выполнения своих экономических функций. Концентрируя с помощью налогового регулирования в своих руках финансовые ресурсы, государство должно использовать свое право оказывать значительное влияние на экономическое развитие страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и особенности налогового регулирования
1.2 Инструменты налогового регулирования и их характеристика
1.3 Законодательная база налогового регулирования в РК
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Механизм функционирования системы налогового регулирования в
Республике Казахстан
2.2 Анализ налогового реформирования в Казахстане за последние годы
2.3 Проблемы Совершенствования Системы Налогового Регулирования В Экономике Республики Казахстан И Пути Их Преодоления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

- налоговый кредит (изменение  срока уплаты по одному или  нескольким налогам на срок  от трех месяцев до одного  года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

- инвестиционный налоговый  кредит (изменение срока уплаты  налога на прибыль организаций,  а также региональных и местных  налогов от одного года до  пяти лет, при котором организации,  при наличии оснований, предоставляется  возможность в определенных пределах  уменьшать свои платежи по  налогу с последующей поэтапной  уплатой суммы кредита и начисленных  процентов).

1.3 Законодательная  база налогового регулирования  в РК

Деятельность налоговой  службы Республики Казахстан по обеспечению  полноты поступления налогов  и других обязательных платежей в  бюджет началась и проходит в условиях нарушений платежной дисциплины, вынужденной остановки многих предприятий, банкротство, острой борьбы с преступностью  в налоговой и финансовой сферах.

Несмотря на большие трудности, работниками налоговой службы проводится значительная работа по реформированию и совершенствованию налоговой  системы. Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа.

На первом этапе (с 1992 года по июнь 1995 года) из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы  Казахстана в основном был использован  опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате чего, в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

Она включала в себя три группы налогов:

  1. Общегосударственные;
  2. Общеобязательные местные налоги и сборы;
  3. Местные налоги и сборы.

Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов  и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей, расчетной  базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот  сделало налоговую систему практически  неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой  системы Казахстана началась уже  в 1992 году.

В истории развития налоговой  системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных  налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, «О налогообложении доходов с физических лиц» и «О налогах на прибыль и  доходы юридических лиц». С принятием  указанных законодательных актов  произошли радикальные изменения  в механизме исчисления двух основных налогов.

Так, в подоходном налогообложении  физических лиц впервые был осуществлен  переход от щедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

В части юридических лиц  изменения коснулись следующих  аспектов: отменена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две  ставки: 30% – для всех юридических  лиц и 45% – для банков и страховых  компаний. Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации  в части доходов, полученных от предпринимательской  деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать  вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь  решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.

Жестокая налоговая политика привела к так называемой «налоговой ловушке», когда, несмотря на высокие  ставки налогов, поступления от них  снижаются в результате сокращения базы обложения (отсутствия дохода), ухода  части предприятий в нелегальный  бизнес и сокрытие доходов от налогообложения.

Исходя, из этого в качестве основных целей налоговой реформы  в Республике Казахстан в последующие  этапы были выдвинуты:

  1. Стимулирование рыночных отношений, а именно:
  • Активная поддержка предпринимательства;
  • Стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;
  • Подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
  • Создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения;
  1. Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:
  • Обеспечение социальной защиты малоимущих;
  • Создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
  • Учет национальных и территориальных интересов государства;
  • Стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю  налоговую систему Республики Казахстан  и приблизить ее к мировым стандартам.

Задачами второго этапа (с июля 1995 года по 1999 год) были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы  Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235.

Вышеуказанный законодательный акт  был введен в действие с 1 июля 1995 г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверского института, Стэнфордского Университета, Гарвардского Университета США.

На данном этапе функционировало 11 видов налогов и сборов: 5 общегосударственных  и 6 местных налогов и сборов. С 1 января 1999 года их количество увеличивается  до 17.

Основной задачей третьего этапа (с 2000 года) является усиление правовых аспектов взаимоотношений между  государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. На данном этапе возникла необходимость  в очередном реформировании налогового законодательства и с 1 января 2002 года введен в действие Кодекс РК «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» (Налоговый Кодекс), который  принят Парламентом Республики Казахстан 12 июня 2001 года №209-II.

 

Современная налоговая система  Республики Казахстан в настоящий  период действительно способствует регулированию экономических процессов. В то же время необходимость соответствия условиям сегодняшнего дня требует  от нее постоянного совершенствования  и модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговое регулирование экономики