Налоговая система в Республике Казахстан: этапы становления и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
В соответствии с целью, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены основные этапы налоговой реформы;
- реформирование структуры налогов;
- рассмотрен подоходный налог с физических и юридических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития
1.1 Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы РК…………………..………………………………………………..6
Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние
на развитие экономики………………………………………………….13

2 Реформирование структуры налогов
2.1 Налоговые реформы и перспективы налогового обложения.................16
2.2 Действующая налоговая система..............................................................19

3 Подоходный налог с физических и юридических лиц
3.1 Совокупный годовой доход и вычеты из совокупного годового дохода
юридических лиц…………………………………………………………23
3.1.1 Порядок исчисления к сроку уплаты подоходного налога
юридических лиц……………………………………………………….36
3.1.2 Налоговая декларация и налоговый период………………………….39
3.2 Доходы, облагаемые у источника выплаты по индивидуальному
подоходному налогу……………………………………………………..40
3.2.1 Прочие доходы…………………………………………………………41
3.2.2 Декларация по индивидуальному подоходному налогу……..............42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Сборы:

     - Сбор за государственную регистрацию юридических лиц

     - Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

     - Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

     - Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и принцип

     - Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов

     - Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов

     - Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств

     - Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

     - Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей

     - Сбор с аукционов

     - Гербовый сбор

     - Лицензионный сбор

     - Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным радиовещательным организациям

     Платы:

     - Плата за пользование земельными участками

     - Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников

     - Плата за загрязнение окружающей среды

     - Плата за пользование животным миром

     - Плата за лесные пользования

     - Плата за использование особо охраняемых природных территорий

     - Плата за использование радиочастотного спектра

     - Плата за пользование судоходными водными путями

     - Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы

     Государственная пошлина:

     - Государственная пошлина с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений (жалоб) по делам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судом копий (дубликатов) документов.

     - Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов

     - Государственная пошлина за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением дополнением и восстановлением записей актов гражданского состояния

     - Государственная пошлина за оформление документов на право выезда за границу и приглашение в Республику Казахстан лиц из других государств, а также за внесение изменений в эти документы

     - Государственная пошлина за выдачу визы к паспортам иностранцев или заменяющим им документам на право выезда в Республику Казахстан

     - Государственная пошлина за оформление документов о приобретение гражданство Республики Казахстан, восстановление гражданство Республики Казахстан и прекращение гражданство Республики Казахстан

     - Государственная пошлина за регистрацию местожительства

     - Государственная пошлина за выдачу разрешений на право охоты

     - Государственная пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан

     - Государственная пошлина за выдачу разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортировку, ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз из Республики Казахстан оружия и патронов к нему

     - Государственная пошлина за регистрацию и перерегистрацию гражданского оружия (за исключением холодного охотничьего, пневматического и газовых аэрозольных устройств)

     Таможенные платежи:

     - Таможенная пошлина

     - Таможенные сборы

     - Платы

     - Сборы [3]. 
 

     1.2 Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики 
 

     В основу нового Налогового Кодекса, который получил официальное название «Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс)», войдут многие положения действующего Закона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», претерпевшего, в свою очередь, огромные изменения и дополнения с 24 апреля 1995 года, когда налоговое законодательство нашей страны получило статус Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона (статус Закона этот документ, как известно, приобрел лишь в середине 1999 года).

     Однако, несмотря на цель сохранения структуры налогов и методики налогообложения (что нашло отражение в провозглашенном принципе преемственности и стабильности налогового законодательства), в налоговом Кодексе 2001 года, вероятно, найдут отражение следующие идеи: снижение ставки налога на добавленную стоимость, потенциальный возврат к 21%-ной ставке социального налога или, как было официально подчеркнуто Министерством государственных доходов Республики Казахстан, «дифференциации ставок социального налога в зависимости от степени использования факторов производства».

     Что касается подоходного налога с физических лиц, который в проекте звучит как «индивидуальный подоходный налог», то согласно официальным выступлениям «возможен пересмотр шкалы этого налога и границ абсолютных объемов выплачиваемой заработной платы вслед за изменениями темпов инфляции и девальвации национальной валюты.

     Возвращаясь к НДС, не приходится сомневаться, что разработчики Кодекса (в целях упрощения налогового администрирования, а также во избежание теневого перелива капитала из одной сферы экономики в другую) установят единую ставку налога на добавленную стоимость для всех предприятий, независимо от направлений их деятельности.

     Следует отметить, что проект Налогового Кодекса будет содержать раздел «специальные налоговые режимы», где в дополнение к индивидуальным предпринимателям, уплачивающим фиксированный суммарный налог по патенту, будет предусмотрена аналогичная патентная система для юридических лиц.

     Однако следует подчеркнуть, что реализация подобных идей будет параллельно происходить с достаточно жестким принципом – отменой всех налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности, доходов, товаров, работ и услуг.

     Уточним, что Общая часть Налогового Кодекса будет являться своеобразной правовой основой всей налоговой системы Республики Казахстан, где будет даны общие понятия, положения, права и обязанности всех участников налоговых правоотношений. А все положения, касающиеся определения видов налогов, сборов и других обязательных платежей (по которым, как уже было сказано, существенных изменений не предусмотрено), указание плательщиков, объектов обложения, механизма их исчисления и уплаты, а также принципы налогового учета будут систематизированы именно в особенную часть Налогового Кодекса [4].

     Нетрудно догадаться, что нарушители налоговых норм будут выяснять отношения с государством в рамках абсолютно новой части налогового законодательства – Административной части (первый вариант названия – Процессуальная часть), разработка которой уже сейчас вызывает целый комплекс проблем, связанных со сложностями взаимной увязки экономических и юридических аспектов налогового законодательства.

     Очевидно, что заложенный в Общую часть принцип стабильности налоговой системы  очень трудно будет соблюдать для регулирования отношений в рамках этой, абсолютно новой части налогового законодательства, когда на семинаре – совещании в Астане было прямо сказано о тогда еще Процессуальной части как «наиболее слабом звене в системе налоговых правоотношений Казахстана и необходимости ее совершенствования в последующие два-три года».

     Конечно, рассмотренные технические и организационные аспекты реформирования налоговой системы Республики Казахстан вызывают огромный интерес. Другими словами, всех хозяйствующих субъектов волнуют такие вопросы: позволит ли принятие Налогового Кодекса действительно упорядочить, унифицировать и упростить налоговую систему, поставить взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов в строгие правовые рамки, уточнить роль представительных и исполнительных органов власти разных уровней в формировании и реализации налогового законодательства.

     Однако важным представляется и то, насколько гибко изменения в налоговой политике Казахстана будут соответствовать основному правилу эффективной налоговой системы. Речь идет о соотношении целей минимизации экономических издержек любых категорий налогоплательщиков (физических и юридических лиц) и одновременном обеспечении денежных поступлений в бюджет.

     Понятие во внимание даже этого факта – необходимости мобилизации средств – не позволяет напрямую связывать многие пункты бюджетно-налоговой политики с традиционным эффектом инвестиционного процесса, развития социальных, научных, образовательных программ, расширения производства общественных благ и ряда других проектов, расходы на которые в идеале осуществляются за счет средств налогоплательщиков. Тем более если речь заходит о смене механизмов и методов налогообложения, а также снижении ставок налогов – проблемах, вокруг которых закономерно не утихают спорные дискуссии о вопросах улучшения инвестиционного климата в Казахстане с практического микроуровня.

     С другой стороны, государство в лице руководителей экономического блока казахстанского правительства практически прямо заявило о необходимости положить конец эпохе «романтического налогообложения» начала 90-х годов, намереваясь, как мы выяснили выше, сохранить достаточно жесткую систему налогообложения и постоянно подчеркивая, что «ставки налогов – чисто технический вопрос, который зависит от состояния бюджета» [5]. 
 

 

2 РЕФОРМИРОВАНИЕ  СТРУКТУРЫ НАЛОГОВ 

     2.1 Налоговые реформы и перспективы налогового обложения 
 

     Имеется в виду отношение ко всей совокупности подлежащих к уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, что в свою очередь, зависит от следующих факторов:

     - менталитета и гражданской позиции налогоплательщика, то есть уровня его общественного сознания, экономической грамотности и налоговой культуры, предполагающих понимание им необходимости платить без принуждения налоги как не только свой первостепенный гражданский долг, но и почетное право во благо себе и людям принимать, таким образом, непосредственное участие в государственном строительстве;

     - особенностей мотивации, то есть степени и характера личной заинтересованности в успехе налоговой реформы в целом и решения ее отдельных целевых задач со стороны налогоплательщика, зависящих от его предыдущего опыта, индивидуального представления об ожидаемой от нее выгоды, коммуникативности, имущественного, социального и общественного статуса, способности свободно ориентироваться в сложных проблемах рыночной экономики, перспективах ее устойчивого развития и своего места в ней.

     Отсюда однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие – не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют и поносят, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.

     Для того, чтобы вводимая налоговой реформой налоговая система была хорошо понята, а значит – и принята населением и предпринимателями, положения относящегося к ней законодательства должны быть предельно четко сформулированы, ясно изложены и не допускать неоднозначного толкования или двусмысленности, чтобы налоговые инструкции их только разъясняли, но ни в коем случае не корректировали и подменяли [6].

Информация о работе Налоговая система в Республике Казахстан: этапы становления и развития